12:58 , 11 февраля 2019

«Ой, где был я вчера»: Впечатления от лекции Д. Быкова о Высоцком

В пятницу в штате Нью Джерси, в городке Фэйр Лон (который немаленькая местная русская община любовно называет «Ясной Поляной») Дмитрий Быков делал доклад о Высоцком, а также Некрасове, Бродском, и др.  Говорил Быков без остановки и без всяких вспомогательных записей 90+ минут. Он великолепен своей эрудицией и его подвешенный язык составил бы конкуренцию Ходже Насреддину. Но его натяжки и тенденциозно подогнанные факты, очевидные для специалиста в конкретной области, мешают воспринимать его информацию всерьез.

Некоторые моменты лекции были очень интересны.  Его главная идея состояла в том, что дуализм Некрасова как «гражданина и поэта» разделился после его смерти надвое и перевоплотился сначала в Маяковского и Есенина, а потом в Бродского и Высоцкого. Я заметил с места, что, если уж искать антитезу связке «Есенин-Высоцкий», то Евтушенко намного ближе и поэтически, и социально к Маяковскому, чем Бродский. Быков отреагировал негативно и достаточно невнятно. 

Интересен был тезис о том, что после постановки «Гамлета» («черного человека среди белых и веселых придворных») Высоцкий начинает отдаляться от своей публики и от советского народа в целом и в последние годы уже ждал от людей «предательства». В доказательство Быков привел строчки из «Охоты с Вертолетов»: «что смогу я один, ничего не смогу». Когда я отметил (уже после лекции, в сегменте «вопросов-ответов»), что в той же самой песне есть строчка «скликаю заблудшие души волков», ясно указывающая на ответственность вожака стаи за своих последователей, Быков сменил тему. Он так же привел песню «О Фатальных Датах и Цифрах». Я ответил, что песня -— 1971 г., Быков сказал, что «нет-нет, она -— «1973 г. или позже», на что я помахал мобильным телефоном. Быков сменил тему. Он привел песню «Райские Яблоки» (действительно позднюю), где человеку даже умереть спокойно не дают, отправляют из «рая-концлагеря» обратно на Землю. Это уже просто дикая натяжка: не считал же Высоцкий «ангелов на вышках» «своей публикой». И т.д.

В этой теории есть здравое зерно: «Гамлет» дал импульс ряду вещей, где герой -— «один против всех»:  «Микрофон», «Горизонт», «Мой Гамлет», те же «Фатальные Даты», и пр.  Но эта тема возникла раньше: та же «Охота на Волков» (1968), «Человек за Бортом» (1969), и пр. «Гамлет» просто акцентировал этот момент в творчестве Высоцкого.

Самое интересное, что у Высоцкого есть песня о «предательстве» его поклонниками -— это «Памятник». Пусть о предательстве посмертном, но ясно, что если предали после смерти, предадут и при жизни. Но даже она 1973 года, а в моем понимании «позднее» творчество Высоцкого -— это 1976-80. Но вот ее-то Быков и не упомянул.

Мне кажется, я могу сформулировать МВ и МО Быкова.  Его МО -— это аналогии и параллели.  Его МВ -— это эпатаж.  Аналогии неожиданны, зачастую парадоксальны, часто интересны, иногда просто блистательны, а иногда не выдерживают критики, но рассчитаны они всегда на эпатирование публики и шок.  Назвать Пушкина «русским Христом» или Донбасс «русским Сектором Газа» -— и весь Рунет обсуждает Быкова.  Верный способ остаться в топе новостей.

Читая сборник лекций Быкова о русских писателях, я открыл одну закономерность.  Писателей, которых русская интеллигенция любит (Булгаков, Зощенко, и пр.), Быков критикует.  Писателей, которых русская интеллигенция не жалует (Шолохов, Федин, и пр.), Быков хвалит.  «Причина та ж -— эпатаж» (не могу себе отказать в удовольствии рифмы, говоря о поэте).  Во всей книге есть два исключения:  Высоцкий и Стругацкие.  Я подозреваю, дело в том, что Быков просто побоялся перегнуть палку:  попытка ниспровергнуть этих кумиров интеллигенции окончилась бы остракизмом.  Уж этого бы ему не простили.

Уже после доклада я болтал с приятелями, и, увидев проходящего мимо Быкова, я сказал «Спасибо за прекрасную лекцию», на что Быков, не останавливаясь и не повернувшись в мою сторону, буркнул «Вам спасибо» и прошел дальше. Все-таки (московское? богемное? звездное?) хамство никого не красит.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире