Статья 41 Конституции РФ

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Для начала, конечно, поставим такой вопрос: можно ли сегодня для жизни пользоваться Конституцией РФ, трактовка статей которой так размыта законами, подзаконными актами, регламентами, региональными поправками и пр., а поиски и доказательства адекватной трактовки статей затруднены мутными ответами гослиц, бюрократическими извивами, неведением на местах, некомпетентностью ответственных работников, рядовых сотрудников госучреждений и пр.? И вроде бы нельзя, скажут многие. «Каждый сам за себя» – статья 1 (первая и последняя) Основного Закона российских диких джунглей.

Но для изменения ситуации (для превращения тех же диких джунглей, уточним, не в выжженную пустыню, а в райский сад) на эту статью не сошлешься. Правила игры должны быть другими.

Представители племени, отягощенного надеждой, что джунгли можно превратить в благоприятное для жизни место, должны для конструктивного разговора с государством иметь обоюдоустраивающий аргумент. Иначе их просто не будут слушать. Как бы красиво ни говорить об обязанностях власти по отношению к народу, но нет таких юридических терминов, как, например, «справедливость», «человеческое сострадание и милосердие», «здравый смысл», «помогите, больно же!», «вымираем потихоньку». Есть текст закона.

И начинать, правильно, нужно с Конституции. Как обстоит дело со статьей 31, мы наглядно видим. Какая же проблема со статьей 41? Только ли та, что календарь ни разу в году не доходит до этого числа?

Для ситуации, когда отсутствуют условия реализации существующего права, придуман правозащитный термин «социальная исключенность» (social exclusion). Он означает, что гражданин по причинам, не указанным в Конституции, лишается возможности реализовать свое право – исключается из механизмов государственной помощи.
Например, человек, не имеющий регистрации по месту жительства в данном регионе, не может получить бесплатное медицинское обслуживание, кроме экстренного. Медицинская помощь привязана к «прописке»*.

Обоснование выбора этого рецепта «народной медицины» в том, что за лечение должен кто-то платить, а муниципальное здравоохранение финансируется за счет региональных бюджетов, складывающихся из отчислений тех, кто получает зарплату и живет в данном регионе. Платить за «чужого» никто не хочет.
Вроде как все оправдано. Но ведь «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь»!

Если бы только эта трудность, все-таки потенциально решаемая законодательно на федеральном уровне. (Например, привязать оказание медпомощи к полису ОМС, действующему на всей территории страны. Или привязать оказание медуслуг к ЕСН, Единому Социальному Номеру, который присваивается гражданину при рождении.)**

Но как быть даже сейчас с теми, кто и «прописку» имеет, но социально исключен из системы здравоохранения по материально-территориальным причинам? Работает ли для них 41-ая?

Петербург: молодого человека, живущего без регистрации, но при этом имеющего, по региональному – единственному в стране – закону, право на обслуживание в местных медучреждениях, не хотели осматривать, а потом не могли поставить правильный диагноз, и он умирает в мучениях.

Курганская область: брат, не полагаясь на помощь медиков, задушил свою тяжело больную сестру, избавляя ее от страданий.
Приморский край: женщина, поставленная на очередь на постановку диагноза, испугалась, что умрет раньше, и сама себе сделала операцию.

Какие ожидания, как ситуация будет развиваться дальше? А?

В любом случае – не болейте!***

*В эту ситуацию попадают все уличные бездомные и те латентные «бездомные», которые имеют жилье, но живут без регистрации (их государство не видит).

** Опускаем вопрос о том, как такие или другие решения будут воплощены в жизнь и за какое время. А также такой вопрос, насколько исключенными из механизмов правового контроля и законотворческой деятельности являются независимые эксперты и неправительственные организации, занимающиеся защитой прав и желающие участвовать в создании законов, так как лучше знают ту реальную жизнь, которая не укладывается в регламенты.

*** Получается, что если в Конституции ничего не сказано о качестве и объеме предоставляемой бесплатной медицинской помощи, то даже возможности трактовки статьи 41 нет. А есть только тот обязательный норматив минимальной медицинской помощи, который бесплатно предоставляется пациенту, утверждаемый местными властями, исходя из возможностей местного же бюджета****.

****Суд обязал новгородскую обладминистрацию увеличить нормативы на бесплатное медобслуживание.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире