11:38 , 05 июля 2010

О компенсациях неоднократно осужденным за нарушение их права на возможность исправиться

Кто-то должен ответить за создание условий, при которых оступившийся не имеет возможности подняться.
(Данный пост направлен на привлечение внимания общественности к проблеме ресоциализации бывших заключенных.)

В Башкирии подсудимый на суде попросился в тюрьму

(16 апреля 2010, ИА REGNUM Новости)

«В Башкирии подозреваемый в совершении преступления попросил суд осудить его на максимальный срок, так как не представлял свою жизнь на свободе».
«С момента последнего освобождения до ареста прошло всего четыре дня».
«На преступление мужчина пошел специально. На свободе у него нет ни жилья, ни друзей, ни родственников». «Как добывать средства на существование, не преступая закон, он также не представляет. Из сорока своих лет восемнадцать мужчина провел за решеткой. По решению суда он вновь вернется туда на ближайшие полтора года»
.

Насколько типичен данный случай?
Давайте представим, полагаясь на свои собственные ощущения, опыт и знания.

Куда ехать и где жить, если близкие родственники отвернулись или их вообще нет…
Легко ли, например, если на руках только справка об освобождении, восстановить паспорт, на что в любом случае уйдет какое-то время, в течение которого надо как-то жить…
Насколько полезен для жизни на свободе опыт и круг общения, соответственно, полученный и сложившийся у осужденного в течение прошедших нескольких лет…
Надо же еще получить регистрацию, так как без регистрации могут назначить административное наказание, а также не оформят ИНН, без которого не устроиться на работу – а для регистрации нужно иметь адрес, по которому живешь, то есть купить (аффтар жжот) или снимать (ага) жилье, за которое платить из того, что заработаешь там, где требуют ИНН и прописку…

Опускаем пока рассуждения о том, насколько законно и мудро оформляться бывшему заключенному на работу по «серой» схеме – без трудовой, без ИНН, без «социального пакета», без письменных обязательств со стороны работодателя.

Не будем углубляться в то, насколько реальные правила игры соответствуют, да, очень таким правильным словам, что по Трудовому кодексу не имеют права отказывать в приеме на работу из-за отсутствия регистрации.

Не фиксируемся детально, на какие вакансии может претендовать освободившийся из мест лишения свободы, какая у него профессия и навыки по ней.

Оставляем на другой раз опрос, как сдающие жилье реагируют на желание арендаторов зарегистрироваться.

Прикидываем, что со здоровьем, мотивацией и социальными навыками у бывшего заключенного, жившего несколько лет по строгому распорядку, имевшего гарантированно трехразовое питание, крышу над головой…

И, наконец, ставим вопрос: как в предложенных условиях поступит человек с имеющимся резюме – попытается преодолеть барьеры «свободной жизни» или вернется к уже привычному и понятному порядку вещей?

И некоторые, да, сознательно идут на преступление, чтобы получить срок и определенность на будущее, кусок хлеба и место в теплом помещении, а некоторые, освобождаясь, и не видят для себя другого пути – их и не научили ничему другому – и живут так, как умеют, за что их снова сажают.

Если общество рассуждает так, что это право каждого взрослого человека – делать выбор между добром и злом, то оно может умывать руки.
«Вот пусть они там, а мы, правильные, с умытыми руками, здесь».

Но немного задумавшись, выясняется, что если кем-то было выбрано зло, то почему-то это касается не только тех, кто где-то там, но и тех, кто здесь, – пусть, пронеси-пронеси, не лично, пусть не родственников и знакомых (однако кто-то не из них ведь все равно пострадает!), но опосредованно коснется всех:

– через содержание пенитенциарной системы со всеми ее ужасами,

– через уменьшение количества работающих на благо общества и бюджета,

– через увеличение количества неполных семей,

– через уменьшение количества законопослушных граждан,

– через снижение планки социальной культуры за счет все большего проникновения в жизнь «понятий» с зоны,

– через все эти «шансоны» и прочую блатную романтику
(«Да выключите вы ее, наконец! Невозможно же!»).

А если еще приглядеться повнимательнее, то видно, что совершённое зло ведь не какое-то там метафизическое, из фильма ужасов с перерывами на рекламу, непонятно, откуда приходит и куда уходит, а конкретное – совершено кем-то со своей личной реальной историей – что-то случилось когда-то раньше, да, за что был наказан, а потом случилось (точнее, НЕ СЛУЧИЛОСЬ) что-то еще, то есть еще раз был наказан, в результате чего…
Почему человеку оказалось легче выбрать именно зло? Были ли у него нормальные условия для выбора?

Наше массовое сознание часто предлагает наивно-буквальное толкование понятия свободы частного выбора, когда чуть что, то и «сам виноват».
Однако далеко ходить не надо – если взять для сравнения профилактические меры в области здравоохранения, общество почему-то вполне готово отвечать за предупреждение неправильного выбора, личной ошибки. Чтобы, спасая человеческие жизни и судьбы, себя же оградить от возможных негативных последствий…
Для чего надо задаваться уже не только вопросом «кто виноват?», но еще и другими – «насколько виноват только тот, кто признан виновным?» и «что делать?»…
Как повысить эффективность этого «что делать»?..
И «кто виноват», если результат отрицательный?..

И кто оказывается жертвой бездействия или неумения «что делать»?..

В заключение новость из будущего: «…суд обязал государство выплатить компенсации неоднократно осужденным за непредоставленные социальные услуги по социальной реабилитации и адаптации или за их низкое качество, что привело к нарушению их права на возможность исправления, лишило их шанса вернуться к нормальной жизни и привело к повторному совершению преступления», – которой противопоставим существующую сегодня реальную точку зрения, что государство не в силах позволить себе проводить широкомасштабные амнистии, так как не может ничего предложить освободившимся – и они снова скоро вернутся туда, откуда их выпустили.
(См., например, мнение Светланы Бахминой)

Послесловие.
На самом деле государство и общественные организации, занимающиеся этой проблематикой, понимают, насколько социальная категория «бывшие осужденные» входит в группу «социального риска».
На самом деле программы социальной реабилитации заключенных и бывших заключенных понемногу работают в нашей стране, внедряются новые методики, перенимается положительный международный опыт, существует сеть специальных социальных учреждений для освободившихся из мест лишения свободы.
(О подобной программе в Тольятти).

Но всего этого очень и очень мало.
Вы вот слышали что-то об этом?

Комментарии

25

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


05 июля 2010 | 11:55

Что мешало этому башкирскому сидяке прибиться к монастырю или церкви какой? Сиди и жди когда в тебе личность проснётся, так нет ему к братве в семью на шконку охота!Зона чай не каторга. Ужин - макароны. Ну и флаг ему в руки.


polyak 05 июля 2010 | 12:15

А что, в церквях и монастырях всех принимают? Полагаю, там тоже надо отрабатывать свой кусок хлеба.


05 июля 2010 | 12:31

Если и не примут, так всё равно помогут. Работа у них такая. Кстати, помощь десоциализированным элементам - это едва ли не единственное оправдание существования РПЦ...


polyak 05 июля 2010 | 20:39

Оправдание перед кем?


05 июля 2010 | 20:49

Ну хотя бы перед моим строгим и требовательным взглядом.
Или Вас такой ответ не устроит?


polyak 05 июля 2010 | 21:41

Может РПЦ хотят упразднить? Или они меньше отдают денег вышестоящим по иерархии, поэтому и показывают, что много средств уходит на помощь малоимущим людям?


05 июля 2010 | 22:35

Не улавливаю Вашей мысли. Изъясняйтесь прямее, если можно. Если Вас интересует моё мнение, то я бы всю религиозную байду сдал в краеведческие музеи и не в экспозицию, а в запасники...


polyak 05 июля 2010 | 22:55

То Вы предлагаете людям, которые не могут найти себя в этой жизни, пойти в церковь. Они помогут, хотя бы прокормят, не просто так конечно, поработать придётся (в чём я с Вами согласен), то говорите сдать их в запасники.


05 июля 2010 | 23:05

Вы то свою позицию вовсе не озвучили. В запасники это план максимум тем более что это исключительно моё мнение. А есть и реалии, с которыми все мы обязаны считаться. И уж коли упразднить РПЦ пока не представляется возможным, то пусть хоть социализируют блаженных да юродивых. С паршивой овцы хоть шерсти клок...


polyak 05 июля 2010 | 23:24

Спрашивайте, что Вам интересно? Я конечно далёк от церковных вещей, хотя сам крестился после армии, но на все ваши вопросы буду отвечать искренне.


05 июля 2010 | 14:00

лет сидел, и ему не только макароны, а и домашние посылочки от всяких новеньких перепадают.
Думаю, он там свой комплекс власти реализовал


05 июля 2010 | 14:40

Так и есть. Сто пудов. Там у него шконка под балдахином, поднос с фруктами, смуглый паренёк опахалом машет, белокурый ступни массирует.
А в реале он гол как сокол, никто и звать не как. Чем его на волю из зоны выманишь? Ничем...


05 июля 2010 | 17:19

как можно опять захотеть на зону, только, если там медом намазано.
Если у мужчины с головой в порядке, он всегда может найти женщину, которая поймет и приютит. И демографическая ситуация, и традиции "жалеть, значит, любить" - в России помогут.
Но для этого нужно желание начать новую жизнь.


05 июля 2010 | 19:58

Вот именно, если в порядке. А какой там может быть порядок, если вся сознательная жизнь прошла в концлагере.
Каждый человек вселенная. И есть вселенные настолько адские, что боже сохрани!
Сегодня промелькнуло в новостях: Женщина, имея дочь и мать, поняла и приютила, как Вы говорите, паренька чуть за двадцать, а тот с целью завладения жильём связывает и топит всех трёх женщин. Похож на учащегося ПТУ. Получил пожизненное.
А ведь таких много и они среди нас.
Оторопь берёт...


vars Алексей Варсопко 06 июля 2010 | 17:36

Про "желание начать новую жизнь" - в том-то и дело, что какие представления о жизни? откуда им взяться? когда никому, кроме себя не нужен?
А насчет "женщины, которая поймет и приютит" это уж Вы, на мой взгляд, слишком идеалистично. Такие единичные случаи, конечно, есть, но чаще обратное, когда близкие отказываются, не хотят иметь ничего общего...


05 июля 2010 | 12:57

Сразу вспоминаются рассказы О. Генри.
Только Вместо юмора - драма и чернуха.
Судя по тому, чем занимается Ч. Хаматова, трудно ожидать, что государство наплевавшее на социально благополучную часть общества (это я про детей) станет беспокоиться о социально ущербных.
В странах т.н. "Золотого миллиарда" существуют целые программы реабилитации, которые начинают работать еще за долго до окончания срока заключения (отпуска, выходы на несколько часов на работу, Участие в общественных работах, обучение и переобучение). При это все эти программы осуществляются совместно с некоммерческими организациями - теми самыми, что шакалят у западных посольств.
И делается это далеко не из человеколюбия или сострадания. Все эти организации получают гос финансирование и гос поддержку только по одному принципу - процент рецидивистов. (меньше процент - больше эффективность - больше денег получишь)

Видимо, пока Российское общество не осознало потребности в подобного рода деяниях.


vars Алексей Варсопко 06 июля 2010 | 17:29

Почему-то именно западные фонды заинтересованы в том, чтобы у нас жизнь стала лучше. Потому что в этом их прагматичный интерес тоже - хочется жить рядом с адекватным соседом.
Почему нашей власти не хватает мудрости посмотреть немного вперед, ведь проблема не рассосется сама собой, - и еще одна тяжелая тема.


05 июля 2010 | 13:09

Алексей,очень важная и интересная тема.На всем постсоветском пространстве,за короткий период,появилось огромное количество таких бедолаг.Такое ощущение,что бомжи у нас растут на асфальте ,как грибы после дождя.Что власти делают?.Где квартиры этих людей? Почему после отсидки они выходят на улицу?Откуда столько детей на улицах?Они что все родились на улицах?Как попечительские советы подписывали разрешения на продажу жилья,если в квартирах живут несовершеннолетние.А у этих детей тоже тюрьма-последний и не самый плохой вариант.Я понимаю,что не все случаи одинаковы,но уверен,что практически за каждым бомжем стоит преступление,и попустительство,либо соучастие правоохранительных органов.


05 июля 2010 | 14:50

Не хотите Советской страны, придумайте что-нибудь другое, но
Работу человек должен и обязан иметь всегда.
Заработная плата должна быть примерно одинаковая за любой труд и если отличаться то незначительно.
Человек должен иметь жильё, если нет собственного то муниципальное, хотя бы общежитие.
Никто не должен иметь права лишать возможности
трудовой деятельности в местах заключения.
Из тюрьмы человек должен выходить с необходимой суммой для проживания в течении
двух месяцев, как минимум.
Органы должны четко следить за отбывшими срок
в течении определённого времени.
А главное Страна должна быть не сборищем идивидумов, а единым сплочённым коллективом,
где каждый несёт ответственность за другого.


05 июля 2010 | 15:02

Да не нужно выдумывать велосипед. Уже все давно придумали и опытом с удовольствием поделятся. Нам многое нужно менять.Согласен.Но не в сторону СССР.На данном этапе нужно требовать хотя бы следования действующему законодательству.От всех без исключения.


vars Алексей Варсопко 06 июля 2010 | 17:18

Я тоже за соблюдение законов. Но почему получается, что для того, чтобы исполнялись законы, нужно принимать еще другие законы? А потом и еще?..
Но самое тяжелое, что ощущение какого-то тупика, так как понимаешь, что сегодняшним властям это почти не надо, а расхлебывать все придется нашим потомкам. Все равно им придется это решать. И чем больше будет запущено, тем большая им предстоит работа.


06 июля 2010 | 17:44

Сталкиваясь с нашими органами,ДПС,Милиция,Налоговая,Суды,Таможня,Прокуратура,везде видишь одно и тоже.Они делают,что хотят.Они нарушают закон.Они над законом.Они преступники.Поэтому и государство преступное.Все.Круг замкнулся.Чтобы жить нужно играть по их правилам.
Примите сколько угодно законов,если они эти не выполняют,какая гарантия,что они новые будут выполнять?Никакой.
Я думаю,что если нынешнее руководство не изменится в ближайшие лет 5,то уже сожалеть будет не о чем. Возьмут интернет под свой контроль и больше никто ничего не увидит,не узнает,не обсудит...
Мало того,международное сообщество очень озабочено эпидемиологической обстановкой в наших странах.Туберкулез,Сифилис,Спид.Так что неровен час,когда нам объявят карантин и не будут пускать в свои страны.Так что,я думаю,и дай Бог чтобы я ошибался,в скором времени,все отойдет на задний план.Люди будут заниматься физическим выживанием.


vars Алексей Варсопко 06 июля 2010 | 17:43

Нет уверенности даже в ближайшем будущем, чтобы серьезно заниматься настоящим.
Власти не понимают или не хотят понимать комплексности проблемы, отсутствует понимание длительной перспективы в решении проблемы, а хочется по-быстрому - раз! и готово.
Можно ли сказать, что власти готовы отвечать за красивые слова (в которые кто-то еще верит?) о том, какой они видят страну через 20-30 лет? В реальности, на мой взгляд, только одна тактика выживания и латания дыр.


07 июля 2010 | 06:33

Бомж.
или
Мусора и их роль в нашей жизни.
В луже собственной мочи и крови
Лежал и умирал избитый человек
Лежал ничком, а в луже отражалось мерцание звезд
Его звезды там нет!
Его счастливая звезда давно угасла
И Жизнь, жестокий, ненасытный, Зверь
Помалу когти разжимала, даря Бомжу Забвение и Смерть...
Бомж подыхал, а люди проходили
Не глядя даже в сторону его
Быстрей с базара, чтоб в тепле, с родными
Христово дома встретить Рождество...
Все кончилось.Застыла лужа.Остыло тело-кончило болеть
И быстро так, всего на третьи сутки, забрали в морг
Бомжу большая честь!
Нашлось Бомжу и место в смрадном морге,
На кафельном полу, где груда мертвых тел
Не первый день, одетая лежала
Воняют очень да и вообще, зачем?
Зачем раздеть, помыть, побрить, почистить,
Сфотографировать и фото отослать ментам
Быть может они сыщут, каких-то, родственников?
Да нет!Куда там!
Морока, скажем одним словом
А впрочем, что тут говорить?
Собаке-смерть собачья, а Бомжу....?
Не знаю.Слов не подберу.
Не знаю, как в такое время
Не в голод, даже не в войну
В могилы "общие" людей хоронят
Не понимаю, да и не пойму-
Погиб!Убит!Так где же экспертиза?
Где следствие, свидетели, мотив?
Какое следствие?Спасибо, что подняли
И псам не дали тело растащить....
Еще один погиб-забит ментами
За что?Сейчас поймете сами.
Читайте стих,во славу мусорам!
Забитый Бомж бомжем был не всегда
И не всегда он был один.Была семья
Жена и двое сыновей.
Ох как любил Егор своих детей!
Как он лелеял их, как переживал,
Когда Володька руку поломал...
Нет, не отсюда, раньше я начну.
Лет 45 от жизни отниму.
Тогда Егор лежал в руках у мамы,
Не зная ни о чем, посасывая грудь,
А мать рыдала горькими слезами
Смерть мужа горем разрывала грудь.
Как муж погиб?
Как многие, в то время,
Был арестован муж по подозрению
И при расследовании убит.
Верней забит, но и не в этом сущность
Так, просто, потерял Егор отца
Но дальше жизнь шла благополучно
Как и у многих-ВУЗ, потом жена
Веселая,конечно же в долг, свадьба
Работа, дом, семья, но вот беда
В машине отказали тормоза
Когда на мокрой трассе под колеса
Практически упал пьянющий мент...
Минуло с той поры 15 лет
15 лет прошло со дня суда
Где судьи, добрые, отмеряли восьмерку
Потом тюрьма, этап, жены строка
"Не может быть отцом-отец ЗК"
И мужем быть моим ЗК не может
Развод.Лишенья.Холод камер.
Тоска.Отчаянье.Голод зон.
И, среди мрака, помнится, как сон,
Конец тюрьме, дорога к дому, к маме
Дождался все же зэк.Звенит звонок.
Легко взбежали ноги по родным ступеням
Вот дверь, звонок, шаги, все ярче свет...
Ответ, как гром, "Такой здесь нет!"
Зря бил Егор ногами в дверь
В проеме мать не появилась
И вряд ли уж жива была
Ведь с той поры, когда с ментами
Договорилась мать квартиру разменять,
Чтоб за доплату сына из тюрьмы забрать
Никто не видел больше мамы...
Вот так Егор остался без семьи,
Квартиры, ну а, после пьяной драки,
Без документов-справки из тюрьмы.
Он стал бомжом.Работал на базаре
За это получал Егор еду,
Болел, старел и, водкой заливаясь,
Ждал Смерти.Смерть не шла к нему.
И вот пришло такое время,
Когда воспоминания о тюрьме
Его, растерзанную, душу грели.
Уж лучше быть ЗК, но помереть в тепле...
На следующий день он на базаре
С улыбкой на лице, в надежде на исход благополучный
Грязными руками рванул у женщины, из под мышки, кошелек
Полдела сделано.Он ждал, что арестуют,
Но вместо этого услышал крик "Вор!Вор!"
Увидел взгляд толпы, и понял что ошибся
Не суд, а самосуд сейчас произойдет!
Голодного бомжа избить не трудно
И вот толпа, с задором, начала свой суд
Но как жестоки судьи!
Как злобно били бедного бомжа.
Топтали, били в пах, старались дать по почкам
Весами, кто-то, бил по голове
Вдруг стихло все и голос"Что случилось?"
Он вор!Украл!И снова понеслось
На этот раз, менты за дело взялись
И, вскоре, ими был Егор казнен.
Казнили четко.Знают дело.
Ментам известно куда бить.
Им что калечить, что убить
Они-Закон!А с ним не спорят!
Вот так и был Егор убит...
Господь, коль это в твоих силах,
То сделай так, чтоб СУКИ-МУСОРА
За каждый свой грешок,
Задолго до могилы, отмучились!
К тебе мои слова......


05 июля 2010 | 13:24

Спасибо за интересную статью. Заставляет задуматься.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире