По известной поговорке, в России две беды – дураки и дороги. В отношении второй беды в прошлые годы широко обсуждалась идея о возрождении Дорожных фондов, в которые бы зачислялись поступления от транспортного налога и из этих же средств производился бы ремонт имеющихся дорог и строительство новых. Во всяком случае, в «Основных направлениях бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» было указано, что с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации пользования с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации должны быть созданы дорожные фонды. Средства данных фондов будут направляться на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание дорог общего пользования.

Согласно ст. 179.4 Бюджетного кодекса РФ сейчас дорожные фонды целевым образом получают ассигнования из бюджета. На 2011 год был утвержден базовый объем таких ассигнований в размере 254 млрд. рублей, на 2012 – 304,7 млрд. рублей. В то же время, по оценке Минтранса РФ 2010 г., на то, чтобы отремонтировать все разбитые дороги только в Москве, необходимо 60 трлн. рублей.

Правила формирования дорожных фондов и использования средств утверждены постановлением Правительства РФ № 1206 от 30.12.2011, однако и до этого времени никто не запрещал региональным органам власти образовывать дорожные фонды из средств, поступающих от транспортного налога. И сейчас формулировки федерального законодательства не требуют от регионов строгого зачисления этих средств в дорожные фонды, оставляя за ними лишь право на такие действия.
А возможно это потому, что все налоги имеют нецелевой характер – они зачисляются в бюджеты без какой-либо конкретной цели дальнейшего использования этих средств. И поскольку транспортных налог не был заменен целевым дорожным сбором, то и региональные дорожные фонды, если были сформированы, аккумулировали поступления от акцизов на топливо, платы за проезд большегрузного транспорта и штрафов за нарушения порядка такой оплаты. Но главным источником финансирования серьезных дорожных строек оставался федеральный бюджет. Вряд ли Приморью было бы под силу на собственные средства возвести моты через бухту Золотой Рог стоимостью почти в 20 млрд. рублей, да и бюджет Санкт-Петербурга также маловат для самостоятельного строительства кольцевой дороги стоимостью в 150 млрд. рублей.
Буквально на днях Минфин России опубликовал на своем сайте проект закона, вносящего поправки в действующий Налоговый кодекс РФ, предлагаемые в русле якобы введения налога на роскошь. Однако никакого нового налога никто вводить не собирается – просто поднимают вдвое налоговые ставки по автомобилям мощностью более 410 л.с. и мотоциклам, двигатели которых мощнее 150 л.с. Кроме этого, роскошью сочли катера, моторные лодки, яхты и другие парусно-моторные суда, мощность двигателей которых более 300 л.с. – налоговые ставки по ним увеличены в 5 раз. И во столько же дороже станут обходиться гидроциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с. При этом любые воздушные суда оказались за рамками поправок и, похоже, не являются роскошью.

Но возвращаясь к вопросу о дорогах, хотелось бы хотя бы примерно понимать, насколько увеличатся поступления в бюджет от владельцев роскошных автомобилей. И можно ли хотя бы с ноября 2014 года (именно тогда начнутся повышенные платежи по транспортному налогу, если закон о поправках будет принят) ожидать заметного улучшения качества наших дорог?

По самым скромным подсчетам, владельцам «Феррари» или «Майбахов» с 700 «лошадок» под капотом придется платить примерно по 200 000 рублей налога ежегодно. Это в том случае, если региональные власти не воспользуются своим правом по п. 2 ст. 361 Налогового кодекса РФ и не поднимут эти ставки в любое количество раз, вплоть до 10-кратного увеличения. Но даже и в этом случае сума налога будет составлять не более 5-10% от цены автомобиля.
Это почти столько же, сколько платят страхователи за годовой полис КАСКО, что позволяет владельцу компенсировать убытки практически от любых повреждений автомобиля, даже в случае угона или полного уничтожения. Поэтому наверняка эти автомобилисты не будут мириться с недостаточным качеством дорог, с пробками, выбоинами и несвоевременной уборкой снега. Да и остальные плательщики транспортного налога заинтересованы в хороших дорогах ничуть не меньше.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире