21:34 , 17 февраля 2011

Чеченский квартал, Амман, Иордания



Чеченцы и черкесы составляют около 1% от населения Иордании. Они могли бы остаться незамеченными, если бы не так называемый чеченский квартал, где проживает большинство амманских чеченцев. Здесь можно часами гулять, изучая заборы и стены домов, которые исписаны различными надписями. Черкесы, придерживающиеся ислама, впервые прибыли в Иорданию с Кавказа во время русско-турецкой войны 1877–1878 и основали поселение в Аммане, который в 1920-х годах стал столицей страны. Численность черкесов составляет всего ок. 25 тыс. человек, но их влияние на правительство и военные круги значительно превосходит их представительство в составе населения страны. Чеченцы, переселившиеся в Иорданию с Кавказа в начале 20 в., насчитывают всего ок. 2000 человек.

Первая волна черкесских иммигрантов, состоявшая главным образом из шапсугов, прибыла в Иорданию в 1878 и нашла убежище в древних руинах Аммана. За ними последовали кабардинцы, которые поселились в Аммане, Джераше (1885), Свейлях (1905), Руссейфе (1909), Абзахи и Бжадуги основали поселения в Вади ас-Сир (1880) и Науре (1900)



Причина, по которой турки расселили черкесов в Иорданию, до сих пор остается предметом споров. Г. Веигман считает, что это было сделано по стратегическим причинам, а также из (религиозной) набожности (чувства религиозного единства) и милосердия. Эту точку разделяет и Рафаель Патаи, который к тому же придерживается мнения, что Султан поселил их в эти районы как буфер для противостояния нападениям бедуинов.

Сатанай Шами и Карпат полагают, что черкесы были мобилизованы главным образом по сельскохозяйственной причине после потери Балкан, хлебной корзины Османской Империи. Идея размещения верных подданных в неспокойные регионы Империи, казалось убедительным поводом для турок, чтобы позволить русским изгнать и переселить черкесов. Османские власти распределили плодородные государственные земли среди иммигрантов, бывшими в основном крестьянами. Земли, называемые Ард ассавафи, находившиеся в личном владении Султана и не облачавшиеся налогами, были выделены ему с условием, что он обязуется пожертвовать деньги или земли нуждающимся.



В первые годы двадцатого века началась работа по развитию Хиджазской железной дороги, которая, согласно плану, должна была проходить через Амман. Это событие оказало значительный эффект на черкесское общество. Многие из них были привлечены для работы в различных проектах и обеспечивали защиту от нападений бедуинов.

Стоит отметить, что очень мало кто из черкесов благородных родов перебрались жить в Иорданию. Большинство предпочли крупные османские города. Поэтому черкесское общество Иордании было сильно эгалитарным.

В момент основания Современной Иордании в 1921, Амман был главным образом черкесским городом, где черкесский можно было услышать на улицах. Однако вскоре после провозглашения Аммана столицей нового Эмирата Трансиордании последовал огромный наплыв людей. С годами процентное соотношение черкесов постепенно уменьшилось и на сегодняшний день в лучшем случае составляет 5% от общего числа населения Аммана и его пригородов.



Черкесская благотворительная организация основана в 1932 и является второй самой старой благотворительной организацией в Иордании. Она занимается поддержкой в достижении благосостояния местных Черкесов. Около 15 стипендий на обучение в Кабардино-Балкарии и Адыгеи, издают журнал. Женским отделением школы заведует Эмира Хамзы, ее цель сохранить черкесский язык и культуру. Преподаватели с Кавказа, однако черкесский не является обязательным языком. Есть черкесский детский сад, спортивный клуб Аль-Ахли, фольклорный комитет с танцевальной труппой и ансамблем.



Как такового черкесского квартала в Аммане нет, чеченский квартал тоже условное название, здесь проживает много арабов. Зато только у чеченцев на каждом столбе и заборе надписи «Чечен» и т.д. Чаще всего пишут, что чеченцы лучшие.



Не знаю, какое отношение Fuck имеет к слову Грозный.



У чеченцев с переселением аналогичная ситуация. После кавказской войны в 1865 году около 5 000 семей чеченцев переселились в Османскую империю, движение это приняло название мухаджирство. На сегодняшний день, потомки тех переселенцев и составляют основную часть чеченских диаспор в Турции, Сирии и Иордании. Также многие приехали во время первой и второй чеченской войны.





Не забывают и про российскую армию.





У черкесов с надписями скромнее, обычно они ограничиваются знаком. 12 звёзд означают 12 черкесских племён, а 3 стрелы — 3 древнейших адыгских княжеских рода. Три перекрещённые стрелы обозначают их единство.



Очень часто встречается свастика. Связано это с фашизмом или это просто знак солнца я не знаю. На исчезнувшем убыхском языке, адыги — переводится как люди солнца.





Еще один вариант написания Чечен.



У чеченца обязательно будет какая-нибудь наклейка на машине.



Чеченцы ставят себя выше арабов. В университетах они не разрешают своим девушкам даже общаться с арабами.





А это местные бомжики, катаются на капотах машин.





И ищут еду в помойках.



Загажено у чеченцев не меньше, чем у арабов.







Кстати, месяц назад первая общеобразовательная школа для детей из Чечни открылась в иорданском городе Эз-Зарка. В школе детям будут преподаваться чеченский язык и литература. Инициатором открытия школы выступило общество «Хьажин тахье», созданное представителями чеченской диаспоры — последователями шейха-пацифиста Кунта-Хаджи, который считается духовным наставником чеченцев.



«Иорданские власти пошли навстречу чеченским эмигрантам и выделили для школы здание, — сказал министр культуры. — Обучением чеченских детей займутся местные специалисты: в Иордании проживают лингвисты, которые занимаются углубленным изучением чеченского языка».



Самая крупная чеченская диаспора в Иордании — именно в Эз-Зарке: 8 тысяч человек. «Проживающие в Иордании чеченцы трепетно относятся к вопросам сохранения своей культурной и национальной самобытности. Главная их цель в этом стремлении — сохранить родную речь».













Отличить чеченца или черкеса от араба очень просто — у первых белая кожа и голубые глаза.



Я пообщался с несколькими местными жителями. Молодые мало могут рассказать про историю переселения. В общем говорят, что была война с Россией и потом их депортировали. Черкесы — общее название народа, объединяющего много разных племен. Поэтому они очень по-разному относятся к России. Я лично не встречал как какого-либо жесткого негативного отношения, так и особой любви. Черкес у которого род происходил из Абхазии довольно дружественно общался. Рассказывал, что сейчас любой из них может получить паспорт РФ и вернуться на историческую родину. Многие хотят съездить и посмотреть Россию.

Оригинал

Комментарии

27

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

17 февраля 2011 | 22:51

Ну и гадюшник !!!!!!это их альтернатива западной, кяфирской по ихнему цивилизации !!!!!!


alexa16 18 февраля 2011 | 10:40

глупец?
Давайте разовьем вашу мысль. ВВП на душу населения в россии гораздо больше, чем в этой маленькой стране. Больше 80% россиян считают себя православными (официальная статистика). Значит православные являются причиной загнивания 80% населения и 95% територии?

Не в религии причина.


vlaantvomulg 18 февраля 2011 | 17:10

Личное наблюдение.
В Чечне не был, судить не могу, а вот в Карачаево-Черкессии, где я довольно долго жил, самые ухоженные аулы именно у черкесов: аккуратные дома, заборчики, мощёные дорожки, не покосившиеся мачты освещения, скотина без пригляду не шатается... Казачки и карачаевцы не так опрятны. Почему здесь такая помойка? От корней оторваны?


tais2 17 февраля 2011 | 23:10

Илья, спасибо!!!
Илья! получила познавательское удовольствие.
Успехов в творчестве. Ждем Ваших фото-реппортажей.
Ольга Праварне и семья


vlaantvomulg 17 февраля 2011 | 23:17

Чеченцы ставят себя выше арабов. В университетах они не разрешают своим девушкам даже общаться с арабами.
А с кем они ставят себя вровень? С Аллахом?


daddy74 18 февраля 2011 | 15:38

это точно...
Я эти базары о превосходстве чеченцев слышал еще в совковские времена, когда войной и не пахло. Русский фашизм конечно плохо, но чечнский пострашнее будет.


vlaantvomulg 18 февраля 2011 | 17:29

Ну, что Вы, право... Если русский высказывает подобное, это, без сомнения, национализм. Если кавказец - это гордость! И проявления сей "гордости" я не единожды испытывал на себе. Если у вас узкоглазая азиатская физиономия, то однозначно, вы - унтерменш. Нет, сам я великоросс, а вот супруга моя - азиатка. И они почитают своим долгом сказать в её адрес сальность, пошлость или непристойность, но, увидя меня за её спиной, замолкают. И было дело, когда дошло до гнусного рукоприкладства. Каюсь, я проявил великорусский национализм...


18 февраля 2011 | 01:41

Илья, очень не безпристрастный репортаж...
вам обувь не жала во время написания статьи?


ina 18 февраля 2011 | 08:53

Спасибо Илья за интересные репортажи из Иордании. В рекламных буклетах всё выглядит глянцево, а у вас - взгляд изнутри. Пусть даже и субъективный - это и увлекает.


18 февраля 2011 | 10:15

В Иордании они бледнолицые.

У арабов глаза красивые. Мне кажется что среди арабов почти нет людей с плохим зрением.


morush 18 февраля 2011 | 10:17

Интересный, познавательный рассказ. Спасибо!


alexa16 18 февраля 2011 | 10:34

sl1976 гадюшник?
гадюшник? с москвой сравниваете? съездите по мелким городкам.. Даже были уже фотографии Ильи Варламова про городки россии... гадюшник еще хуже.


18 февраля 2011 | 14:31

"...с москвой сравниваете?..."
А с чем по-вашему нужно сравнивать?
Амман - столица Иордании. Поэтому вполне корректным является сравнение двух столиц. Впрочем, такой грязи как в этом Аммане, я не видел даже в самых запущенных моногородах России. Да, грязно, но не до такой же степени!


(комментарий скрыт)

maks82 18 февраля 2011 | 10:50

у нас в Нижнем хуже помйка


mikhail_spb_ 18 февраля 2011 | 11:01

Эти помойки и надписи на стенах сильно разочаровали!
Я думал, что только у нас такая грязь, а оказалось, что там даже хУже!


zaz665 18 февраля 2011 | 13:39

судя по грязи в чечнском квартале -вспоминаешь -не место красит человека а человек место
получается разница в метналитете между русскими и чечнами очень серьезная я бы сказал непреодолимая


alanbell 18 февраля 2011 | 17:02

получается разница в метналитете между русскими и чечнами очень серьезная я бы сказал непреодолимая


А до этого убогого репортажа,Вы полагали что разницы в менталитете нет ? ))) Что же касается чистоты...Для того,чтобы об этом рассуждать,совсем не надо ехать в Иорданию.Тем более искать там,какие то мнимые "чеченские" кварталы ))) Достаточно побывать в Чечне и своими глазами посмотреть как живут чеченцы...


zaz665 18 февраля 2011 | 17:14

я служил срочную в грозном в 90-м
помню чечнецы не хотели ходить в наряд по казарме =типа у них не положено джигиту туалет драить -судя по кварталам в грозном -и тогда и сейчас-там вообще никто не убирает -грязища
У них ксати и работать не положено -не почетно
воевать грабить -почетно а работать нет
и как с ними жить в одной стране
не зря прибалты из этого дурдома убежали и русские не торопятся на родину в россию-и белорусы -говорят с кавказом сами живите


anthony_84 18 февраля 2011 | 19:43

Как раз чеченцы любят воевать и они неплохо воевали на стороне царя до революции. Довольно неумно с ними было ссориться.


18 февраля 2011 | 13:44

гордые вайнахи загадили Амман


alexsi 18 февраля 2011 | 16:19

заказ выполнен на 5.
Как такового черкесского квартала в Аммане нет, чеченский квартал тоже условное название, здесь проживает много арабов.


18 февраля 2011 | 15:38

Однобокий репортаж... Чей заказ? И в Нью-Йорке можно найти помойки не слабее этих. И не только там.

В Иордании немало черкесов и абхазов, чечнцев, осетин, занимающих высокие посты и в политике и в Вооружённых силах. Думаю, что их быт и работа не будет похожа на то, что здесь выложил фотограф.


18 февраля 2011 | 16:02

Где в фразе "Russian enemy" про российскую армию? Толерантный ты наш.


sceptic47 18 февраля 2011 | 18:14

Спасибо за репортаж, Илья,
но Вы все вокруг да около, а когда же к нам, в Израиль?
Уверяю, что наши помойки (а их есть, особенно в местах,где проживают выходцы из Северной Африки и арабы) - это наименее интересное, что здесь найти. Как Вам идея репортажа с поточной линии по выпечке мацы, окруженной следящими за соблюдением кашрута равами? А ночной репортаж с Тель-Авивского променада? В общем - приезжайте, ждем!


anthony_84 18 февраля 2011 | 19:45

Честно говоря, лучше действительно к вам, чем туда.


18 февраля 2011 | 18:45

Грязь на улицах- это не бедность, это следствие арабской ментальности. Дома - должно быть чисто, диваны с позолотой. За порогом- уже не дом, араба помойка за порогом совершенно не трогает. И пусть средняя зарплата арабов Израиля раз в пять больше иорданской, в арабских кварталах такая же грязь. Хорошо видно, когда дом стоит на склоне - весь участок ниже дома завален мусором, на расстояние "куда докатится".


18 февраля 2011 | 19:53

Даже в ОАЭ вдоль трасс сплошной мусор и пустые пластиковые пакеты.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире