varfolomeev

Владимир Варфоломеев

03 февраля 2019

F
03 февраля 2019

Фабрика фейков

И до Дурова в сети было пруд пруди анонимов, придумывавших новости, сочинявших версии и распространявших слухи, но именно с появлением Телеграм-каналов анонимные авторы и их продукция приобрели некоторый налёт респектабельности. Это становится проблемой.

Дело не просто в том, что непроверенная информация расходится широкими кругами — в конце концов, у нас частенько было принято больше доверять «агентству ОБС», чем агентству ТАСС. Сегодняшняя проблема в том, что анонимы потихоньку стали задавать стандарты в нашей профессии, и всё больше журналистов и СМИ не считают зазорным перепечатывать сообщения из каналов, не утруждая себя даже минимальной проверкой.

В этом смысле, Телеграм-каналы, превратившиеся в фабрику фейков, опасны для медиа не как конкурент, а как их растлитель, если угодно; причём, никакого насилия нет, всё происходит исключительно по доброй воле самой жертвы — обленившейся и разучившейся работать.

Оригинал

В Латвии, раскрывшей вчера часть архива КГБ, уже несколько лет существует музей, рассказывающий о деятельности советской госбезопасности. Похожая экспозиция, посвящённая годам оккупации, есть и в соседней Эстонии.

Музей в Таллинне совсем небольшой, и коллекцию его экспонатов не назовёшь богатой, но это тот случай, когда всё самое важное говорят сами стены. Как и в Риге, здешний музей расположен в здании, которое на протяжении нескольких десятков лет было штаб-квартирой НКВД/МГБ/КГБ. На верхних этажах этого красивого, в стиле модерн, дома были служебные кабинеты и допросные комнаты, а в подвале — камеры, где держали тех, кого в Эстонии, как и во всём остальном СССР, арестовывали по политическим статьям: политиков и госслужащих, писателей и учёных, простых работяг, чем-то провинившихся перед советской властью. О некоторых из них в музее напоминают стенды в коридорах и видеосюжеты на мониторах в камерах. Сегодня всё это ярко освещено, и двери нараспашку — входи и выходи в любой момент, но чувствуешь себя всё равно жутко, когда представляешь, что тут творили с людьми садисты в погонах.

Один из музейных стендов спокойно рассказывает посетителям об атмосфере той эпохи: «Тоталитарные, античеловеческие режимы безжалостно устраняют своих врагов. При этом стать врагом можно было легко: какое-нибудь неправильное слово, какой-нибудь неправильный взгляд мог стать достаточным основанием для того, чтобы «органы» отправили вас в заключение или на расстрел». Для сегодняшних эстонцев всё это уже только далёкая история. Они очень мудро поступили, что вовремя ушли от нас.

3022549

3022551

3022553

Ещё фото

Оригинал

Когда тебе что-то не до конца рассказывают, возникает подспудное ощущение, что тобой пытаются манипулировать.

Сегодня на одном телеканале видел просьбу о сборе пожертвований для очередного больного ребёнка. В сюжете кратко объяснили, что это за семья и почему нуждается в помощи: она живёт в Донбассе, где в последние годы были разрушены или разорены больницы, поэтому качественной и доступной медицинской помощи там почти нет. Тут зрителю всё понятно: на востоке Украины не окончена война, регион живёт за счёт гуманитарной помощи и зарубежных дотаций и т. п.

3020131

Теперь вспоминаю появившееся на днях видео, где известные и достойные люди призывают к оказанию материальной помощи обитателям российских детских домов и домов престарелых. В ролике называются желаемый размер пожертвований, сайт с адресами фондов и… всё. Больше не сказано ничего. Возможно, я стал жертвой профдеформации, но не могу забыть новостное правило «пяти w»: what, who, when, where и why. Авторы и герои видео ни словом, ни намёком не объясняют аудитории, п о ч е м у вдруг возникла экстренная необходимость в том, чтобы всем миром собирать средства для помощи нуждающимся.

Пансионаты для престарелых были разрушены землетрясением, а сиротские дома затоплены в результате наводнения? Вроде бы нет, по телевизору о таких катаклизмах в последнее время ничего не сообщали. Кстати, вы наверняка помните, что когда происходят стихийные бедствия или технологические катастрофы, никто не скрывает причин сбора пожертвований, напротив, эти драматические обстоятельства всегда особо выделяются и подчёркиваются. Да иное, согласитесь, было бы в высшей степени странно: дескать, дорогие соотечественники, давайте поможем восстановить больницы, дома и дороги, а вот из-за чего они были разрушены — мы вам ни за что не скажем!

Поэтому удивительно и грустно, что те, кто регулярно обращается к нам с просьбой помочь в «решении социальных проблем», не говорят, что же именно случилось, и почему дети и старики в стране не могут выжить без нашей помощи. Трудно поверить, что они этого не знают. Конечно, все в курсе, просто не хотят лишний раз нам об этом напоминать, и получается, что они — внутри себя даже осуждая происходящее — де-факто покрывают виновников бедственной ситуации в социальной сфере.

P.s. Я отнюдь не призываю всех благотворителей (хотя именно у них, вплотную соприкасающихся с человеческой болью, для этого есть все основания) выходить на митинги протеста, но их разъяснение, что соцобъектам нужна помощь граждан из-за недостаточного финансирования, коррупции, равнодушия ведомств и пр. — если причина сбора средств именно в этом — было бы честным поступком.

Оригинал

16 октября 2018

Ингушский майдан

2991606

Почему именно майдан? В энциклопедиях нет определения этого термина, но мои личные ассоциации связаны ещё с 2004 годом, когда на центральных площадях Киева стояли палатки, горели костры, звучали зажигательные речи и люди не расходились недели напролёт. В Магасе, конечно, масштаб совсем иной, да и настроения улицы, пожалуй, другие, но некоторые внешние признаки всё-таки совпадают.

Противники решения о границе митингуют долго и решительно, но даже им нужны перерывы. Они стоят на одной из площадей в центре Магаса до позднего вечера, пока сползающий с гор холод и федеральный запрет на ночные акции не стимулируют людей к возвращению по домам; некоторые, впрочем, ночуют в своих машинах, припаркованных неподалёку.

Ингушские митинги не похожи на московские. Здесь нет трибуны, на которую, возвышаясь над толпой, поднимаются ораторы. Тут все стоят на одном уровне, просто один за другим выходят к микрофону. Вообще же площадь и построение участников на митинге больше напоминает плац во время военного парада. Не хватает только главнокомандующего.

Ещё одно разительное отличие от столичных или дальневосточных митингов: отдельные места для женщин.

О дамах тут позаботились — как объяснили мне — в соответствии с местными традициями: не следует добродетельным женщинам, особенно молодым, оказываться в большой толпе среди совершенно чужих и незнакомых мужчин. Ну  что же, наверное, ингушам виднее. Кстати, к микрофону, как уверяли участники, женщины периодически выходят, но мне не довелось застать эти редкие моменты.

Даже не зная местного наречия, понять смысл большинства звучащих в Магасе речей не очень сложно, потому что ораторы, в основном, старшего поколения (а юнцов тут, как мне показалось, никто и будет слушать), говорят на своеобразном суржике — смеси ингушских и русских слов. В последний вечер много обсуждали предстоящие переговоры с президентским полпредом, уверяли Кремль в своей преданности и упрекали федеральные СМИ в замалчивании событий.

В дальнем конце площади стоят несколько палаток. В них не живут (пока?), а только готовят еду. И это ещё одна параллель с киевским майданом.

Под тентами стоят несколько переносных газовых плит, на них всё время варится мясо и кипятится вода для чая (вечерами тут без него трудно пришлось бы, тем более, что в первые дни были жалобы на закрытие окрестных кафе, вроде как, по требованию властей). Ассортимент полевой кухни достаточно разнообразен: хлеб, разного рода сладости, фрукты, газировка. Всё это привозят сами митингующие из числа тех, кто побогаче, или же просто сочувствующие. Волонтёры рассказали, что кто-то додумался доставить на кухню несколько упаковок семечек, но их в итоге не стали раздавать, чтобы не превращать митинг в собрание лузгающих.

Одни, в том числе и полицейские в форме, сами подходят к кухне за едой и напитками, а другим чай и сладости разносят всё те же добровольцы; они в первую очередь заботятся о стариках, которые часами напролёт сидят в первых рядах, укрываясь вечерами теплоотражающими ковриками.

В целом нормы поведения на акции довольно строгие: никого нет не то чтобы с пивом в руках, но даже с сигаретой в зубах. Ингушский митинг — не место для вредных привычек, тем более, что периодически все коллективно молятся. Религиозный аспект на акции заметен, и многие речи заканчиваются совместным скандированием «Аллах акбар!».

Хотя акция в Магасе носит исключительно спокойный характер, силовиков в центр Магаса в эти дни стянуто очень много — и откуда их столько взялось в этой миниатюрной республике?! Тут полиция и гвардия, от которых более-менее понятно, чего можно ожидать, но ещё и немалое количество мужчин в камуфляжной форме с оружием, но без каких-либо опознавательных знаков. Все они вместе со своей техникой окружают площадь и днём и ночью, вежливо пропуская участников через не всегда подключённые к электричеству рамки металлоискателей.

12 дней в Ингушетии всё было мирно, но срок согласования митинга истекает уже через сутки, а к согласию по вопросу о границе стороны пока так и не пришли.

Ещё фото из Магаса

Оригинал

Если начинаем кого-то гнобить, то уже не можем остановиться. Оборзевшие футбольные звёзды не вызывают у меня ни малейшего сочувствия, и я полагаю, что они заслуживают справедливого наказания, но при чём здесь требования навсегда отстранить их от футбола? Ни у ресторана, ни в кафе они не нарушили никакие спортивные правила, так за что же их выгонять из клубов?

Не только мы, конечно, скоры на расправу. В Штатах Кевина Спейси после подозрений в домогательствах выгнали из кино, а в Италии «Ювентус» сейчас оказался перед лицом финансовых потерь из-за обвинений Роналду в изнасилованиях (уже трёх, кажется).

Не припомню, чтобы в спортивные команды было принято приглашать только тех, у кого оценка «отлично» за поведение. Спорт и культура — не церковь, где вроде как положено служить образцом благочестия. От футболистов требуется всего лишь забивать голы, и если при этом они оказываются ещё и высоконравственными людьми — это очень хорошо, но совершенно не обязательно. Как говорится, мы их любим совсем не за это. Когда они преступают закон, то отвечать должны точно так же, как и прочие граждане. Не меньше, но и не больше. Не надо сначала делать из них чуть ли не святых, а потом под крики толпы с азартом распинать на площади.

Оригинал

26 августа 2018

Но есть и новички

В предвыборной агитбригаде мэра на этот раз собран едва ли не весь цвет московской бюджетной культуры: художественные руководители ведущих театров, директора самых известных музеев, ректоры знаменитых вузов; как индивидуальные предприниматели в списке доверенных лиц фигурируют многие популярные исполнители.

Хотя сам кандидат почти не упоминает о том, что является одним из лидеров «Единой России» и ещё недавно был главой президентской администрации, костяк его группы поддержки составляют именно те деятели, кто давно ассоциируется с кремлёвской культурной политикой.

Но есть и новички: многие уже обратили внимание на имя Константина Богомолова (кое-кто даже сделал смелый вывод о том, что это сигнал мэра либеральному крылу интеллигенции), тут же Максим Аверин, который ранее уверял, что актёрам не следует заниматься политикой, Олег Меньшиков публично делился мыслями о возможной эмиграции из-за положения дел в стране, Стас Намин ходил на суды над Ходорковским, Александр Ширвиндт никогда напрямую не участвовал в предвыборных кампаниях…

Теперь все они оказались в одной политической команде, доверив мэру свои имена и репутации.

Доверенные лица

Максим Аверин
Ирина Апексимова
Дмитрий Бертман
Константин Богомолов
Фёдор Бондарчук
Александр Буйнов
Игорь Бутман
Валерия
Лидия Вележева
Игорь Верник
Галина Волчек
Полина Гагарина
Лариса Гузеева
Диана Гурцкая
Алексей Гуськов
Егор Дружинин
Ирина Дубцова
Евгений Князев
Гоша Куценко
Василий Лановой
Илзе Лиепа
Сергей Мазаев
Дмитрий Маликов
Вячеслав Манучаров
Денис Мацуев
Владимир Машков
Олег Меньшиков
Евгений Миронов
Мария Миронова
Никита Михалков
Дарья Мороз
Стас Намин
Александр Олешко
Яна Поплавская
Стас Пьеха
Вячеслав Спесивцев
Марк Тишман
Михаил Турецкий
Владимир Хотиненко
Карен Шахназаров
Александр Шилов
Александр Ширвиндт

Оригинал

Обратите внимание, как незаметно был смещён фокус в деле Олега Сенцова. Все только и обсуждают его возможное помилование, но разве сам он после начала голодовки просил о своём личном освобождении? Нет. Давайте вспомним, что именно говорилось в его майском заявлении:

«Я, Сенцов Олег, гражданин Украины, незаконно осуждённый российским судом и находящийся в колонии города Лабытнанги, объявляю бессрочную голодовку с 14 мая 2018 года. Единственным условием её прекращения является освобождение всех украинских политзаключённых, находящихся на территории РФ. Вместе и до конца. Слава Украине!»

Ни тогда, ни сейчас, на четвёртом месяце голодовки, Олег Сенцов не ставит вопрос о своей жизни, о своей свободе. Свою акцию он ведёт за всех украинцев, которые после начала конфликта по политическим причинам оказались в российских лагерях. Сам он — лишь один из десятков или даже сотен людей, схваченных и осуждённых в нашей стране, но мы об этом словно забыли, и в итоге говорим о судьбе только Сенцова. Это, без сомнения, можно понять, так как очень многие искренне переживают за него и хотят спасти от гибели, угроза которой с каждым днём становится всё более реальной.

Когда Кремль обещает Западу помиловать Сенцова, если тот лично направит верховному правителю своё прошение, это тоже часть большого обмана, потому что Олег Сенцов не просил и не просит освободить лично его. Он так не ставит вопрос, но так его формулирует власть. Ей выгоднее и проще отправить за рубеж одного смутьяна, выдав свой поступок за проявление милосердия, чем идти на выполнение его принципиальных требований и освобождать других заложников.

Но давайте хотя бы мы не будем забывать, чего на самом деле добивается Олег Сенцов. «Вместе и до конца».

Оригинал

Спустя 10 лет после начала боевых действий стоит вспомнить, как тогда реагировали на войну деятели российской культуры.

Амаяк Акопян: «Саакашвили осталось приклеить усы, и он будет типичный Адольф II Гитлер» (2008)

Олег Басилашвили: «кроме ужасов, стыда, за себя, за руководство Грузии, за руководство нашей страны, я ничего не испытываю» (2008)

Юрий Башмет: письмо против «вероломного нападения Грузии и мирового господства США» (2008)

Сергей Безруков: «горжусь Россией, особенно учитывая непростые события на международной арене» (2008)

Андрей Битов: отказ от подписания письма с осуждением «грузинской агресии» (2008)

Сергей Бодров: «у большей страны — больше ответственности; руки больше в крови» (2008)

Элина Быстрицкая: письмо против «вероломного нападения Грузии и мирового господства США» (2008)

Владимир Винокур: «жить в одном государстве с такими, как Саакашвили, невозможно» (2008)

Валерий Гергиев: письмо против «вероломного нападения Грузии и мирового господства США» (2008)

Георгий Данелия: «жаль, что дожил до сегодняшнего дня; естественно, я против войны» (2008)

Виктор Ерофеев: «то, что произошло, называется политическим преступлением» (2008)

Роман Качанов: поддержка решения о признании независимости Ю. Осетии и Абхазии (2008)

Гоша Куценко: концерт в поддержку Ю. Осетии, против «жёваных галстуков» (2008)

Василий Лановой: письмо против «вероломного нападения Грузии и мирового господства США» (2008)

Сергей Лукьяненко: «я ощутил гордость от того, что живу в России» (2008)

Сосо Павлиашвили: «важно, чтобы главнее была Россия в Кавказском регионе» (2008)

Михаил Пореченков: о войне" «то, что мы поступили так с Осетией — это правильно» (2008)

Константин Райкин: «нам приходится быть жертвами несовершенства русской власти» (2008)

Станислав Садальский: «это не Грузия, а Америка воюет с Россией» (2008)

Виктор Сухоруков: «признание независимости южных республик полностью одобряю» (2008)

Андрей Федорцов: «Саакашвили невменяемый человек; так считает и его народ» (2008)

Чулпан Хаматова: «друзья упрекают, что я ничего не сделала, чтобы остановить войну» (2008)

Владимир Хотиненко: поддержка признания независимости Абхазии (2008)

Феликс Царикати: митинг МГЕР «Своих не бросаем. В память о жертвах геноцида осетинского народа» (2008)

Николай Цискаридзе: осуждение В. Кикабидзе за отказ от ордена из-за войны (2008)

Карен Шахназаров: письмо против «вероломного нападения Грузии и мирового господства США» (2008)

Оригинал

2959402

Всегда считал, что коммунисты и их сторонники — люди не просто консерва-тивные, но откровенно скучные, однако сегодня они раскрылись для меня с неожиданной стороны. Только представьте себе: тысячи сторонников Зюганова под красными знамёнами маршируют по проспекту имени Андрея Сахарова (!) под песню Виктора Цоя «Мы ждём перемен» (!) и требуют отставки Медведева (и чуть-чуть — Путина). Как вам такой политический постмодернизм?

2959404

В последний раз на коммунистических акциях я бывал, кажется, ещё в первой половине девяностых, и тогда встреча с разгорячёнными анпиловцами едва не закончилась плохо; с тех пор митинги под красными знамёнами старался обходить стороной. Времена, впрочем, меняются, некоторые люди и партии — тоже, поэтому сегодня я и оказался на демонстрации против пенсионной ре-формы.

2959406

Красного цвета вокруг было непривычно много, в этом смысле другие полити-ческие акции предлагают более богатую цветовую гамму, там как-то повеселее. А вот в остальном — сюрпризов мало. На входе, как всегда на оппозиционных мероприятиях, полицейские рамки и отдельная палатка для цензуры транспарантов. Особого столпотворения на проспекте я не наблюдал; кто-то из выступавших рассмешил словами о ста тысячах участников, но на самом деле было раз в 5-10 меньше, полагаю.

2959408

Если человек не держит в руках красный флаг или не обвязан шарфом с сим-воликой, сложно на глаз определить, является ли он коммунистом и сочув-ствующим или просто одним их тех, у кого крадут его будущую пенсию. Я бы сказал, что сегодня на проспекте Сахарова их было примерно поровну. Не менее половины — люди молодые, лет до сорока, выглядящие совсем не ортодоксально.

2959410

Были, конечно, и портреты Сталина. Их совсем немного, я видел порядка пяти человек с такими плакатами, но впечатление они оставили крайне неприятное. Другое дело, что даже на общем красном фоне они выглядели как-то марги-нально, что ли. Их не сторонились, нет, но и почти никто специально не подхо-дил, не заговаривал с ними, люди просто шли мимо и не обращали на стали-нистов особого внимания.

А ещё сегодня было ужасно жарко.

Ещё фото — здесь.

Почти сутки мне довелось провести в большой компании иранцев и с интересом понаблюдать за ними. Мы вместе коптились в душном поезде, срывали голос на стадионе и знакомились с ночным городом. Оказались ли они похожи на тех иранцев, которых наши люди заочно знают по регулярным новостям об аятоллах и стражах исламской революции, о противостоянии Израилю и Америке? Пожалуй, не совсем.

Я, впрочем, был подготовлен к этому несовпадению образов. Ещё несколько лет назад друзья в Азербайджане рассказывали, что на выходные к ним в Баку приезжает огромное число иранцев, прежде всего молодых, которые на всю катушку отрываются в местных барах и ночных клубах. Жёсткий режим в своей стране вынуждает их жить двойной жизнью и искать на стороне компенсацию того, что недоступно и запрещено дома.

Наш чемпионат, вероятно, стал для иранцев такой же отдушиной, их в июне очень много приехало в Россию, и дело, на мой взгляд, не только в футболе.

В поезде, который вёз болельщиков в Саранск на матч Иран-Португалия, фанатов обеих сборных (португальцев, впрочем, оказалось совсем мало) было легко опознать по атрибутике, которую некоторые не снимали, даже когда спали. При этом всю дорогу иранцы вели себя тихо, почти незаметно: горячительных напитков не пили, кричалок не скандировали, обязательных намазов публично не совершали, к другим пассажирам не приставали и никому не мешали спать.

2947406

Но как же они потом преобразились на стадионе, и куда только пропала их привычная в других ситуациях сдержанность?! Иранцы в тот вечер безоговорочно доминировали на трибунах как численно, так и содержательно, и практически все 90 с лишним минут, не давая себе передышки, они оглушительно кричали и хлопали, прыгали и стремительно бегали вверх-вниз по своим секторам; в один из моментов, когда на поле между игроками случился очередной конфликт, мне показалось, что возбуждённые болельщики вот-вот прорвут оцепление и выбегут на поле.

2947408

Жёны и дочери на трибунах были не менее эмоциональны, чем их мужья и отцы. У себя на родине иранские женщины уже почти сорок лет лишены права приходить на футбольные матчи, но в России (свободная страна, как-никак) стадионы для них открыты. И, конечно, не было тут хиджабов, которые оставили о себе воспоминание лишь в виде фотографий в паспортах. Точнее, несколько болельщиц решили и в Саранске придерживаться традиционного для Ирана дресс-кода, но большинство приехавших легко расстались с платками, скрывающими в обычной жизни их яркую восточную красоту, да и в целом они выглядели на трибуне совершенно по-европейски, хотя кое-кто и перестарался с обесцвечиванием волос.

2947410

Форма одежды может свидетельствовать и о геополитических пристрастиях: кое у кого из наших гостей, как оказалось, нижнее бельё выполнено в цветах… флага США (тут обойдёмся без фотографий). И это в стране, которая как никакая другая может служить мировым образцом официального антиамериканизма. Если такое отступление от канонов заметят стражи исламской революции, или кто там у них отвечает за духовные скрепы, подозреваю, по головке они за это не погладят.

Находились на стадионе и те, кто, умудрившись каким-то образом пронести плакаты, использовал матч для агитации, напоминая о ценностях, которые важны людям в самых разных странах.

2947412

Жарко в этот вечер было не только на стадионе, вне его иранцы тоже зажигали. В центре Саранска оборудована большая фан-зона (совсем рядом с Вечным огнём, который на время чемпионата закрыли от веселящихся болельщиков полупрозрачным забором), и в ночь после матча там играл знаменитый британский диджей Пол Окенфолд. Не знаю, проходят ли в Исламской республике танцевальные вечеринки в стиле транс, но в Мордовии иранские болельщики показали, что знают толк в такой музыке.

2947414

Маленький Саранск при всём желании не мог переварить десятки тысяч иностранцев, поэтому не удивительно, что, скажем, на вокзале и в его окрестностях огромные толпы болельщиков часами ожидали своих рейсов или, кому повезло меньше, свободных мест в проходящих поездах и билетов на них. Иранцы, как и все остальные, терпеливо сидели и лежали на вокзальном полу.

2947416

Чем ещё запомнились приехавшие на чемпионат иранцы? Пожалуй, можно упомянуть об их стремлении к чистоте. Как и болельщики некоторых других сборных, столь поразившие своим поведением нашу публику, после матча они убирали мусор в тех секторах, где до того активно болели: собирали бутылки, пакеты, тряпки и пр. и выносили их с трибун. А ещё в поезде, возвращавшем нас в Москву, случился забавный эпизод: один из российских фанатов, не раздеваясь, быстро уснул на своей полке, но его соседям по плацкартному вагону отдыхать стало сложнее, так как им сильно мешал запах его носков. Иранцы тихо подошли к спящему и обильно освежили его ноги своим дезодорантом.

Ещё фото



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире