Давно хотел написать, но как то не получалось, про общественную мифологию в области наших отечественных (да и не только отечественных) инноваций.

Собственно, мифология эта проста, как молоток, а поэтому и очень популярна. Заключается она в утверждении, что Россия в области инноваций находится в полной и окончательной заднице, выхода из которой нет. И что остаётся только найти, или назначить, виноватого в такой прескорбной ситуации… При этом, с данным выводом согласны практически все, от чиновников до офисных хомячков, все, кто не имеет никакого отношения к непосредстенной работе в области технических и технологических инноваций.

    Итак, что породило миф об бесконечном инновационном отставании России?

Дело в том, что бюрократия, от самых низших её представителей, именуемых офисными хомячками, до верховных властителей страны судит об инновациях через брендованые ширпотребовские штучки, выставленные в супермаркетах и автосалонах, а ещё через рекламу опять же брендов этого технологического ширпотреба. Т.е. наша экономическая шушера судит о наличии или отсутствии инновационной экономики в стране через наличие или отсутствие разрекламированных отечественных брендов! Поскольку бюрократия сегодня в нашей стране, да и в мире в целом, является правящей группой населения, на которую равняются остальные, заблуждения бюрократов охотно перенимаются всем обществом и становятся хорошей почвой для политических спекуляций. Попробую развеять хотя бы часть из них:

    Миф 1-й: Отсутствие высокотехнологических брендов показывает инновационное отставание страны.

Что же такое мировые бренды в реальной мировой экономике? Это всего лишь элемент рекламы ширпотреба транснациональных технологических компаний (ТНК). Т.е. путём рекламы брендов ТНК добиваются конкурентных преимуществ в продвижении производимого ими ширпотреба на мировых розничных рынках. Реально сегодня ТНК добились практической невозможности конкуренции с ними для независимых национальных товаропроизводителей. При этом, никаких дополнительных инноваций в «брендованном» ширпотребе ТНК относительно их «национальных» конкурентов не наблюдается!


     Миф 2-й: Технологические ТНК являются двигателями мировых инноваций.

Для того, что бы понять ошибочность этого утверждения, надо прочесть, например, книгу Одеда Шенкара: «Имитаторы. Как компании заимствуют и перерабатывают чужие идеи»

Оказывается, что мировые транснациональные корпорации являются всего лишь имитаторами чужих инноваций. Потом, конечно, патентные хищники долго спорят о том, кто из держателей брендов украл у другого держателя бренда по дешёвке купленное или даже просто скопированное у изобретателя недостаточно хорошо защищённое изобретение.  

     Миф 3-й: То, что отечественные производители не рекламируют свою инновационную продукцию, означает её полное отсутствие в России.

На самом деле, отсутствие массовой инновационной рекламы означает лишь то, что отечественные инновационные компании не ищут покупателей для своей инновационной продукции на массовых рынках ширпотреба. Так же такое отсутствие громкой рекламы инновационных технологий означает, что поиск венчурных инвесторов не входит сегодня в круг приоритетов российских предпринимателей.

Дело в том, что настоящие рынки, где предлагается реально инновационная продукция всегда очень узкие. Тут все знают всех. И конкурентов своих и потенциальных потребителей. Такие рынки обычно плотно связаны с научным сообществом, а так же с потребителями, которые в своей так же узкоспециализированной области могут сформулировать для инноваторов конкретную задачу.

      Миф 4-й: Малое количество патентов, в общей мировой доле, показывает наше инновационное отставание.

На самом деле, малое количество патентов является лишь свидетельством отставания России в патентном бизнесе, одним из видом которого являются т.н. патентные тролли. Патентные тролли уже обошлись отрасли в полтриллиона долларов. При этом сам патентный бизнес сегодня, как и вся мировая экономика, явно пребывает в кризисном состоянии и не может служить индикатором инновационной предпринимательской активности.


     Итак, запомните, что офисные хомячки о настоящих инновациях узнают последними, когда эта инновация уже минует стадию промышленного внедрения, будет несколько раз перепродана патентными троллями, скопирована имитаторами, дождётся нужного ширпотребовского продукта и будет прорекламирована в рамках рекламы какого-то бренда…



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире