Сложно пройти мимо опубликованного вчера на сайте крайне странного рассуждения уважаемого Владимира Познера о связи нашего прошлого и настоящего. Автор, если обобщить его тезисы, говорит о том, что «люди [нынешняя российская элита], у которых сформирована тремя поколениями [то есть в СССР] определённая система взглядов, всё время действуют исходя из того менталитета, который у них есть», и поэтому только уход последнего советского поколения может изменить нашу страну.

Я уверен: несмотря на видимую логичность данного подхода, он совершенно ошибочен (вопрос о его осознанной лживости оставим за скобками). Прежде всего бросается в глаза несоответствие «системы взглядов» советского человека и современной российской верхушки. Клептократические наклонности, заметные сегодня в ней практически у каждого, никак не были элементом советских ценностей (что, кстати, отмечает и сам автор, вспоминая сцену из «Золотого телёнка»). Кроме того, очевидна натяжка в утверждении о том, что система, продуцировавшая пионеров и комсомольцев, неминуемо должна породить нынешнее руководство страны: если следовать этой логике, сложно объяснить, например, почему Германия, в конце XIX века самая образованная страна Европы, через сорок лет управлялась гитлеровским отродьем и сходила с ума по нацистским идеям. И, наконец, автор упускает из вида одну исключительно важную сегодня деталь: он de facto категорически отказывается признавать, что может существовать нечто, что лежит за пределами дихотомиии «советскости» и «нормальности».

Между тем, мне кажется,ситуация в современной России кардинально отличается от описываемой.

Автор предпринимает фантастическую по смелости подмену понятий. «Советскость», которую он хочет изобразить как порок российской элиты, на самом деле является пороком низших слоёв общества. Это они в последние годы были готовы радоваться прибавке к зарплате и не участвовать в  политике; это они верят в «злокозненность» Запада, не побывав там ни разу; это они томно сидят по домам в ответ на повышение пенсионного возраста, готовясь «затягивать пояса», как их деды делали это, по разнарядке покупая сталинские облигации на восстановление народного хозяйства. Советская покорность народа является намного более серьёзной причиной приближающейся катастрофы, чем «советскость» элиты, и, мне кажется, переход от этой покорности к какому-то новому состоянию общества (если он вообще произойдёт) невозможен без революции, в позитивном характере которой так сомневается Владимир Познер (будем надеяться, что лично он успеет оказаться в безопасном месте, если она случится).

Однако важнее другое. Наивные рассуждения о «советскости» российской правящей верхушки имеют своим следствием оболванивание граждан, так как уводят внимание от реальной сущности режима. На деле мы быстро возвращаемся в не до конца уничтоженный советской эпохой российский феодализм, где богатства страны успешно делятся теми же классами, что и прежде – формирующейся «военной аристократией», крупными «купцами» и «примкнувшей к ним» поповщиной. Современная Россия – не Советский Союз с его идеологически «заточенной» политикой; это «захваченное государство (captured state)», управляемое узкой группой лиц, кооптация в которую в первые десятилетия происходила на основе личной преданности вождю и той или иной меры «замазанности» в делах всей клики в целом.

Однако сейчас интересы правящей группы вызывают совершенно новый тренд. В отличие от советской идеологической диктатуры, феодальный строй требует наследственной легитимации. И как раз сегодня мы присутствуем при выстраивании наследственного кастового общества. Общества, в котором деткам клептократов можно всё. Общества, в котором компенсация на гибель ФСБшника в дорожной аварии в 10-30 раз превышает подачку, которая власть бросает погибшему в каком-нибудь пожаре в далёкой провинции смерду (почитайте «Русскую правду» – она ныне куда актуальнее российской Конституции). Общества, в котором дети элиты, на которых по странной наивности надеется автор, никогда не станут движущей силой изменения системы, а дети большинства населения постепенно вернутся к лакейству, которым в России было почётно заниматься сотни лет (если не уедут в более нормальные страны, как в своё время к его чести делал и Владимир Познер). На мой взгляд, каждый новый год в наших условиях не увеличивает, а стремительно сокращает шансы на превращение России в современную страну. Не понимать этого – значит работать на упрочение существующего режима. И если такая работа теперь делается уже искренне, а не за деньги, то это лишь повод для новой волны пессимизма.



Комментарии

297

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

raddy 07 января 2019 | 13:07

Во многом согласна с автором. Но не уверена, что кастовость - примета последних лет. В СССР то же самое было во многом. Общее равенство - утопия.
Но есть и позитивный момент настоящего времени - развитие гражданского общества. Еще 5 лет назад общество было инертным, а сейчас другая картина. Конечно, на это нужно время. Дальнейшее развитие будет болезненным. Но наверное по-другому и нельзя.


mmkor2010 07 января 2019 | 13:42

raddy:Относительно "другой картины" совсем не согласен. Что же до лакейства, упоминаемого автором, думаю, что это качество названо и давно: "страна рабов, страна господ".


(комментарий скрыт)

raddy 07 января 2019 | 20:14

mmkor2010: А когда лакейства не было? Русская литература 19-го века отлично это демонстрирует.

Я вижу изменения. Может быть я наивна, но верю в людей.


nikolaj50 07 января 2019 | 21:37

mmkor2010:Относительно "другой картины" совсем не согласен.
-------------------------------------------------------
Почему Вы решили что кого-то интересует мнение раба?


diar 08 января 2019 | 06:26

mmkor2010: К сожалению система "работает", чтобы "лакейство", как и нищета в России только ширилась и разрасталась... Уважение армянам и французам, которые сохраняют свое достоинство! И совсем обидно и печально за россиян в пенсионном вопросе - рыбы. Лишний раз доказали, что до Общества нам далеко... Еще не то увидим за нашу страусиную позицию.


redrica 07 января 2019 | 17:35

raddy: Общее равенство - утопия
-------------------------------------------------------
Равенство в правах - не утопия.
Никто не требует равенства в отпечатках пальцев или количества серебряных ложек.
Равенство хозяина пиццерии и хозяина концерна - в праве на жизнь и работу.
Уважение к бедняку и богачу - как к людям, реализующим свой личный стиль жизни.


raddy 07 января 2019 | 20:10

redrica: Я имела в виду равенство в СССР. Многие сейчас идеализируют прошлое - СССР. А никакого равенства в правах и возможностях в СССР не было.


nikolaj50 07 января 2019 | 21:40

redrica: Как редки такие золотые слова!


diar 08 января 2019 | 06:22

raddy: Полностью согласен с В.Иноземцевым - умная и справедливая статья. И про "катастрофу" все верно!


dubdubom 09 января 2019 | 07:37

diar: Очередной прорицатель... Мы все умрем. Мы все умрем. Да умирайте на здоровье.


bizon_007 07 января 2019 | 13:19

полностью согласен с автором.
а Позднер.... что Позднер... когда то я его уважал, а сейчас он стал политической проституткой...
ну так на прокорм зарабатывает...


istragor 07 января 2019 | 13:28

Аргументы Познера не убедительны: люди меняются быстро, особенно при смене формаций и особенно элита. Никакой советскости в элите нет.


dubdubom 09 января 2019 | 07:41

istragor: Я скажу круче. Никакой элиты нет. Есть кучка мародеров. Называть прохиндеев элитой язык не поворачивается. А раз так, то им лишь бы бабки сохранить. А что там со страной их не интересует, они давно граждане мира с виллами на Лазурном берегу, поместьями в Англии и апартаментами во Флориде.


norgemann 07 января 2019 | 14:19

"феодальный строй требует наследственной легитимации"
===
Да не только феодальный, но и капиталистический. В феодальном обществе наследуется все, в том числе и власть (как в Азерабайджане, правит династия Алиевых), в капиталистическом наслдуются деньги, ну а деньги это тоже власть, доступ к лучшему образованию, и положение в обществе. Только наверное в СССР можно было из семьи простых работяг через карьеру в комсомоле сделать дальше и карьеру в КПСС и добраться до самого верха.


oldcitizen 07 января 2019 | 17:22

norgemann: Только наверное в СССР можно было из семьи простых работяг через карьеру в комсомоле сделать дальше и карьеру в КПСС и добраться до самого верха.
====================================================================
А доносы, аресты и расстрелы тех, кто ранее занимал эти лакомые места, и кто мешал дальнейшему продвижению, оставляем за скобками?


kram88 07 января 2019 | 23:06

oldcitizen: А вы полагает, что для продвижения по социальной лестнице в СССР достаточно было уметь писать доносы?


dubdubom 09 января 2019 | 07:43

kram88: Все зависит от среды обитания. По партийной линии одно, в производстве - другое.


poluputing 08 января 2019 | 11:29

norgemann: лакей при любой власти карьеру кой-какую может сделать. Возьмём, к примеру, Абрамовича . Или сына вахтёра и уборщицы


verynaive 08 января 2019 | 15:07

norgemann: '...и добраться до самого верха.'
До верха навозной кучи.
Карьера - это самосовершенствование, а не повышение в должности.


trekhgorny 07 января 2019 | 15:10

Все эти теории рабов_господ опровергнуты новейшей историей. Корея: один народ-два государства. Что тут теоретизировать?!


nikolaj50 07 января 2019 | 21:49

trekhgorny: Надо же оправдывать свою никчемность.А кроме "народца" ,мешающего им строить светлое будущее,у них причин больше нет.Вот кому нужен сидящий на шее народа пропагантист,на котором печать ставить негде,и директор каких-то "Рогов и Капыт".


remych 07 января 2019 | 16:08

........ Непонимать этого – значит работать на упрочение существующего режима........
≠==≠================
Да сегодня что ни возьми - все работает на укрепление режима: и санкции и наша оппозиция, и пугала Трамп и Порошенко, и разваливающаяся Европа и даже Познер со своей критикой.


lam62 07 января 2019 | 16:16

Замечательная статья. Полностью согласен


odiniznas 07 января 2019 | 17:30

Хотел я текст Познера покритиковать, но поленился. А тут и более умный человек нарисовался, который это лучше меня сделал. Чтобы через три поколения властная элита изменилась, она должна постоянно меняться. А нынешняя власть заточена на то, чтобы ничего в общественных отношениях в лучшую - демократическую - сторону не менялось. И это не говоря уже про дрянную внешнюю политику. Конечно, какой-нибудь новый Ульянов появится может и из верхних слоев провластных, которого будет длительное время мочить сложнее, чем Навального, но это "бабушка еще надвое сказала". Да и такого "предателя" можно, как и положено сразу отправить в мир иной, а не цацкаться с ним. Единственно с чем бы я солидаризовался у Познера - это нежелание резких революционных потрясений. Так этого и власть не хочет. На словах. Но объективно создает условия для таких потрясений в будущем. А вообще-то все мы гадаем на кофейной гуще, в том числе и те, кто лучше других понимает ситуацию.


stiltonn 07 января 2019 | 17:34

Иноземцев пишет про "советскость" низших слоев общества, "это они верят в "злокозненность" Запада, не побывав там ни разу". Я лично неоднократно встречал в США русскоязычных, подолгу там живущих, считающих Америку империей зла. Известно же, Путина на Западе поддержали многие выходцы из СССР и России, это как объяснить?


rook 08 января 2019 | 04:37

stiltonn: Объясняется это тем, что здесь тоже до хрена пропутинской ваты (ИЧСХ не желающих жить под Путиным), особенно сконцентрированной в районе Брайтон-бич. Много тех же совков, так и не выучивших анлийский за все эти годы.


astagfiru 08 января 2019 | 08:16

rook: Ну, был я Брайтон-бич. Сильно напоминает базарчики начала 90-х, но русских-то там нет. Евреи, украинцев много, а русских не встречал. И что получается, евреи и украинцы -- это совки в Америке?!
Чушь какая-то..


dmitriyast 07 января 2019 | 17:43

Российские события по своей сложности давно превосходят возможности Познера по их конструктивному осмыслению и прогнозированию. Ныне Познер - всего лишь чуть более интеллигентное издание сервильного Никиты Михалкова. Ему к Дудю на завершающее интервью пора, но побоится сей любитель монологов - там ведь диалоги.


cypher 07 января 2019 | 18:30

dmitriyast: Познер был у Дудя около года назад примерно..
Не думаю, что он с тех пор изменился.
Дудь кстати его смачно на лицемерии подлавливал, и на вранье о сбитом СССР Боинге.


eduard53 07 января 2019 | 18:11

Признаться, долго я считал излишне кровожадным пушкинский куплет:

"Самовластительный злодей,
Тебя , твой трон я ненавижу.
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу".
---------------------------------------------------------
А вот теперь как-то заколебался ...


anndrew 08 января 2019 | 14:07

eduard53: как по мне куда более жестоким является вот этот его куплет:
" Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич."


robingood17 07 января 2019 | 18:22

общая мысль автора - всем валить в более "нормальные"страны


leoch 07 января 2019 | 18:44

Спасибо автору. все очень выверено и точно сказано.
Это отраженное в зеркале наше общество
-страшно, обидно, но это отражение не искажено нынешним зазеркальем придуманным кучкой бандитов у власти.


rezsky 07 января 2019 | 21:45

"Современная Россия – не Советский Союз с его идеологически «заточенной» политикой; это «захваченное государство (captured state)», управляемое узкой группой лиц..." автор так же лукавит, СССР управлялся именно узкой группой лиц. Узкая группа лиц большевиков захватила власть в 17. И дальше власть и соответстенно максимально возможные блага всегда были в руках узкого круга лиц.
Познер вначале высказал свою точку зрения на то почему наша элита ведёт себя так как есть. А потом сказал, что это изменится после смены поколений. Про смену поколения именно элиты у него ни слова. Просто из другого поколения придёт другая элита. Разве это не так?
Кажется автор просто такую сильную личную неприязнь испытывает к Познеру, что имеет проблемы с апетитом. ))


galvol1937 07 января 2019 | 22:49

rezsky: У автора есть на то основания!


vnv375 07 января 2019 | 21:50

Вряд ли можно отнести автора этого поста к элите нашего общества. Так, мелкий шулер в науке, замахнувшейся на анализ эпох.
А вот В.В. Познер сделал предельно точный вывод о невозможности преодолеть эту "советскость" в нашей современной элите. Я бы даже определил не три, а пять поколений нашей великой страны, подпавших под каток "революционных" преобразований всего тысячелетнего уклада жизни и традиций народов России. И нужно время, чтобы освободиться полностью от тех взглядов и привычек, так настойчиво прививаемых сектантами коммунизма.
Эта совковость видна во всем, даже в стиле автора, переходящего в научно-идеологическом споре на личности (как я в первом предложении).


sergey1936 07 января 2019 | 23:31

07.01.19.Иноземцев.
"Опасное заблуждение" автора .

Это не заблуждение, и не просто матерое вранье дремучего политически и экономически невежды.

Это преднамеренно оплачиваемая духовная диверсия против жителей нашей страны, направленная на диссидентство, раскол и унижение общества и одна из форм тормозящих развития нашей стран.


Виктор Сибаритов 08 января 2019 | 06:44

Автор правильно говорит, ничччего не изменилось в умах большей массы.., как были холопами, так и остались ими со времен союза... И не верхушка, а именно общество ' выращивает' страну.. Но, что оно может вырастить, когда оно вечно спит.. даже когда его плетью лупят!


naydenov 08 января 2019 | 07:49

Познер сторонник культурного детерминизма. Он прав. Изменятся культурные стереотипы,- не будет больших заработных у чиновников.


surovt 08 января 2019 | 11:18

Клептократические наклонности .... никак не были элементами советских ценностей."

Воровство, разбой, казнокрадство - пороки, а не ценности, причем общечеловеческие. Совковость - социальная болезнь , уходящая корнями в инстинкты. Встречается не только у советских людей. Пример из "Золотого теленка" вовсе не свидетельствует о наличии у молодых людей советских ценностей. В 20 -х годах их еще не было. Совок появился после войны как следствие селекции населения в 30 годы и потерь во время войны. К этому поколению и принадлежит нынешняя правящая верхушка. Они - совки с присущим им стилем поведения.


ramen 08 января 2019 | 12:38

Лучше впасть в нищету,голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть.
Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть.
Омар Хайям


gotha 08 января 2019 | 14:09

А я думаю, что проблема гораздо глубже. Законы генетики действуют неотвратимо. Вспомните опыты Менделя с зелеными и желтыми горошинками. Единственна страна в мире,наша, где селекция по интеллекту продолжалась 5 поколений и продолжается до сих пор. Так, в 2009 г. выехало на ПМЖ 30 000, а последние годы с 2014 - по 350000- 370000 человек в год, 58% из них с высшим образованием, въезжающие в Россию имеют высшее образование в 14% .


timwlad95 08 января 2019 | 14:12

Владислав Иноземцев: На мой взгляд, каждый новый год в наших условиях не увеличивает, а стремительно сокращает шансы на превращение России в современную страну. Не понимать этого – значит работать на упрочение существующего режима. И если такая работа теперь делается уже искренне, а не за деньги, то это лишь повод для новой волны пессимизма.
------------
Ну вообще то господин Познер говорит совершенно о другом в своей статье.
Он говорит о том,это вооще возможно обойтись при реформах без диктатуры Моисея Гитлеровича Робиспьерова?!
Об этом все его одноимённые программы которые показывают каждый понедельник по первому каналу.


(комментарий скрыт)

naryta 08 января 2019 | 19:15

Ой, как стыдно, товарищ Иноземцев, военных, купцов и"попов" называть классами! Сословия это. Марксом увлекались?
И "класс купцов" - это уже не феодализм, а капитализм проклятый. У феодалов все больше дворянство, всякая там земельная аристократия. Познер конечно человек малоприличный, но нельзя же на ровном месте показывать неграмотность по принципу пипл схавает.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире