Август в России давно уже считается временем не самым простым – но сегодня хочется вспомнить не  1991-й или 1998-й (даты всё-таки не «круглые»), а то, что происходило 20 лет назад, в августе 1997-го. В то время в России фиксировался бум посткризисного восстановления экономики, стабилизировался курс рубля, два месяца подряд отмечалась… дефляция, фондовые индексы били рекорд за рекордом. Однако в это же время не так чтобы очень далеко бушевал финансовый шторм: практически один за другим рухнули тайский бат, корейская вона и индонезийская рупийя, МВФ размораживал свои самые большие кризисные пакеты ($17 млрд. для Таиланда, $40 млрд. для Индонезии, $55 млрд.— для Южной Кореи), акции в поражённых кризисом странах теряли до 10% своей стоимости за один торговый день.

Этот кризис пришёл в Россию уже в октябре, когда после краха на Уолл-Стрите наш фондовый индекс начал неумолимо снижаться; усилился весной с падением цен на нефть и проявился «во всей красе» через год, когда государству пришлось девальвировать рубль и признать позорный крах пирамиды ГКО. Однако сейчас хочется вспомнить не то, чем закончился тот кризис, а с чего и как он начинался.

Роль триггера катастрофы летом 1997 г. сыграл рынок недвижимости. В Сеуле к тому времени средняя двухкомнатная квартира стоила больше, чем средний дом в Калифорнии, где доходы населения были в пять раз выше, чем в Южной Корее. В Бангкоке за один 1996 г. девелоперы заложили больше офисных зданий, чем было сдано в эксплуатацию за предшествующие пять лет – хотя непроданными оставались около 20% площадей. Когда началось падение цен, последовал отток инвестиций, распродажа акций и вывод капитала. Перекредитованные корпорации не смогли вернуть долги, начались дефолты банков и финансовых компаний. Затем – крах режима фиксированных валютных курсов, девальвация, коллапс внутреннего спроса и «волны» финансовых потрясений, стремительно распространяющиеся по миру.

С тех пор прошло 20 лет, и кажется, многое изменилось. Азия из «проблемного» региона стала мотором глобального роста, Китай превратился в первую экономику мира. Однако кое-какие параллели между вчера и сегодня прослеживаются очень даже хорошо. В той же Южной Корее на момент начала кризиса закредитованность экономики составляла 113% ВВП. В современном Китае – 267%. Квартира в Сеуле, о которой шла речь выше, стоила $265 тыс. при среднем годовом доходе корейца в $14,7 тыс. Такая же квартира сегодня в Шанхае стоит более $1 млн. при среднем годовом доходе китайца в $10,1 тыс. Пару месяцев назад в Гонконге многоэтажную автопарковку с участком под ней продали за $3 млрд. – так в современной Азии оцениваются возможности застройки. Темпы роста китайской экономики в течение последних 20 лет крайне напоминают корейские 1980-1990-х годов – как напоминают друг друга доля валового накопления в ВВП, роль экспорта в обеспечении экономического роста, да и (вероятно) доля «неработающих» ссуд в кредитных портфелях крупнейших банков. Да, в наши дни в регионе накоплены огромные финансовые резервы (их совокупный объём у Китая, Гонконга, Южной Кореи, Индонезии, Малайзии и Филиппин вырос за 20 лет с менее чем $200 млрд. до $4,14 трлн.) – но «пузырь» только на одном китайском рынке недвижимости, где нераспроданными остаются целые города (см.: Shepard, Wade. Ghost Cities of China, London, New York: Zed Books, 2015), оценивается не менее чем в $2 трлн.

В конце прошлого года Банк международных расчётов, публикующий т.н. 'credit-to-GDP gap’ – индекс вероятности финансового кризиса, «выдал» для Китая значение в 30 пунктов, указывая что значение показателя выше 10 указывает на крайне высокую вероятность кризиса в течение ближайших трёх лет.

Оценивая все эти обстоятельства, стоит иметь в виду, что все поражённые кризисом 1997 г. азиатские страны обеспечивали на тот момент около 6% глобального валового продукта, тогда как на один Китай сегодня приходится около 18% (с учётом паритета покупательной способности валют). Китай потребляет около 60% используемого в мире угля, от 42 до 48% алюминия, никеля, цинка и меди, около 40% стали, 19% нефти. Думаю, не стоит пояснять масшаб изменения цен на ресурсы, если спрос на них снизится в Поднебесной хотя бы на четверть. Конечно, многие скажут, что страхи преувеличены – ведь сегодня так типично стало «поворачиваться на Восток» и быть уверенным в надёжности китайской экономики. Всем тем, кому пока удаётся отгонять от себя смутные сомнения, в годовщину прежнего кризиса я бы советовал перечитать одну замечательную книгу. А именно – восторженный доклад Всемирного банка о восточно-азиатском экономическом чуде (см.: The East Asian Miracle. Economic Growth and Public Policy, Oxford, Washington (DC): The World Bank & Oxford Univеrsity Press, 1993). Не забывая по ходу чтения, что издан этот фундаментальный труд был всего за четыре года до того, как чудо обернулось катастрофой…

Комментарии

76

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


(комментарий скрыт)

meister_luvin 21 августа 2017 | 07:52

ksp_33:
как писали газеты в советское время: Пекин - угроза человечеству


(комментарий скрыт)

meister_luvin 21 августа 2017 | 07:56

soloveikow:
главное - не в рублях.
Лучше всего по трети: евро, доллары и фунты


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

21 августа 2017 | 09:15

Владислав Иноземцев:
Конечно, многие скажут, что страхи преувеличены – ведь сегодня так типично стало «поворачиваться на Восток»
Ха...Путин развернул Россиию на восток.
Думает, что всех переиграл ...многоходовик....
Наблюдая за китайскими туристами в Москве, ловишь себя на ощущении, что они ходят и присматриваются.


mikhail_sannikov 21 августа 2017 | 09:50

evgolius6: страхи преувеличены – ведь сегодня так типично стало «поворачиваться на Восток»
----------------------
Каким местом поворачиваются эти "агитаторы" ?
Впечатление, что поворачиваются жопой.
И ещё спрашивают, удобно ли ... :(((


mayk19 21 августа 2017 | 10:56

serg1234567: Для начала ,лучше б подождать пока советы психиатра -приведут к выздоровлению самого
Патрика...


taglit 21 августа 2017 | 09:33

patrik27: Иноземцев хотел сказать, что если Китай чуть-чуть просядет, то от этого проседания Россия провалится? (да еще российский друг КНДР может войнушку устроить прям на границе в Россией....)


yazva_sibirskaya 21 августа 2017 | 09:42

taglit: Для особо одаренных, не способных понять прочитанное: если Китай чуть просядет, провалятся все. Так доступно?


pro_hanov 21 августа 2017 | 09:52

yazva_sibirskaya: "провалятся все"

Только на разную глубину. Если страна ничего не производит кроме выкапывания из земли минеральных ресурсов, то нечем будет компенсировать удар от падения цен на сырьё.


taglit 21 августа 2017 | 10:00

yazva_sibirskaya: слон побаивается мышей, но если ненароком ее придавит, то от нее ничего не останется. Так доступно?


sparky 21 августа 2017 | 22:38

taglit: А кто в ваших рассуждениях слон, а кто мышь? Если по ВВП, то слон - Китай.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

alexun 21 августа 2017 | 12:49

patrik27: а санкции нам помогают (импортозамещение) или нет? и в натурально-денежном выражении пожалуйста...


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

yazva_sibirskaya 21 августа 2017 | 09:44

leffe23: Вот пусть и дальше голосуют за того, за кого голосуют, идиоты.


t77 21 августа 2017 | 20:02

yazva_sibirskaya: Последнее слово чудесно!


(комментарий скрыт)

ak55 21 августа 2017 | 11:05

gonduras_na_kolyme:
а в той бомбе, которая рванула в корее в 97г.и о которой пишет иноземцев, тоже компартия южной кореи виновата?
а в той бомбе, которая рванула в эрэфии в 2008г., когда квартира в москве стоила как дом в калифорнии, виновата кпрф?
в СССР при КПСС, кстати, и слыхом не слыхивали о таком признаке "цивилизованного мира" как финансовый пузырь и кризис.


ac_dc 21 августа 2017 | 12:12

ak55:
Кризис начинается при перепроизводстве.
Припомните - что в СССРе перепроизводилось.
Танки в расчет не берем - они на спрос/предложение никак не влияли


ak55 21 августа 2017 | 13:11

ac_dc:
кризисы бывают разные экономические, финансовые и экон.-финансовые.
но главное - все кризисы бывают от человеческой алчности .

а в СССР. я припоминаю, была плановая экономика, которая не подразумевает перепроизводство.
кроме того, в СССР не было условий для разгула жадности и спекуляций.


morexod 21 августа 2017 | 13:40

ak55: Пацан, а ты жил в СССР. Знаешь почему в совке все были товарищи. Да потому что "Товар Ищи". Не было ни хрена, вот потому и товарищи.


ak55 21 августа 2017 | 14:06

morexod:
смеяться можно, чувак?

в натуре...


ac_dc 21 августа 2017 | 14:26

ak55: была плановая экономика, которая не подразумевает перепроизводство.
-----------------------------------------------
Она подразумевала дефицит.

не было условий для разгула жадности и спекуляций.

Вы это всерьез?????


ak55 21 августа 2017 | 15:34

ac_dc:
всерьез, дорогой.

со спекуляцией и любой посреднической деятельностью (нетрудовые доходы) боролась обхсс.

...подразумевала дефицит...

дефицит чего? колбасы? джинсов?
я заходил в наш цум - море одежды и обуви (кожаной).
во всех отделах тут и там что-то выбрасывали.
захожу в мебельный - тьма мебели, в т.ч. соцстран, арабские гарнитуры на кривых ножках...
захожу в электротовары (в нашем городе) - все завешено люстрами советс. и соцстран.
магазин "птица" - куры-цыплята, утки не переводились.
магазин "океан", "живая рыба" - приличный выбор всякой рыбы соленой и морож., крабовые клешни и пр.
помню, мы гонялись за копченым лещем.
молочка, бакалея никаких особых проблем не было.
в овощных цены копеечные - картошка 16 коп, лук 12 коп., свекла 6 коп. и т.д.
гастрономия свободно не лежала, но я не помню. чтобы не доедал мяса, колбасы или сосисек.
никто не голодал и не лазил по помойкам, не знали слово бомж.
вы о чем скулите?
цв. телевизоры в 80-х уже выбирали по маркам.
во второй половине 80-х у нас стояли свободно москвичи и нивы - москвич 5.5 тыс., нива 9 тыс.

и главное эти "проблемы" были совершенно не принципиальные и с каждым годом рассасывались.
если бы...

и эти мелочи вы сравниваете с нынешним чудовищным геморроем?


ak55 21 августа 2017 | 15:38

ac_dc:
п.с.
а сравнивать качество советс. продуктов с нынешними просто немыслимо.


ak55 21 августа 2017 | 13:20

ac_dc: ak55:

и еще насчет производства в СССР

"CCCР входил в число 5 стран мира, способных самостоятельно производить все виды промышленной продукции, известные человечеству. СССР находился на первом месте в мире по производству почти всех видов продукции базовых отраслей промышленности[19]: нефти, стали, чугуна, металлорежущих станков, тепловозов, электровозов, тракторов, сборных железобетонных конструкций, железной руды, кокса, холодильников, шерстяных тканей, кожаной обуви, сливочного масла, добыче природного газа, производству минеральных удобрений, пиломатериалов, реакторного урана (50 % мирового производства), железнодорожному грузо- и пассажирообороту, на втором месте в мире по улову рыбы и добыче других морепродуктов, поголовью овец, поголовью свиней, производству электроэнергии, добыче золота, производству цемента, добыче угля, общей длине железных дорог, автомобильному грузообороту, воздушному грузо- и пассажирообороту[20][21] "

кстати, танки, самолеты и подводные лодки, в которых СССР также был мировой лидер, здесь в расчет не брали.


alexun 21 августа 2017 | 13:37

ak55: и почему загинули?


ac_dc 21 августа 2017 | 14:39

ak55: Первое место по бла-бла-бла...
------------------------------
Про поголовье свиней и овец и кожаной обуви оченно смешно, товарищ.
Про станки немножко поподробней скажу.
Я некоторое время работал В ВПК.
Естественно, самое лучшее оборудование отправлялось на военные заводы.
На заводе, в коем мне привелось работать в цехе точной механики стояли чехословацкие станки, а прессы вообще вражеские - Крупповские.
Завод большой и в бОльшую часть цехов вход был по спецпропускам.
Поэтому что в других цехах было - не знаю, врать не буду, но подразумеваю что и там импорт был. Это было в 70-х


ak55 21 августа 2017 | 16:23

ac_dc:
а чо смешно, товарищ?
в 80-м в моем гастрономе, при отсутствии говядины в свободной продаже, совершенно свободно продавался копч. окорок (или буженина) - очень вкусная, но и дорогая по 3.50р.
это смешно?

или смешно, что в СССР обувь была в основном кожаная?
на которую (кожаную) вам сейчас копить два года надо?
ну дизайн слабоват был, по сравнению с западным, и что ?
это говорит о принципиальных изъянах соц. строя?

...оборудование...

послушайте, мне стало скучно с вами говорить.
что вы строите на каких то отдельных фактах свою аргументацию?
СССР импортировал станки? и что ?
а кто не импортировал? канада? австралия, швеция? швейцария? сша?
это что родовая травма социализма?
вам известно что СССР экспортировал пром оборудование, заводы, эл. станции, в т.ч. и станки - прокатные станы, кузнечно прессовое оборудование и т.д. и т.д.?
в иванове был завод станков с числовым программным управлением.
да, было определенное отставание в высокотехнол. оборудовании.
особенно, с учетом вековой технологической отсталости царской россии от запада. и что?
а то что СССР выиграл у США технологическую гонку в космосе?
а это была именно технологическая гонка.
притом что фон браун был в США.
смешно?
а советские ракетные двигатели, которые закупает США? и не в швеции и не в голландии.
это тоже смешно?


ac_dc 21 августа 2017 | 17:05

ak55:
На ваши многословные тексты отвечу коротко:
Вы жили в Москве, а я в России


ac_dc 21 августа 2017 | 17:13

ak55:
Прошу пардону, товарищ.
Оказывается вы то вообще не из России.
В нашей парадоксальной империи население колоний обслуживались значительно качественней, чем Вася из метрополии.
Я по Союзу помотался. Ваши контраргументы на эту тему с большой вероятностью окажутся демагогией.
В лучшем случае накидаете цифирь из "Блокнота Агитатора"


ak55 21 августа 2017 | 22:45

ac_dc:
незнаю, в 80-м был в запорожье в командировке.
у них вообще два вида вареной колбасы в свободной продаже.
отличная выпечка, солонина.
но соглашусь с вами что Союз был разный.

однако это не повод для оправдания развала великой страны.


ac_dc 22 августа 2017 | 09:17

ak55: не повод для оправдания...
-----------------------------
А что? кому-то нужно оправдываться?
Горбачев? три мужика в белорусском лесу развалили?
Тема изъезженная.
Аргументов с обеих сторон навалом.
Но вряд ли вы сможете оспорить, что -
ВЕЛИКАЯ страна не может быть разрушена ни гением, ни пьяным президентом.
Вспоминайте отлуп т. Ленина:
- Молодой человек, чего вы добиваетесь? Ведь перед вами стена.
- Стена, да гнилая, ткни пальцем - развалится.
Причем т.Ленин и добил страну, превратив ее в реальную "тюрьму народов".
В 91-м "народы" стенки окончательно порушили



t77 21 августа 2017 | 20:08

ak55: Это какая такая страна? На совдепию с ее талонами не похоже.


(комментарий скрыт)

22 августа 2017 | 03:53

ac_dc: На самом деле так оно и было - перепроизводство танков. Если на них не воевать и не иметь с этого или не продавать экономика накрячивается.Обычное дело.


t77 21 августа 2017 | 20:06

ak55: В стране постоянного кризиза, которым был СССР говорить о кризисе нетактично. Купить ничего нельзя... только блат, кругом один блат и дикие очереди от памятника ленину до памятника марксу...


ak55 21 августа 2017 | 22:02

t77:
ну сейчас наелся то колбаски? соевой?
счастливчик!
ну иди сырка пальмового прикупи...
молочка с известкой... пивка с концентрата...

жкх заплати, капремонт...

будет тебе счастье от ельцин-центра до памятника гайдару.


ak55 21 августа 2017 | 22:15

t77:
кстати, а разве котики в шляпах соевую колбасу едят?
и фальшивое молоко?

я лучше думал о котах...


wojskowy Марек Качоровски 21 августа 2017 | 13:51

gonduras_na_kolyme: Всё правильно, только на счёт роли Компартии в экономики думаю, что вы ошибаетесь. Компартия Китая это просто дань традициям и не более того. В Китае осталось названия Коммунистическая партия, хотя уже лет 20 назад от этой идеологии практически ничего нет, а уж в области экономики давно правят рыночные отношения и в этом плане Китай сделал гигантские шаги по сравнению с РФ. Результат на лицо.


phoma 21 августа 2017 | 08:53

meister_luvin: Правильно, правильно. Для этого подобные посты и пишутся. Были дураки по 75, были по 65, а теперь загонщикам надо загнать людей в доллар по 59.


her 21 августа 2017 | 08:58

phoma: Правильно, правильно. Для этого подобные посты и пишутся. Были дураки по 75, были по 65, а теперь загонщикам надо загнать людей в доллар по 59.
---------------
А загонщики - кремлевские старцы, те кого лижут "патриоты". :-)


yazva_sibirskaya 21 августа 2017 | 09:50

phoma: Что вы несете, у нас же дедолларизация, забыли уже? По линии колебаться надо, по линии!

Для тех, кто не понял, объясняем: баксов в стране маловато стало. Надо заставить население доставать их из стеклянных банок и идти сдавать за рубли. За рубли! Поэтому и развели шумиху, а заодно и гонят рубль вниз. А народишко, тупой, наоборот, обрадовался и побежал покупать. Не учла совковых привычек Набиуллина!


phoma 21 августа 2017 | 09:59

yazva_sibirskaya: Не надо гнать на ЦБ. ЦБ как раз делает все четко и не пытается манипулировать поведением людей. А вот за некоторыми персонажами из правительства, за Минфином есть такой грех.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

nostradam 21 августа 2017 | 17:34

meister_luvin: Не забудьте про гривны.


arkadiy48 21 августа 2017 | 08:56

soloveikow: главное - не в рублях.


nostradam 21 августа 2017 | 17:32

soloveikow: Как в 90-ых, в бутылках водки или в пакетах сахара.


vngn 21 августа 2017 | 23:03

soloveikow: золото, брат. и места много не занимает.


vezdehod 21 августа 2017 | 08:54

К приближающемуся юбилею
====================================================================================
Как всегда ...Во всех Кризисах в России виноват проклятый Запад. который так и норовит окончательно угробить Россию. Все наши про кремлёвские экономисты. очень любят обсасывать и смаковать эту тему - как и товарищ Иноземцев.


vladnick52 21 августа 2017 | 07:48

То тарелками пугають , дескать подлые летають , то у них собаки лають , то руины говорять ...(с)
Больше АДу ... Чувак явно с этого что-то имеет ... а иначе зачем запугивать население ?


ivanidze_guram 21 августа 2017 | 07:51

Такая же херня происходит сейчас в России.
Средняя цена уботаной двухкомнатной хрущёбы, в заштатном райцентре на Урале, сравнялась в цене с небольшим новым таунхаусом в Подмосковье.
Легче сейчас купить квартиру в ближнем Подмосковье, чем в райцентре средней полосы.
Фантасмагория из жизни обнищалых ватников влюблённых в подвиги путина, умора 2017..


(комментарий скрыт)

21 августа 2017 | 11:50

ivanidze_guram: а кто купит??? Смысл ??


ivanidze_guram 21 августа 2017 | 12:07

kac_6: Молодняк, тупорылый. Загоняют их в ипотечную кабалу. Родители этих олухов, подписываются под гарантии.
Платить чем будут, не думают. Из своих 8-20 тыровых зарплат. Идут на две-три работы, "тянут за лямки капитализм путина".
путину это выгодно, кабала молодых, работают на его ростовщиков, все платят итоговый Общак, в Центробанк. Всем пацанам путина это выгодно, кроме тупого населения.


maximv 21 августа 2017 | 07:51

Чудо обернулось катастрофой не только для Азии.


(комментарий скрыт)

mikhail_spb_ 21 августа 2017 | 07:59


Российскому народонаселению не нужно бояться кризиса, поскольку нацлидер объявил Родину островком стабильности.


maruben 21 августа 2017 | 08:02

Люди разные. Некоторые видят только "хорошее", другие только "плохое". Остальные "болтаются" между этими крайностями. Это не выбор людей, так видеть мир, но их "устройство", родились такими. Никого за это ругать нельзя, бессмысленно.
"Всё плохо! Всё катится в ....!" Может быть на самом деле плохо и всё рушится, но почему это происходит? Причина в чём?
Неужели найти виновных? Как неожиданно, правда? Уберём виновных и наладим "процесс"!
А теперь скажите: есть где-либо территория, которую бы не сотрясали кризисы, войны, катастрофы и прочие "гадости"? Все достижения, победы, преодоления и прочие "радости" являются продолжением этих "гадостей". Так было и так будет всегда.
А кто будет жить в период "радости", а кто - "гадости", это кому как везло и повезёт. Ведь не надо забывать, что "радость" одного, это "гадость" для другого.


ak55 21 августа 2017 | 14:50

maruben:
ну, экономический кризис, война и техногенные катастрофы это разные вещи.

насчет кризисов то в СССР, повторяю, не было никаких кризисов.
а также не было инфляций, девальваций, депрессий, рецессий, фин. пузырей.
что вы получили в нагрузку к соевой колбасе и пальмовому сыру.


phoma 21 августа 2017 | 08:09

Уже года три горе-экономисты предрекают беды Китаю. Бессовестные - крах, посовестливее - резкое замедление темпов роста, а Китай все растет и растет по 6,5-7% в год, на зависть США и оставляя в дураках очередных горе-экономистов.


netsterof 21 августа 2017 | 08:31

phoma: У них то экономика растёт , а к нас из за агрессии против Украины и наложенных санкций прогнулась . Мы в жопе и все благодаря сбрендившему от величия правителю , который имеет наглость ещё лезь на пятый срок


(комментарий скрыт)

yazva_sibirskaya 21 августа 2017 | 09:54

serg1234567: Мало того, он еще не в курсе, что там куча компаний, которые существуют только на бумаге...


greeg1 21 августа 2017 | 08:33

Господин Иноземцев. У меня сложилось такое впечатление, будто вы ходите в шкуре мамонта с каменным топором в руке. Нужно не копаться в прошедшей глупости, а думать о завтрашнем дне уже сегодня. Я вижу в вашем лице Россия не в состоянии делать это до сих пор.


colenval 21 августа 2017 | 08:38

Замечательная статья! Лишнее доказательство того, что экономика - не наука, а экономисты просто не знают, как устроена жизнь...


don_ballon 21 августа 2017 | 11:32

colenval: Может быть, не наука, дело не в терминах. Только там, где есть обкатанные экономические модели, живётся хорошо и достойно, а там, где экономики экзотические, плохо и унизительно. Пример "социалистической" экономики СССР ярко освещает проблему. Венесуэла туда же...


(комментарий скрыт)

sidoroventucascz 21 августа 2017 | 11:30

Небольшие заметки на полях
------------------------------------------------------------------------
В. Иноземцев: Этот кризис пришёл в Россию уже в октябре, когда после краха на Уолл-Стрите наш фондовый индекс начал неумолимо снижаться; усилился весной с падением цен на нефть и проявился «во всей красе» через год, когда государству пришлось девальвировать рубль и признать позорный крах пирамиды ГКО.
-------------------------------------------------------------------------
М-мм, а разве "пирамида" - не разновидность финансового мошенничества, и её может ждать что-нибудь, кроме краха? Тогда при чём тут Уолл-стрит?
------------------------------------------------------------------------
В. Иноземцев: Китай превратился в первую экономику мира
------------------------------------------------------------------------
По подсчётам самих китайцев. Я бы не очень доверял статистике из страны без свободных СМИ и даже свободно конвертируемой валюты! В стране, где регулярно пропадают диссиденты, так же свободно могут пропадать кредиты и проценты.


srk2658lu 21 августа 2017 | 12:45

//как чудо обернулось катастрофой…//

В Рассее катастрофа будет ещё долго...


icf 21 августа 2017 | 12:52

Я так понимаю, что после "катастрофы" азиатского пузыря в 1997-1998 годах экономика Южной Кореи была полностью разрушена и сейчас мы наблюдаем эту страну в руинах? Или всё-таки "что-то пошло не так", как намекает нам г-н Иноземцев, и кризис в среднесрочной перспективе оказался лишь эпизодом, болезненным и даже локально разрушительным, но в конечном итоге естественным?


pavlovo 21 августа 2017 | 12:54

Мы ничего не боимся!А кризис? Конечно будет,и в Китае и у нас .Невозможен рост в 7% и более.ВСЁ когда то заканчивается.Поэтому начинаю готовится!


ak55 21 августа 2017 | 12:54

смешно до слез.
интересно, что точно такой же финансовый пузырь надували во времена великой депрессии в 1929г.
и который оглушительно лопнул, повергнув америку в кризис вплоть до 2-й мировой войны.
только тогда триггером был рынок акций корпораций.
и государство, в лице рузвельта, спасало страну.

вся история капитализма - это пузыри и кризисы.

в новейшей истории - фин. пузырь в корее в 97г.
точно такой же пузырь бумкнул в эрэфии в 2008-2009г. на рынке недвижимости.
гигантский пузырь надулся в китае.

вся современная экономика капитализма - глобальный фин. пузырь, надуваемый т.н. "политикой количественного смягчения", т.е. накачкой денег.
кредиты даются под мизерные проценты -беринехочу, но бума не наблюдается.
в европе уже существуют депозиты с отрицательной доходностью - совершенный нонсенс в экономике.

конечно это абсурд и рано или поздно это бабахнет.

интересно, когда либерально -экономическая шелупень загоняет очередную страну или целый мир в очередной кризис, она на карачках ползет к государству, которое она считает глупым и неэффективным, - спаси и сохрани!
последний пример кризис 2008-09 г.г., когда и в сша, и в россии государство вынуждено было миллиардами долл. спасать банки, ипотечные фонды и "дженерал моторсы" .

как говорит наш замечательный "мыслитель" якунин, бывший глава ржд: жадность - двигатель "прогресса".


(комментарий скрыт)

vaniasibirski 21 августа 2017 | 13:45

Хе, нам падать дальше некуда. Как лежали на печи, так и лежим.


(комментарий скрыт)

nostradam 21 августа 2017 | 17:30

Заметил одну интересную тенденцию, теперь в российских СМИ, видимо по указанию сверху, чтобы унизить проклятых пиндосов - китайскую экономику называют первой в мире. В то время как в остальном мире, даже в Китае, все знают, что по ВВП Китай все еще далеко отстает от США, да и вряд ли когда догонит (см. в этой же статье, все признаки надвигающегося кризиса).


fenixptero Сергей Безмолов 21 августа 2017 | 18:42

Спасибо! Дельно!

И я того же мнени-я.


zenytch 21 августа 2017 | 23:06

А человек, положивший начало дефолту в России в 1998 года это я, ваш покорный слуга и авторитет.
- Итак, произошло это событие в далёком 1995 году. Популярный телеведущий задал одному из гостей своей передачи традиционно затасканный и опостылевший всему народу вопрос:
- А в какой валюте вы посоветуете телезрителям хранить этим летом свои сбережения?
- В рублях и в банке!
Я успел заглянуть ему в глаза и от души рассмеялся: « Ай да умница! И ведь не смотря на свою обманчивую внешность отъявленного плута и мошенника, явно не врёт!»
Это был он, хитрый Лифшиц, с 2 марта 1994 г. по 22 августа 1995 г. советник президента Ельцина по экономическим вопросам, будучи министром финансов, вошёл в историю как автор крылатой фразы, обращённой к олигархам: «надо делиться».
На следующее утро я достал из правого изношенного хромового сапога честные три тысячи долларов, заработанные за два года загранкомандировки в Индии, в известном банке обменял их по самому выгодному курсу 1 дол.= 5050 руб., а солидную сумму 15 млн. 150 тыс. рублей вложил под самые выгодные проценты - 120 % годовых на срок 3 месяца в Автобанке.
Отпраздновав 9 мая День Победы, рубль начал победное наступление на доллар и к середине лета потеснил его ниже отметки 4800. Простая арифметика показывает, что в конце июля с учётом начисленных процентов на моём счету в Автобанке было уже 19 млн.695 тыс.рублей, которые я бы смог обменять на 4 тыс.100 дол. Но Совместное заявление Правительства РФ и Центрального Банка РФ от 06. 07. 1995 г. «О политике обменного курса рубля в третьем квартале 1995 года», в котором были указаны границы валютного коридора: 4300 - 4900 р., позволило мне благоразумно переоформить мой вклад в Автобанке на 4 мес. и уже под 130% годовых.
Накануне Нового года, аккурат в американское Рождество, я надёжно упрятал 5 тыс. 900 долларов в левый, изношенный, но всё ещё приличный хромовый сапог.
http://www.proza.ru/2012/11/07/1489


alexbonn Александр Андрюшенко 21 августа 2017 | 23:29

Сходство между Китаем сегодня и Южной Кореей в 1997 невелики. Китай огромен, и запас прочности у него огромный. Взять сравнение по зарплатам: среднегодовой доход китайца 10 000 $, но различия в зарплатах по регионам огромно. Например в Шанхае 165 000$ в год. (https://www.emolument.com/salary-reports/locations/shanghai/7215) Неудивительно, что там и квартиры по миллиону, для Шанхая не такая уж большая цена.Что касается оценок Банка международных расчетов, то как мы видели на многочисленных примерах других оценок, они часто крайне ненадёжны.


greying_eagle 22 августа 2017 | 01:14

Г-н Иноземцев, почитайте комментарии, кому вы пишите про "credit-to-GDP gap" и "non-performing loans" . По существу, вы правильно заметили о громадных валютных резервах Китая и, добавлю, заметьте серьезные ралли в китайском рынкe и в рынках других азиатских стран, котрые не поколебал дажe С.Корейский "ядерный" кризис. Плюс олимпийское спокойствие на азиатских кредитных рынках.
Мне любопыно другое, когда Путина настигнут последствия от плохо развивающейся (мягко говоря) российской экономики, а голод в животе неселения заглушит в его ушах шум пропаганды. Но это, понятно, лишь риторические вопросы.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире