Ни один из видов страхования не рождает такие острые дискуссии, как ОСАГО — обязательное страхование ответственности водителей от нанесения ущерба другой стороне. Может быть, потому, что закон, обязывающий покупать полис ОСАГО, касается не менее сорока пяти миллионов сидящих за баранкой автомобиля?

Эксперты, защищающие интересы автолюбителей, критикуют закон об ОСАГО и обвиняют страховые компании в завышении тарифов и в грабеже тех, кто покупает этот полис.

Так ли это?

Первый закон об обязательном страховании ответственности водителей появился в Великобритании в 1929 году. Он предусматривал только возмещение возможного ущерба здоровью пешехода. Только позднее, в полис стал включаться ущерб другому автомобилю.

Европейские страны, которые позднее приняли у себя такой же закон, в 1949 году подписали соглашение о взаимном признании полисов ОСАГО, так что полис выпущенный в одной из стран, действовал и на территории всех стран-участников соглашения.

Это привело к тому, что в эти страны поехали автотуристы, которые могли не беспокоится о возмещении ущерба в случае происшествия, упростилась жизнь и для тех, кто занимался грузоперевозками, да и суды освободились от рассмотрения долгосрочных тяжб по возмещению ущерба, нанесенного водителем из другой страны.

Увы, наша страна ждала пятьдесят три года, чтобы подготовить закон об ОСАГО и стать учаcтником международного соглашения. После принятия закона в 2002 года и процедуры вступления в соглашение наши автотуристы и те, кто возит грузы за рубеж, наконец смогли покупать международный полис ОСАГО (он называется «Зеленая карта») в российских страховых компаниях.

Что касается обвинения страховщиков в грабеже автолюбителей.

Наши законодатели и правительство не решились довериться страховому рынку в отношении цен на полис ОСАГО и вписали в закон обязанность Банка России устанавливать базовые тарифы (минимальный и максимальный). Да еще — предусмотрели поправки к тарифу в зависимости от территории (например, в Москве базовый тариф увеличивался в два раза, а в Симферополе тариф составлял 0,6 от базового).

Так что законодатели и Банк России жестко ограничили «грабителей», и недовольство нынешними ценами надо предъявлять в первую очередь им.

После выхода закона прошло время. Выросли цены на автозапчасти. Увеличились налоги. Возросли административные расходы компаний из-за общего роста цен. И, конечно же, появились умельцы, зарабатывающие на обмане страховых компаний, и этот вид страхования постепенно стал убыточным для многих страховщиков!

И вот результат.

Часть компаний решили вернуть лицензию на ОСАГО. Например, такая крупная, как «ВТБ Страхование». Многие стараются сократить долю полисов ОСАГО в общем бизнесе компании. Ради этого иногда искусственно создаются трудности для клиентам при покупке полиса или урегулировании убытка.

Согласитесь: «грабители» — если бизнес удачен — вряд ли станут уходить с рынка или отпугивать свои потенциальные «жертвы».

Оценив трудности страховых компаний, законодатели недавно расширили права страховщиков. Дали им возможность с 2019 года увеличивать или уменьшать тарифы, установленные законом, на двадцать процентов. И отменили территориальные поправки.

Но поможет ли это решить проблему? И не придется ли через год опять вносить коррективы — после ожидаемого роста инфляции в 2019 году?



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире