Этот пост меня вдохновил написать один из комментариев в моем ЖЖ.

Меня искренне удивляет, как все на полном серьёзе повторяют этот тезис: «Для того, чтобы спасти центр от пробок, нужно ввести платную парковку». Для того, чтобы народ не перегораживал улицы, нужно добиться соблюдения существующих знаков парковки, дрючить тех, кто встаёт под знаками и вторым рядом. Именно отсутствие контроля приводит к том, что мы видим сейчас. При чём тут плата за парковочное место — ума не приложу. Я только за развитие города, но инициатива мне видится неправильной как технически, так и идеологически. (отсюда)

Поскольку такое непонимание носит далеко не единичный характер, то необходимо еще раз (возможно не последний) объяснить, зачем нужны платные парковки.

Вы, как и большинство водителей, нормальный человек, который никогда не будет парковаться на газоне или тротуаре, и не бросит машину вторым рядом. Теперь представьте, что вы на протяжении многих лет утром садитесь в свой автомобиль, едете на работу в центр, паркуете ее в положенном месте, спокойно идете в свой офис, целый день работаете, а вечером едете домой. Пока все хорошо и по правилам. Но уровень автомобилизации растет. Все большее количество машин приезжает в центр.

И вот, в один прекрасный день вы приезжаете на работу, а автомобиль поставить негде!
Место, где вы всегда парковались, занято, и вообще, все места заняты. А у вас деловая встреча (на которую никак нельзя опаздывать) через 10 минут начинается. Что вы делаете? Правильно, включаете аварийку и бросаете машину вторым рядом или в месте, где парковка запрещена, или ставите машину на газон/тротуар. И становитесь тем самым ... (нужное слово добавьте сами), который бросает свой автомобиль где придется, хотя еще утром вы были абсолютно добропорядочным гражданином и вам бы в голову не пришло нарушить правила и тем более бросить машину на тротуаре.

Но вы не один такой! Еще тысячи машин приехали в центр одновременно с вами, и всем водителям очень надо на работу/учебу/деловую встречу и т.д. И для них всех нет места, поэтому парковка в центре выглядит как-то так:


Газетный переулок. Четырехрядная стоянка, три ряда припаркованы по доброй воле (два на тротуарах), один стоит из-за пробки…

Сложно точно сказать, сколько из 250 тысяч (по данным департамента транспортадругие источники называют цифру в 400 тыс.) автомобилей, приехавших в центр, паркуются по правилам, но судя по тому что мы видим каждый день, их не много. Остальных надо карать. Однако физически невозможно эвакуировать десятки тысяч автомобилей! Как только одну машину увезут, на ее место сразу же встанет другая.

Важно: большинство хотело бы припарковаться по всем правилам, но у них просто нет такой возможности, поэтому все и становятся нарушителями! 

Оштрафовать их всех сразу тоже невозможно: номеров не видно из-за того, что к нему не подберешься, а зимой он вообще заляпан. Конечно, водителей штрафуют, но наказание воспринимается ими как досадное невезение. Лишь после того, как человек получит штраф несколько раз, он начинает менять свое транспортное поведение.

Любое общество состоит из 10%, которые никогда не будут нарушать правила, еще 10% будут нарушать их всегда и 80% будут вести себя по обстоятельствам. Но пока у нас 90% людей вынуждены нарушать правила парковки, порядок навести не удастся!

Для наведения порядка с парковкой и вводится плата за нее (а вовсе не для того, чтобы обобрать водителей)! 
Теперь законопослушный водитель платит за стоянку в центре 50 рублей в час, но зато всегда обеспечен местом. Поэтому парковка внутри Бульварного кольца выглядит так:


Козицкий переулок

или даже так…


Большая Дмитровка, все фотографии сняты в рабочий день

...хотя еще несколько дней назад все было заставлено машинами.

Теперь, если вы приехали на важную встречу в центр, вы всегда без проблем найдете место для парковки, но уже не будете оставлять свой автомобиль на целый день, ибо за это придется отдать очень приличную сумму. Сравните необходимость отдавать 50-100 рублей пару раз в месяц за деловую встречу в центре и 500 рублей в день (10 000 рублей в месяц) за ежедневную парковку около работы. Разница очевидна. Поэтому множество автомобилистов уже отказались от ежедневных поездок в центр. Например, в пилотной зоне платной парковки, скорость движения увеличилась на 6-9% в часы пик, т.е. на дороге стало заметно свободнее. Кстати, помимо уменьшения пробок в центре (из-за неправильной парковки), это приводит и к снижению трафика на всех остальных дорогах (за счет общего уменьшения количества транспорта).

Естественно, 10% уродов-водителей никуда не денутся, они будут стараться не заплатить, будут заклеивать номера бумажками, еще что-нибудь придумают. Но когда нарушителей мало, на них можно найти управу, в отличие от того, когда правила не соблюдают почти все.


«нищий» на джипе стоимостью около 3.5 млн.р.

Теперь пару слов о том, почему нельзя построить множество подземных паркингов и дать всем водителям возможность приезжать в центр на машине. На самом деле — можно, но почему некоторые думают, что такие парковки будут бесплатными. С чего вы взяли, что власти Москвы вместо строительства новых школ, детских садов, поликлиник и т.д. должны стоить бесплатные паркинги в центре?

Гараж — это не социально-значимый объект!
Говорите, вы уже заплатили транспортный налог, акциз на бензин и пошлину на машину. И сколько всего денег отдали, 100-200-300 тыс. рублей? Место в подземном паркинге в центре Москвы стоит в несколько раз больше. Кстати, коммерческие подземные паркинги в центре уже есть. Стоят 50-100 рублей в час. Можете парковаться. Будут строиться и новые паркинги, но только, если на них будет спрос. Пока вы можете бросить машину на переходе — спроса на цивилизованные подземные паркинги в центре не появится.

И в заключение объясню, почему парковка стоит 50 руб. в час, а не 10 и не 500 рублей, например.
Стоимость выбирается исходя только из одного параметра — постоянное наличие некоторого количества свободных мест (15-20%). Если бы парковка стоила 10 рублей за час, все бы легко отдавали 100 рублей в день, и ничего бы не изменилось. Улицы были бы также забиты автомобилями, мест свободных не было. Народ бы справедливо возмущался, за что они платят деньги, если ничего не изменилось?! Если бы парковка стоила неадекватно больших денег, водители просто игнорировали все правила. Отдать 500-1000 рублей за разовую поездку в центр, даже для деловой встречи — это очень много. Все автомобилисты продолжили бы бросать машины, как сейчас, заклеивать номера и т.д., короче, снова ничего бы не изменилось.

50 рублей в час — это компромиссная сумма, существенная для кошелька автомобилиста, но не запредельная. Правила лишь тогда чего-то стоят, когда их возможно соблюдать!

Еще раз, Москва — последняя европейская столица, и одна из последних мировых с частично бесплатной парковкой в центре. А на самом деле, бесплатная парковка очень дорого обходится городу. Конечно, все это не отменяет многих косяков и проблем с пилотным проектом. Меня бесит тупость мобильного приложения, например, возмущает, что парковка ночью платная (чего быть не должно), но вектор выбран правильный.


UPD: За первые 10 дней работы за платную парковку собрано около 5 млн. рублей. Деньги переданы в соответствующие управы для благоустройства территорий.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире