Во-первых, хочу поблагодарить всех читателей моего блога, особенно тех, кто оставил комментарии.
Разговор о ценности образования мы продолжим чуть позже.

Во-вторых, хочу предупредить, что в модерации я придерживаюсь правил, принятых в рунете.
Готов при этом обсуждать причины удаления комментария.

Тем, кому удобнее обсуждать в ЖЖ, вот мой адрес.

«Быть полностью честным с собой – это лучшее, что может пытаться сделать человек»
3.Фрейд

Идея о том, что существует страх перед знанием и даже развитием, не принадлежит Фрейду.
Хотя он внёс решающий вклад в обоснование наличия такого страха у человека. Впрочем, имеющего общебиологические, а не антропологические корни.

На эту тему есть немало литературы, мне ближе всего труды американского психолога Абрахама Маслоу, в частности – «Психология бытия».
Маслоу вполне справедливо рассуждает о выборе индивида между безопасностью и знанием/развитием.

Дело в том, что «познание» в значительной степени синоним «обладания знанием», владения, власти.
От власти над самим собой до власти над миром.

В этом смысле познание – есть форма агрессии.
Здоровая агрессия возможна только при наличии надёжного тыла.

Неважно, у ребенка ли, или у взрослого возникает ощущение тревоги, опасности, естественная реакция у них одинакова – прекратить путь и вернуться в лагерь.
Причем здесь вполне очевидна мудрость решения. То есть выбор между знанием и отказом от знания с мудростью никак не связан.

Решение здесь и очевидно простое, и неимоверно сложное – баланс.
Но, как только этот баланс навязывается со стороны, личность убивается. Она лишается собственного опыта обретения баланса.

Таким образом, страх знаний имеет двойственную природу.
Он продиктован ощущаемыми пределами зоны безопасности и навязанным извне опытом. Соответственно и преодоление такого страха управляемо как изнутри, через личностный рост, обычно связанный с переживанием (смерть близких, тяжелая болезнь, катарсис). Так и снаружи. Причем двумя способами – как увеличением, так и уменьшением безопасности.

Ещё одной важной причиной страха перед знанием является действенная природа знания.
Ещё Сократ утверждал синонимичность знания и действия.

«Если мы исходим из полного знания, то соответствующее действие следует автоматически, как рефлекс. В этом случае выбор делается совершенно спонтанно и без колебаний».
(Маслоу).

Также это связано и с переживаниями «могущества мысли», когда мысль идентична действию.
Напомню, что именно так понимается многими теологами грех.

Так вот эта тесная «связь между знанием и действием может помочь нам объяснить одну из причин страха познания — глубинный страх перед действием, перед последствиями, которые проистекают из знания, страх перед угрозой ответственности. Зачастую лучше чего-то не знать, потому что, если ты будешь это «что-то» знать, то тебе придется действовать и рисковать головой. Это стремление оставаться маленьким, подобно человеку, который сказал: «Я так рад, что мне не нравятся устрицы! Потому что, если бы они мне нравились, то я бы их ел, а я эту гадость не выношу».
(Маслоу).

Итак, тот факт, что потребность в знаниях, если мы хотим в ней хорошо разобраться, следует рассматривать наряду со страхом перед знаниями, с потребностью в безопасности и страхом ответственности, не вызывает особых сомнений.
При этом все усиливающие страх психологические и социальные факторы закрепощают нас в нашем порыве к знаниям, и, наоборот, все факторы, увеличивающие отвагу и свободу, высвобождают нашу потребность в познании.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире