tdutybq1

Евгений Барханов

05 октября 2017

F

«Я убил крота лопатой, случайно, когда помогал бабушке перекапывать огород, а когда ремонтировали баню, сорвавшимся бревном убило гуся. С тех пор я не плакал… Людей, не-а, не жалко — они звери».(из откровений несовершеннолетного осуждённого из сочинения на тему: «Самое лучшее время»)

Я получил неожиданное приглашение от Центра содействия реформе уголовного правосудия: посетить Можайскую воспитательную колонию для несовершеннолетних. Эта идея возникла у члена жюри кинофестиваля Сталкер: Показать мальчикам документальный фильм «Полюс относительной недоступности».

Два часа по Минскому шоссе. Слева памятник Зое Космодемьянской, дорога проносит нас мимо, погружая в атмосферу, которая готовит встречу с  деталями, на которые в иной мотивации путешествия, испытывал бы иные чувства, а  теперь невольно обращаешь внимание. Обелиск авиаторам, поворот направо.   

Видеокамеры, у КПП, напротив уличный туалет с перевёрнутыми треугольниками друг к другу. За перелеском, видимо, полигон, стреляют. Гулко. Проходит караул, приглядываются к нам. Идут со смены меняться. За спиной автоматы. Пытаемся заговорить. За них отвечает гражданский, который шествует за ними с гаечным ключом. 

– Они с заключёнными не общаются, они только в караул ходят. Длинный забор с огромными мотками колючей проволоки – женская зона. Вот, прямо в шаговой доступности и забор почти до горизонта, а следом СИЗО. Мы стоим на противоположной стороне улицы, зябко от нервов и архитектурных излишеств тюремных надстроек, вышек, решёток. Ну хоть бы солнышко, нет, обычная серость, плюющая с небес в глаза. 

Досмотр передач – подарков мальчикам, у которых дни рождения в прошедшем месяце. Тщательно и внимательно, заполнение бумаг, взгляды, пустые, без мысли, без неожиданностей, пустая формальность, но за ней таится привычная напряжённость. 2016 год – беспорядки в колонии. СПЕЦНАЗ ФСИН решает «проблему». Неожиданная новость, курить на территории воспитательной колонии запрещено всем. Я не курю, но знаю, каково не курить курильщику, тем более осуждённому. Видел людей в Афганистане на службе, у которых заканчивалось курево, видел курильщиков без табака в Антарктиде… 

— До обеда пол часа. Поговорите с мальчиками, они пообедают и  вернутся в спортзал. «Мальчики», — это слово приятно кольнуло сердце. Майор суровый, держит голову от меня в пол оборота, пытаюсь заглянуть в глаза. Не пускает к себе… с таким в  бою легко, хороший служака, верный, не бросит, но видно, как от себя гонит мысли обо мне и о том, что у него на душе. Успеваю подумать, что такие первыми в сорок первом году без оглядки на пулемёты шли и не потому, что самые храбрые, а потому, что стыдно оглядываться.

Досмотр, шлюзование, двери, двери, решётки. А вдруг, обратной дороги у нас нет?.. Двери массивные, закрываются с характерным звуком, пробуждая воображение, а вдруг?.. Пытаюсь смотреть на всё широкими глазами несовершеннолетнего осуждённого, резкий звонок, глазки видеокамер, гулкие шаги. Дверь, холодный туалет в дежурке. Внизу тепло, а на уровне головы отверстие на улицу, решётка. Да, вспоминаю ротного. Ноги в тепле – голова холодная, а сердце на спине впереди идущего, не отрывайся, чуть в сторону и мина твоя!

Спортзал. Они зашли, расставили стулья, расселись, смотрят. Я  представляюсь, шушукаются. Пытаюсь подчинить их внимание. Дело двигается со  скрипом. Обед. Офицеры-воспитатели поднимают мальчиков, уводят на обед. Мы, коротая время идём в школу колонии, смотрим классы. Учебники на полках, 8 класс, 9-ый, 10-ый, 11-ый. Разглядываем поделки. В их творчестве чувствуешь странное смещение сознания несовершеннолетних осуждённых. Вспомнил поделки одного из полярников в Антарктиде, невольно улыбнулся.

Первые кадры фильма: Жизнь не может существовать без смерти, как и смерть без жизни — начало, а дальше ни шороха. Мальчики смотрят. Чувствую их  вибрации. Кто-то пытается что-то сказать товарищу, но тот отмахивается. Они по  очереди выходят куда-то. Я думал они уходят насовсем, но тут же возвращаются. Да, потом я узнал, там туалет. 

Нет, не слава их, а сами полярники говорили с ними на их же  языке, понятном и доступном людям, оторванным от «большой земли», с той лишь  разницей: добровольно или нет.

Таким бурным аплодисментам от четырнадцати (!) осуждённых несовершеннолетних мог бы позавидовать фильм «Республика ШКиД».

Потом я рассказывал про Афганистан, свою трусость и преодоление, второе рождение. Вспомнил реплику, написанную мной в пьесе «Карлоф сон» или «Полёт на крышу мира» — ОРУЖИЕ НУЖНО СЛАБАКАМ… Чтобы почувствовать власть оружия нужно его навести на безоружного… но, если безоружный сильней? Государство в некоторых случаях даёт право на убийство, в том числе на войне. Но, решение всё равно рождается не где-то там, а у вас в груди.

Сухая жилистая рука жмёт мою руку на прощание. Парень, похоже, готовит свою жизнь к борьбе, ломает железо в спортзале.  Глаза, не передать словами, как он смотрит. – Евгений Евгеньевич, скажите, а вы к нам ещё приедете? Пожалуйста!

Обратный путь домой. Сижу на заднем сидении автомобиля, читаю сочинения и отзывы на фильм… 

Несовершеннолетние преступники. Как не отмахивайся, а завтра им на свободу. Как она встретит их, если о существовании «молодой» преступности не хотят говорить. Не модно. Нет их и всё, но иногда всё же колыхнёт внимание заголовок: «Ивантеевский стрелок». Подросток в длинном плаще целеустремленно идёт ко входу в школу. В помещении паника, дети выбегают из здания. Раненых выносят на руках. Выводят и пострадавшую учительницу. Молодой человек напал на учительницу, выстрелил в нее, ударил топором и взорвал несколько дымовых шашек. 


Как историк, Министр культуры РФ Владимир Мединский должен был
бы знать о существовании в прошлом Статьи 58 Уголовного кодекса РСФСР (1938г) и 
о том, что некоторые его поступки – действия, могли бы в те самые годы
подпадать под действия этой самой статьи.

Барельеф с изображением генерала Карла Маннергейма 16 июня 2016
г. был торжественно водружён на стену Военного инженерно-технического университета
— в самом центре Санкт Петербурга по инициативе Российского военно-исторического
общества, руководителем которого является Министр культуры Владимир Мединский. Мероприятие
прошло в торжественной атмосфере: несмотря на всю неоднозначность личности
Маннергейма, не обошлось без оркестра и почётного караула. Однако почести,
оказанные генералу, принимавшему участие в блокаде Ленинграда в 1941 – 44 годах,
жителей города всё-таки возмутили. Карл Маннергейм был пособником Гитлера и 
помогал в поддержании блокады Ленинграда. Устанавливать ему памятную табличку в 
этом городе — это глумление над сотнями тысяч погибших блокадников! 19 июня,
всего через три дня после торжественных мероприятий барельеф облили краской. Первая
ласточка отнюдь не стала последней. Понимал ли Министр культуры, что своей
инициативой он раскалывает общество и готовит провокацию? Предположим, что
Владимир Мединский просто заигрался в историка и решил обелить фашистского
пособника. Но это, однако, только было начало!

Наталья Поклонская, депутат Госдумы, в интервью Лайфу сообщила,
что, по её мнению, «доски раздора» в Петербурге быть не должно.

Резче высказался Эдуард Лимонов: — Маннергейм — отвратительная фигура. Половина жертв, умерших в 
Ленинграде от холода, — на его совести. Они держали фронт с севера, не позволяя
людям получать питание и продукты. Я не знаю, какой русский влиятельный идиот
додумался поставить эту доску. Это пощёчина всем блокадникам. Общество бьётся.
Два раза заливали краской, это только наши. Люди выступали против доски, но 
никто не отреагировал. Теперь вот топором рубят. Это большая несправедливость,
что стоит доска Маннергейму. Это плевок на могилы всех блокадников, людей,
которые там умерли, — заявил в интервью Лайфу писатель.

Мемориальная доска Карлу Маннергейму со стен Военного
инженерно-технического университета в Санкт Петербурге вечером 13 октября 2016
г. демонтирована.

Демонтаж, как средство удаления нежелательного воздействия на 
историю, стал регулярной процедурой после провокационных действий
Военно-исторического общества и Министерства культуры.  

Демонтаж немецкой винтовки Маузер со скульптурной композиции «Прощание
славянки» на Белорусском вокзале Москвы. Демонтаж схемы устройства немецкого
автомата StG 44 со скульптурной композиции оружейному конструктору Михаилу
Калашникову.

Говорить о случайностях, о так называемом «человеческом факторе»
при таком наборе совпадений – не приходится.

История с «Матильдой», «28 панфиловцев» — довольно шумные
провокации, причём вектор их меняется в непредсказуемом направлении, вовлекая в 
своё поле всё более широкое недоумение зрителей. Как можно совмещать открытие
музея Сталину во Ржеве с памятной табличкой Маннергейму в Ленинграде? Если
Министра культуры преследует толерантность и уверенность в том, что всё, что ни 
делается – к лучшему, тогда становится понятен арест его заместителя по делу «о
реставраторах» и арест, обласканного властью режиссёра Серебренникова по делу «Платформа».
И это, позволю себе заметить, было вовремя не замечено Министром культуры, т.е.
Министр культуры не дружил со своим замом и не жил с ним по соседству в одном
доме и не заметил разного рода постановок режиссёра Серебренникова. Все эти
странные совпадения выстраиваются в одну логическую цепочку, ведущую к тому,
что Министр культуры сознательно и планомерно, используя своё положение, провоцирует
культурное поле России. Зачем? 

Ответ можно найти в Статье 58 Уголовного кодекса
РСФСР (1938г) 58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению,
подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных
контрреволюционных преступлений (ст.ст.58-2 — 58-9 настоящего Кодекса), а равно
распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания
влекут за собой лишение свободы на срок не ниже шести месяцев. Те же действия
при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных
предрассудков масс
, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на 
военном положении, влекут за собой меры социальной защиты, указанные в ст.58-2
настоящего кодекса. [6 июня 1927 г. (СУ №49, ст.330)].
Свои секреты есть у шедевров искусства, которые кажутся нам хорошо знакомыми и изученными чуть ли не до миллиметра. Однако, в каждом значимом произведении  есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть. Может в этом кроется тайна скульптора Салавата Щербакова, что он сознательно меняет «культурный код» России.
Не буду говорить и намекать на плагиат в создании оружия или просто о художественной значимости скульптурной композиции. Речь пойдёт о граблях.  

13 мая 2014 года со свежеустановленного памятника «Прощание славянки» на Белорусском вокзале Москвы спилили немецкую винтовку. Тогда официального комментария Министерства культуры на этот счет не последовало. «У памятника есть авторы, вопросы – к ним и Российскому военно-историческому обществу», – заявили в пресс-службе министерства. Напомню: Памятник воздвигли под творческим руководством Салавата Щербакова, возглавлявшего творческую группу. Он  заверил, что в действиях авторов не было злого умысла, а также что молодой коллектив «очень старался».
Карабин (облегченная винтовка) Mauser 98k в ходе Второй мировой войны массово использовался бойцами вермахта и некоторых соединений СС. По словам оружейного эксперта Василия Сычева, ошибки с определением модели быть не могло.
Действительно, перепутать немецкую винтовку с русской на первые граблях — было обидно, но не так страшно, как на вторых граблях, подтверждая «культурный бренд». Больно, обидно, но в стиле. В связи с этим представляю в воображении новый конфуз Салавата Щербакова, запечатлённого в памятнике: Салават Щербаков наступает на грабли образца 1937 года производства Юнкерс.

Однако, вернёмся к хронике наших дней. Памятник Михаилу Калашникову скульптора Салавата Щербакова установлен на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц в центре Москвы 19 сентября 2017 года. Автор скульптурной композиции, перепутал схему автомата АК-47 и немецкого автомата StG 44. Автомат StG 44 (Sturmgewehr 44, он же — MP 43/MP 44) был разработан конструктором Хуго Шмайссером.
Надо понимать, что в первом случае заметить ошибку мог человек, который хорошо знаком с немецким оружием. Во втором случае ошибку мог найти любой гражданин бывшего СССР. Автомат Калишникова разбирался и собирался «вслепую» и по нормативам не только в армии, но и в средних общеобразовательных учреждениях. И не только юноши, но и девушки были знакомы с конструкцией автомата Калашникова. На что рассчитывал Салават Щербаков? Вторые грабли ударили по носу не только Министру культуры и, но и по носу возглавляемым им РВИО (военно-историческое общество).
«порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие» (Сальвадор Дали) Вот такой психический феномен гения. Неожиданно пришла на память цитата в связи с указанным выше творением, которая на мой взгляд раскрывает психический феномен автора скульптурной композиции.  
P.S. Салават Щербаков заявил, что готов внести изменения в памятник, добавив, что «такое бывает». В Военно-историческом обществе (заказчик скульптурной композиции)  прояснили ситуацию, сообщив, что специалистов, способных своевременно обнаружить ошибку, у общества нет. 
Николай II был канонизирован Русской Православной Церковью в 2000 году. Канонизация вызывала широкий общественный резонанс. И самыми громкими критиками выступали атеисты и историки.

«Любые намерения «инициативщиков» на местах «запретить показ», любые попытки давления на частные или муниципальные кинотеатры — это чистой воды беззаконие и цензура, которая напрямую запрещена Конституцией РФ», — заявил ТАСС глава Минкультуры. Министр культуры России Владимир Мединский назвал любые попытки давления на кинотеатры в связи с показом фильма «Матильда» беззаконием.

Однако, здесь следует задуматься над высказываниями руководителя не только Министерства культуры, но и доктора исторических наук, главы Русского военного исторического общества в контексте «Матильды» по поводу создания фильма «28 панфиловцев»: «А те, кто пытается «уязвить» легенду лукавыми как бы «научными» подсчетами — занимаются словоблудием. Им я могу посоветовать только одно: хорошо бы была машина времени, и тебя — ковыряющегося своими грязными жирными пальчиками в истории 1941-го, — тебя бы в окоп с гранатой против фашистского танка. Мое убеждение: надо прекратить отвратительное обмусоливание этой темы».

За «обмусоливание этой темы«уволен с занимаемой должности Директор Государственного архива России (ГАРФ) Сергей Мироненко. Конечно, Сергей Мироненко не сидел в окопе с гранатой против фашистского танка, его пост был в Государственном архиве и он, как никто другой, знаком с фактами о легенде «28 панфиловцев». Был ли подвиг или его не было — вопрос открытый. Никто не спорит, что на подступах к Москве фашисты столкнулись с массовым героизмом советских людей. Однако, что касается именно «28 панфиловцев» — истина дороже! Или нет? Расследование началось с ареста и обвинения в измене родине одного из «28 панфиловцев» Ивана Добробабина. Он сдался в плен немцам и весной 1942 года стал начальником полиции села под Харьковым. Публикация на сайте Госархива окончательно подтвердила подлинность документов. Министр культуры — величина большая и ему видней. Ему формировать культурное пространство на период его руководства, ему доверили делать выбор и он делает, как положено не только Министру, но и доктору исторических наук, а те, кто не согласен и «ковыряется своими грязными жирными пальчиками в истории 1941-го» — на обочину истории!

Сергей Мироненко, научный руководитель Государственного архива РФ о фильме «Матильда» и скандале вокруг: «У меня глубокое отвращение все это вызывает, если сказать честно. Я фильма не видел, но читал сценарий. Это выдающееся произведение, но со знаком минус. Когда-то моя мама прочла воспоминания одного деятеля перестройки. И я спросил: «Мама, а тебе как, он так все описывает»? Она сказала: «Ты знаешь, это взгляд из привратницкой. Это взгляд из прихожей. Этот человек не видит этих людей, но видит их»... И вот этот сценарий, вы меня простите, он написан на потребу».
Есть логика? Министр культуры историк или одно из двух? С уважением к Вам. И если хоть кто-то, что понимает, объясните в комментариях.

«Я долго терпел, но сейчас моя чаша терпения переполнена».  Министр культуры России Владимир Мединский пообещал прокомментировать отказ кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» показывать фильм Алексея Учителя «Матильда».  Понятна реакция «Синема парк» и «Формула кино»: Протоирей Всеволод Чаплин предрек гибель России в случае выхода «Матильды» в прокат, а группировка «Христианское государство» угрожала поджогами кинотеатров, в которых будет показан фильм.  

С нетерпением культура ожидала комментарий своего Министра…   

Напомню о недавнем конфликте Владимира Мединского с представителями отечественных кинопрокатных сетей  из-за проката отечественного фильма «Викинг». Тогда удалось противоборствующим сторонам договориться. «Викинг» раздвинул зарубежных конкурентов и пошёл  в прокат  ведомым самим Министром.  Не дожидаясь ответных ходов от кинопрокатного бизнеса, Министр проводит в жизнь неналоговый платеж за выпуск фильмов в кинотеатрах в сумме 5 млн руб. И, видимо, новый 2018 год станет финансовым цензором для фильмов, рассчитывающих на малые сборы. Это коснется авторских, художественных картин, которые не попадут на экраны кинотеатров.  

И вот мы, на фоне этих событий ожидаем комментарий Министра культуры Владимира Мединского. Он не заставляет нас долго оставаться в сомнениях. «Любые намерения «инициативщиков» на местах «запретить показ», любые попытки давления на частные или муниципальные кинотеатры — это чистой воды беззаконие и цензура, которая напрямую запрещена Конституцией РФ», — заявил ТАСС глава Минкультуры. Интересный поворот! До этих праведных слов возмущения Министр культуры Мединский Владимир Ростиславович создал проверку фильмам, учредил выдачу прокатных удостоверений, возглавил РВИО, без которого не прошмыгнёт ни один исторический фильм, опять же те самые 5 млн. рублей с проката, а тут вдруг опомнился. Цензура запрещена. Чудеса и изворотливость цензуры подпольной, если приглядеться к ней внимательно — имеет своего отца. А на что рассчитывал в таком случае Министр, создавая неравные условия конкуренции? «Своим — всё, врагам — закон!?» С логической последовательностью действий и решений Министра культуры трудно не согласиться. Он прав. Но кто тогда создал подпольную цензуру, если некий суррогат официальной цензуры, как не крути — существует. А после этого сетовать на «инициативщиков» на местах — не логично. Возмущённые народные массы никогда не оставались в стороне от исторического процесса. «Кризис политики господствующего класса, создающий трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных классов». (В.И. Ленин) 

Первое, что бросается в глаза после комментария Министра культуры на отказ кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» «прокатывать» «Матильду» — это то, что Министр культуры пытается заделать скотчем «трещину», которую сам же с удовольствием расковырял. А если с этим не согласиться, что тоже имеет право на быть — тогда, это то, что у Министра личная заинтересованность игрока в борьбе за свою цензуру. 

Сегодня 4 сентября 2017 года Мосгорсуд оставил под домашним арестом худрука театра «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова.

 «Следствие, на мой взгляд, придумывает многие обстоятельства», — заявил адвокат Харитонов. Он  подчеркнул, что лично Серебренников не мог добиться выделения госсредств «Седьмой студии» на проект «Платформа». Организацию начали финансировать по  результатам разговора режиссера с президентом Дмитрием Медведевым в марте 2011 года и согласно постановлению правительства за подписью премьер-министра Владимира Путина. Кроме того, Минкультуры контролирует расходование средств».

http://www.rbc.ru/society/04/09/2017/59ace90c9a79473b3e11495a

За Кирилла Серебренникова поручились 74 деятеля культуры и  спорта. Это дело добровольное и порядочное, в какой-то мере возвышенное – заступиться за слабого. Однако, в контексте вышесказанного, а именно: из уст адвоката Серебренникова прозвучала фраза, что выделение средств из  государственного бюджета лично согласовывал Президент Российской Федерации (на 2011 год) – Медведев Дмитрий Анатольевич за подписью премьер-министра Путина Владимира Владимировича.

Что происходит? – возникает недвусмысленный вопрос. Как обласканный высшим эшелоном власти Кирилл Серебренников становится изгоем?

Напомню историю с Кириллом Серебренниковым, произошедшую в 2013 году. Он неожиданно отказывается от съёмок фильма о Чайковском П.И. и  возвращает 30 млн. рублей, выделенных Минкультом Серебренникову на производство фильма о великом русском композиторе. Почему? Да потому что неожиданно Фонд кино отказал в поддержке именитому режиссёру.  «И вот что я думаю: мы с продюсером Сабиной Еремеевой возвращаем эти 30 миллионов рублей нашему государству, жаждущему развлечений и кассовых блокбастеров. Мы будем искать деньги на фильм про главного национального композитора, про Петра Ильича Чайковского, за границей нашей Родины», — комментирует своё решение Кирилл Серебренников.  

Оставшись один без Учителя Иуда в конце Евангельской истории удавился. Что сделает в этом случае Серебренников, бросив «тридцать сребренников»? (30 МЛН. РУБ.) Он передумывает и не отдаёт деньги. Фильм «Чайковский» посвящен последнему периоду жизни и творчества композитора. В  сценарии, в частности, рассказывается о его душевных терзаниях, связанных, в  том числе, с нетрадиционной сексуальной ориентацией, которая, к слову, достоверно не подтверждена. По словам Кирилла Серебренникова, это будет «сочиненная история, но каждый факт, вошедший в сценарий, достоверен».

Так или иначе, в Минкульте сроки сдачи фильма «Чайковский» продлили до 30 июля 2017 года. Сдан ли фильм или не сдан – трудно сказать. Но  то, что худрук находящегося на грани банкротства «Гоголь-центра» существует не  по средствам – очевидно. А это хорошая приманка для спецслужб забугорных. Неспроста оперативным сопровождением дела занимается Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ.

В этой истории есть множество любопытных моментов. Один из них: Подавая заявку грант в Министерство культуры Российской Федерации на создание национального фильма, продюсер обязан указать: откуда он возьмёт оставшуюся часть финансовых средств на проект, иначе Министерство культуры не имело бы  оснований вообще рассматривать возможность со-финансирования создания национального фильма. Следовательно, по представленным документам проект «Чайковский» рассматривался Министерством культуры, как состоятельный и не требующий дополнительных финансовых вливаний со стороны государства. Почему продюсер рассчитывал ещё и на финансовую поддержку Фондом кино, т.е. опять на  государственные средства? Кто вселил в него такую уверенность? Можно предположить не без оснований, что была некая договорённость с чиновниками и  членами экспертного совета Фонда кино и Министерства культуры, т.е. картельный сговор, нацеленный на положительное решение двух «независимых» комиссий. Что помешало осуществиться задуманному – вопрос.

Почему покровитель Кирилла Серебренникова так щедро осыпал его благами и вдруг изменил своему покровительствуемому.

Достаточно заострить внимание на одной вещи. Для составления заявки на конкурс на создание национального фильма, спектакля – необходимо предоставить в Министерство культуры документ о профильном образовании. Мы знаем, что Кирилл Серебренников по образованию физик, а не лирик, т.е. нет у него такого документа, который бы давал по регламенту Минкульта претендовать ему на заключение госконтракта, тем более руководить государственным театром. Я знаю, что есть в  России талантливые люди, масштабные и решительные, но, поверьте мне на слово, Минкульт бы отказал каждому из них без соответствующих документов получать гранты и участвовать в госзакупках. Однако, и в этом парадокс Серебренникова – он получал то, что просил и без особой отчётности. Иначе бы его не схватили, а  не пойманный, как известно… тоже может быть вором, ну а если попался – открывай карман адвокату. Авось поможет.

Отсюда непонятная реакция на мой взгляд либеральной оппозиции. Серебренников Кирилл системный человек, обласканный властью, человек приближённый к Президентам, получает столь обширную поддержку в оппозиции, что диву даёшься. Он ли не подозревается в участии коррупционных схем и  мошеннический действий? Он! Абсурд, как новый жанр судьбы и творчества Кирилла Серебренникова.

За последнее время произошло четыре события, которые бы  следовало рассмотреть внимательно, не отрывая их друг от друга.

В конце января 2017 года Минкультуры и Фонд кино предлагают поднять стоимость прокатных удостоверений более чем в 1000 раз – до 5 млн рублей. Смелое предложение, которое бы помогло разморозить отечественные фильмы, положенные на полки архивов. Фильмы, которые действительно достойны внимания, но недошедшие до проката. Почему (?) даже в случае финансовой поддержки государства? Сотни достойных картин попали в архивное безвременье. Формат, который требовали телеканалы и прокат, убивали идентичность. Годы государственных субсидий привели к тому, что плоды творчества консервировались системой… И вдруг, оба-на: санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление). 29 июля 2015 года Путин Владимир Владимирович подписал указ об уничтожении санкционных, запрещенных товаров. В перечне в основном продукты питания. А кино? Хорошо, но  не хлебом единым… Санкции в СССР странно приживались. Вспомним только одну удивительную борьбу с алкоголизмом. Эффект был поразительным. Об этом мечтать не могли даже злейшие империалисты и буржуины. «Безалкогольные свадьбы»… Помню после службы в Афганистане встречал товарища (нам было по 20 лет, а выпивать было разрешено с 21-го года) Моему товарищу взрывом раздробило кости ног, была ампутация. После госпиталя он ехал домой. Орден за войну было не рано получить, а водки выпить за погибших – рано. Немыслимое лицемерие… а затем эшелоны спирта из-за рубежа россиянам. Распахнулись. А спохватились, когда… уже не смешно стало. Вот и сейчас, ну что такое буржуинам 5 миллионов? Они на повышении цен на билеты отечественных картин отобьются. Санкция — элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило.

Государству необходимо вводить новые меры по поддержке отечественной киноиндустрии и ограничения для голливудских картин, заявил на  пресс-конференции по итогам года кино министр культуры Владимир Мединский. Он  напомнил, что у министерства есть возможность расчищать прокат от голливудского кино под отечественные блокбастеры и фильмы-кинособытия. Министр Мединский утверждает, что в прошлом году министерству приходилось предупреждать прокатчиков голливудских картин, что такая мера может быть к ним применена, если они не сменят сроки проката того или иного фильма. Однако, бизнес есть бизнес. Представители крупных киносетей в России обратились в Министерство культуры с просьбой не переносить премьеру фильма «Форсаж-8». По мнению коммерсантов кино, на фильме «Время первых», не удастся заработать больше нескольких сотен миллионов рублей. К Мединскому взывали в связи с резким падением доходов в феврале: большинство сеансов отдали отечественному фильму «Защитники». Кинотеатры понесли убытки. Деньги? Какие деньги, когда речь идет о  политике и лоббировании. 29 марта на встрече министра культуры с руководителями сетей кинотеатров состоялся, по его словам, «непростой, но продуктивный диалог»…

Миллиардер Александр Мамут покупает 75% сети кинотеатров «Формула кино». Посещаемость кинотеатров растет, что делает кино более привлекательным. Государство стремится регулировать отрасль и это понятно, но почему вот именно  сейчас, а не скажем, когда отечественный прокат скупал американский бизнес?

Aditum nocendi perfido praestat fides — Доверие, оказываемое вероломному, даёт ему возможность вредить. Само слово вероломный подразумевает смысл: «ломающий веру».

Неожиданно пригласили наш художественный фильм «Сошествие с  креста» показать 20 апреля в 19-00 часов в кинотеатре «Искра», входящего в  киносеть «Москино». Фильм мы делали так, что ни одна копейка из кошелька государства не сможет похвастаться, что была в производстве. Ни одного инвестора, только чистый энтузиазм и космическое желание. А тема? Тема та самая, государственная. С трепетом ожидаю перемен… Следим пути: Игорь Угольников назначен руководителем «Московского кино». Известный продюсер, режиссер, в  должности президента «Москино», фактически последней сети государственных кинотеатров Москвы. По словам Угольникова, он не видит смысла конкурировать с  частными киносетями на коммерческом рынке показа блокбастеров. Задача «Москино» – ставить на экраны редкие фильмы. «Сегодня нет никаких проблем с возможностью посмотреть коммерческие ленты. А вот дать возможность зрителям увидеть хорошее российское кино – это как раз в наших силах, и это для меня крайне важно», – говорит Угольников.

Итак, что же происходит с «наиважнейшим из искусств»? Войны не  избежать. Aut vincere aut mori — победа или смерть. Минкульт объявил конкурс на  создание национального фильма. Ну что же?.. Это будет в пятый раз, как мы  подаём наш проект: «Ташакор». И что интересно, ВСЕ худсоветы «за», а  чиновники против. Чуть меньше двух лет до 30-летия вывода Советских войск из  Афганистана и 40-летие ввода. Я помню, как в спину плевали люди словами: «Я тебя туда не посылал!». Как я хотел, чтобы Родина вздохнула, но она словно прикусила язык. Через призму событий в Афганистане 1979-89 годов Сирийский надлом может быть остро прочувствованным. Коррупционеры Минкульта, Сирия не должна повторить опыт Афганистана.

Никого ни о чём не прошу, изливаю душу, пока есть, что излить! И  да, я не понимаю, почему про нашу войну в Афганистане может снимать кто угодно, только не участник войны? ВГИК за плечами вместе с «Отвагой» за  Афган. Ну, что Вам откатить надо, коррупционеры? Или пришло время перемен…  

http://www.oooiva.ru/newss/4349--l-r.html

3 марта 2017 года в годовщину освобождения города Ржева от немецко-фашистских войск в кинотеатре «Октябрь» в рамках ЭХА КИНОФЕСТИВАЛЯ ИМ. САВВЫ МОРОЗОВА состоялся кинопоказ художественного фильма «Сошествие с креста». Перед началом просмотра «За личный вклад в возрождение традиций и меценатства, за возрождение интереса к искусству на Ржевской земле» наградили предпринимателей — владельцев кинотеатра «Октябрь».

«Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию» (Мединский В.Р. о том, по каким правилам строится взаимодействие государства, общества и творческих деятелей в сфере культуры http://izvestia.ru/news/587771 )

Художественный фильм «Сошествие с креста» снимался без помощи государства и около двух лет его производства не имел никакой финансовой поддержки. Цитата Министра культуры Мединского Владимира Ростиславовича имеет некоторую конкретность, которую бы хотелось избежать. Выходит, так, что мы кормим чужую армию.

«Сошествие с креста» — это история одной ночи на Рождество Христово 1942 года. В оккупированной немцами деревне Ржевского района староста-старообрядец воспитывает сироту — мальчика Митьку. Под влиянием старосты мальчик учит молитвы и готовится к встрече Рождества Христова. Когда в их хлев, скрываясь от преследования, приходит беременная еврейка Мариам, Митька «видит» в ней Богородицу и решает, что она пришла родить к ним Мессию и что войне будет конец и она-то вылечит умирающего политрука, которого скрывает дед в погребе. Митька в порыве чувств хвастается о Богородице Сашке-полицаю.

Профессиональных актеров, кроме Ирины Яковлевой (Богородица), в  фильме нет. Политрука, бежавшего из концлагеря, играет звукорежиссёр Дин Тормо — Бирюков. Читателю будет любопытно узнать, что Дин «крестник» певца свободы — Дина Рида. Роль старосты-старообрядца исполняет ржевский фольклорист и «колдун» Моряков Сергей Викторович. Юродивого Витю играет известный режиссёр — документалист Виктор Невежин. Его маму играет баба Маня из деревни Радюкино Ржевского района. К теме надо добавить, что она пережила оккупацию немецко-фашистскими войсками Ржевского района в течении полутора лет. Сашку-полицая играет Александр Вишняков, человек с непростым прошлым, которому вжиться в образ не представляло сложностей.

Вера Митьки, что еврейка Мариам и есть Богородица, которая способна исцелить умирающего политрука, — это соединение не соединяемого, но  это-то как раз — самое светлое и доброе, что может преподнести драматургия. Хочется спросить Министра культуры, — ну, какую армию мы кормим? Ответа мы конечно не получим, во всяком случае официально, но предположить мне будет не грех: народную. Оставив икону святителя Николы у «древа жизни», дед, еврейка Мариам с младенцем (Святое семейство) и Митька бегут из деревни. На вопрос Митьки, зачем дед оставил икону у «древа жизни» — следы запутать? Староста отвечает: «Глядишь, обретут люди икону, и в Бога уверуют». На что Митька его перебивает: «Хватит дед молиться, в Египте помолишься!» Библейский сюжет, перенесённый в 1942 год. Ночь перед Рождеством в оккупированной русской деревне. Митьку играет шестилетний Миша Бычков, актёр, которого для отечественного кинематографа открыл фильм «Сошествие с креста». Скажу без преувеличений: Миша не играл, он просто вжился в роль, впустил в себя образ и свободно в нём существовал. Подобных примеров детского актёрского перевоплощения не только в отечественном кинематографе, но и в зарубежном, насчитаю не больше нескольких десятков.

Итак: Премьера в Ржеве прошла аншлагом! Спасибо администрации города за понимание культуры таковой, какая она ещё сохранилась в русской «сторонке». Директору кинофестиваля им. Саввы Морозова Игорю Пименову поклон с напутствием купца и мецената Саввы Морозова: «Наш промышленник — слепой человек. Его ослепляет неисчислимое богатство страны сырьем и рабочими руками. Богатый русский глупее, чем вообще богатый человек». Добавлю от себя: Отечественная культура — это выживание, борьба за существование. Нельзя обозвать себя культурным и ходить непобежденным, даже тогда, когда кормят чужую армию. Жить надо и постоянно подтверждать свое право на отечественную культуру.

После Ржева «Сошествие с креста» покажут в Костроме, Павловском Посаде, Владимире, Ростове и Перми.

Замминистра культуры Северной Осетии Чермен Дудаев подверг критике фильм режиссера Эллиота Лестера  «Последствия». Он заявил, что фильм может стать спекуляцией на трагедии Виталия Калоева, так как сюжет не согласовывали с Виталием Калоевым. Фильм рассказывает историю Виталия Калоева, потерявшего жену и двоих детей в авиакатастрофе 2002 года над Боденским озером. Два самолета столкнулись из-за ошибки авиадиспетчера Питера Нильсена. Всего в инциденте погиб 71 человек, из них 52 детей. 

Виталий Калоев сдержанно отнёсся к съёмкам фильма «Главное — чтобы ничего не исказили. А то будет экшн с погоней. Я ведь не от кого не прятался. Открыто пришел, открыто ушел». (По воспоминаниям Виталия Калоева, он пришел в дом к Питеру Нильсену, что в швейцарском городке Клотен, чтобы показать фотографии погибших детей и жены. Хотел поговорить, посмотреть ему в глаза. Тот отмахнулся от него. Нервы у архитектора не выдержали. Он нанес авиадиспетчеру 12 ударов ножом. Был осужден на 8 лет, отбывал наказание в швейцарской тюрьме, через 4 года, в ноябре 2008-го, был досрочно освобожден).

Главного героя фильма режиссера Эллиота Лестера  «Последствия» играет Арнольд Шварценеггер.

Я сознательно не хочу озвучивать своё мнение относительно экранизации подобной истории потому, что сам отец пятерых детей  и даже не могу представить, вообразить, как бы я поступил на месте Виталия Калоева, а если бы уж взялся за подобный фильм — как бы его сделал? Не приведи Бог даже помыслить! Однако, хотелось бы обратить ваше внимание на отечественную кино-странность, а именно: Сарик Андреасян снимет фильм о Виталии Калоеве, убившем авиадиспетчера Петера Нильсена. Нильсен считался главным виновником авиакатастрофы, в которой погибла семья Калоева. Главную роль исполнит Дмитрий Нагиев. ( http://tass.ru/kultura/3501781 )

По воле случая я был в Министерстве культуры на защите проекта Сарика Андреасяна. Министерство культуры поддержало этот проект, хотя, надо признать, острые вопросы к проекту были, кроме одного: Знаете ли Вы, Сарик, что на эту тему уже снимается фильм в Голливуде? Для справки: Фонд кино, занимающийся поддержкой коммерческого кино, отказался поддерживать проект Сарика Андреасяна, ибо, думаю, экспертный совет Фонда кино понимал, что отечественный ответ  Дмитрия Нагиева Арнольду Шварценеггеру может быть кассовым провалом, на который имеется расчёт у создателей. Единственный выход — сделать культурный продукт и попросить денег у Министерства культуры, что и было выполнено блестяще, я имею ввиду получить поддержку Министерства культуры. И вот здесь я задаюсь вопросом: что будет героизировать фильм видного кинорежиссёра отечественных блокбастеров Сарика Андреасяна? «Это кино про то, что родители не должны хоронить своих детей. Жизнь, она бесценна. Я бы хотел делать кино как отец, я очень хорошо знаю, что такое любовь к семье. Отдать дань уважения этому человеку, этой истории…» — сказал Андреасян и добавил, что это «кино про одиночество и потерю».

По его словам, Калоев ознакомился со сценарием ленты и «дал свое благословение». Исполнитель главной роли уже утвержден — им станет актер Дмитрий Нагиев, который, как подчеркнул режиссер, специально для этого фильма «отрастит бороду и похудеет».

Как пояснил Калоев, он пошел на убийство потому, что «исчерпал все возможности добиться справедливости законным путем». «Я думаю, каждый человек в подобной ситуации имеет право вершить справедливость своими руками», — заявил он.

Подробнее: http://www.newsru.com/russia/29jun2012/kaloev.html


А теперь вопрос не к создателям фильмов, скорее к Министерству культуры: Вправе ли кинобизнес говорить о прибыльности таких картин? Обе картины рассчитывает на мировой кинопрокат и значительные сборы.  Дети гибнут за металл?

Санкт – Петербург, Ленинградская база ВМФ, ШТАБ. Нам необходимо отснять несколько эпизодов в Кронштадте.

Из воспоминаний сослуживцев контр-адмирала Сенатского Юрия Константиновича: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее его воли… а главное, почему веришь ему, — это то, что он лучший в мире…»

А ныне ранит то, что мы изгнаны из большого прошлого в  невыносимо маленькое настоящее.

Начальник пресс службы Северо-западного военного округа, изучив заявку на разрешение на съёмку — дал добро, и в телефонном разговоре предложил приехать в Санкт – Петербург, что мы и сделали. Действительно, сделать фильм о  человеке, которому идёт 93-ий год сложно. Но сложность оказалась не в том, что адмирал «в годах», отнюдь, столь ясного ума и чёткого представления деталей эпохи, стройность логических рассуждений, ясная память, всё это давало основание на то, что фильм будет удивительным! Не хватало для режиссёрского замысла воплощение съёмок нескольких эпизодов в Ленинградской базе ВМФ. И вот на том, на чём споткнуться не ожидаешь – спотыкаешься: сначала кочка, а затем лбом в  стену.

Для тех, кто не знает. Сенатский Юрий Константинович является родоначальником создания диверсионно-разведывательной службы Военно-морского флота, так же, как в свою очередь Маргелов В.Ф. — родоначальник создания диверсионно-разведывательной службы воздушно-десантных войск. В одно и тоже время — по одному распоряжению Маршала Советского Союза Жукова Георгия Константиновича ковалась мощь армии и флота, создавались новые рода войск. «Это было золотое время! И не потому, что я был ещё молод и полон сил – я служил Родине с полной отдачей. Мне было отрадно ощущать себя в гуще события, мало того, руководить пламенными людьми, патриотами! Сознание командира, кстати, определяют подчинённые… Мне всю жизнь везло на подчинённых. Огонь смертельный лишь разжигал их, а мне оставалось только быть достойным их!» (Сенатский Ю.К.)

И вот мы в Санкт – Петербурге. В первый день нам не удаётся встретиться с начальником пресс службы Северо-западного военного округа. Он  занят – это понятно. Ждём. Радуюсь, что предложение посетить Ленинградскую базу ВМФ Юрий Константинович отклонил в связи с неожиданным ухудшением самочувствия. Хорошо, иначе у меня был бы бледный вид. А уж потом, что было… вряд ли такое испытание было бы оптимистической нотой для него. Съёмочная группа в гостинице время от  времени вздрагивает от звонков, но нужного звонка нет.  

Однажды в блокадном Ленинграде Юрия Константиновича спас от  смерти случай. Над умирающим юношей склонился профессор, скорее для того, чтобы констатировать своё бессилие перед смертью, но в обход неумолимой «неожиданности» – он решил, что сможет победить смерть, и победил.

Звонок. Едем к начальнику пресс службы Северо-западного военного округа  Игорю Максимовичу Мугинову. Встречает холодно. Не успеваем разговориться, звонок из Ленинградской базы ВМФ. Разговор о нас при нас: Жёстко, нервно с прикрученными накрепко крепкими словцами. Недоумеваем. Разговор прерывается несогласием сторон по поводу разрешение на  съёмки. Подпись Игоря Максимовича, начальника пресс службы, не удовлетворяет флот. Заместитель командира по  воспитательной работе Ленинградской Военно-Морской базы Роман Владимирович Мясищев требует подписи «целого» генерал-полковника Командующего Северо-западного военного округа Картаполова Андрея Валериевича, который, кстати, находится в  командировке зарубежной до марта 2017 года и это не где-нибудь в Средней полосе, а где-то много южнее. Хорошо. Разве мы против? Мы за то, чтобы кино про легенду военно-морского флота – Сенатского Ю.К. получилось настоящим образом! Опять звонок. Кто может подписать кроме? Слава Богу – начальник штаба. Отлично. Седлаем коней, едем в Ленинградскую базу ВМФ знакомиться с Заместителем командира по воспитательной работе Ленинградской Военно-Морской базы Романом Владимировичем Мясищевым

Так кто же такой человек, про которого будет фильм и за то — мы уже второй день после всех согласований обиваем пороги штабов ВМФ и пехоты? Юрий Константинович контр-адмирал в  отставке. Что для нас, так он отчаянный — главный специалист Военно-Морского флота по спасательным и судоподъемным работам. Он, наперекор всем мыслимым законам решал задачи, которые были не по плечу накопленному опыту. Требовалась молниеносность импровизации. Сколько затонувших подводных лодок было поднято за  минувшие полвека на поверхность. Это: С-11, С-80, С-178 и атомная К-429... И  все их поднимали с непременным участием Юрия Константиновича. На его счету свыше 50 поднятых со дна морского судов. За непоколебимую волю, пытливый ум и непримиримый характер в конструкторских спорах он по праву среди отважных моряков носит имя «пан профессор». Этим почётным званием его наградил Адмирал Флота Касатонов Владимир Афанасьевич. Юрий Константинович никогда не отступал от того, что считал: единственно верным! И доказывал это делом. В 1972 —  году Юрий Константинович осуществляет техническое руководство оказания помощи подводной лодке «К-19». За эту операцию награжден вторым орденом Красная Звезда. Наверное, мы бы еще долго не узнали о том, что экипаж советской атомной ракетной субмарины К-19 предотвратил ядерную катастрофу. Благодаря геройству Сенатского Юрия Константиновича была спасена не  только атомная подводная лодка и её экипаж, но и обречённые на медленную и  мучительную смерть матросы 10 отсека «К-19». Руководство опасалось вести спасательные работы 10 отсека, могли погибнуть спасатели. Сенатский настоял, что любое действие, направленное на спасение людей будет оправдано самой жизнью! И он, в  который раз оказался прав. Он, рискуя собственной жизнью, своим примером увлёк за собой спасателей в 10 отсек.

И вот мы у Заместителя командира по воспитательной работе Ленинградской Военно-Морской базы Романа Владимировича Мясищева. Говорим о  многом, готовимся снимать, я подкрепляю этот разговор планом съёмок. Капитан третьего ранга (фамилию не уточнил, к сожалению), «замполит» с подводных лодок уточняет о чём фильм? Ступор. Все необходимые бумаги были высланы и с уведомлением получены ещё два месяца назад. Ну, что же делать, язык не  отсохнет, объясняю. Он прерывает и спрашивает, не попадёт ли в кадр личный состав? Конечно попадёт, — говорю я радостно. Это не очень хорошо, — продолжает он. Людям надо подготовиться, чтобы форма у них была соответствующей Уставу. – Минуточку! Неужели у вас не найдётся человек двадцать соответствующих Уставу? Смеются. Задаю вопрос в лоб капитану третьего ранга: Товарищ капитан третьего ранга, вы  надеюсь, хорошо знакомы с историей Советского военно–морского флота и с служебной биографией контр-адмирала Сенатского Юрия Константиновича? Не знаком. Пауза, неловкая. Его начальник Мясищев Р.В. пытается перевести диалог в юмор, приказав подчинённому упразднить пробел образования. Ну, ладно мы, гражданские, но, чтобы невежество людей, отвечающих за воспитательную работу проникало непосредственно во флот – это допускать нельзя. Я перестал подчиняться растрате времени и стал рассказывать о легенде ВМФ, человеке, о котором ну хоть несколько слов должен был знать воспитатель моряков.

В качестве Главного инженера экспедиции особого назначения (ЭОН-10) Юрий Константинович Сенатский участвует в подъеме подводной лодки «С-80» Северного флота с глубины 200 метров! Автор проекта этого уникального подъема без применения водолазного труда на больших глубинах в  условиях открытого района Баренцево моря. Большинство тел извлекли из первых двух отсеков. Тех, кто не погиб в первые минуты, ждала мучительная смерть от  удушья. Сжатый воздух из парогазовых торпед был стравлен в отсек, емкости всех «идашек» опустошены… Одних отчаянье толкало на шины с многоамперным током, тела других спасателям пришлось доставать из петли. Тела подводников уложили в  гробы, и десантный корабль с приспущенным военно-морским флагом двинулся в  базу. Но наград не дали. И тем водолазам, кто терял сознание на 200-метровой глубине, и тому, оставшемуся безымянным, минеру-кавторангу, обезвредившему торпеды С-80, и участникам «дезинфекции», и умнице Юрию Константиновичу Сенатскому, который дал фору нескольким научно-исследовательским институтам. Что уж говорить об остальных?! Рассказывают, Главком ВМФ С. Г. Горшков тогда, отказавшись войти в правительство с ходатайством о награждении моряков ЭОН, якобы сказал: «Флот лодку утопил, флот и поднял. Кого награждать, гробовщиков?»

Звонок. Начальник пресс службы сообщает, что телеграмма на  подписи у начальника штаба Северо-западного военного округа. Информация обнадёживает. Но! Заместитель командира по воспитательной работе Ленинградской Военно-Морской базы Роман Владимирович Мясищев доверительно сообщает нам о том, что даже если начальник штаба подпишет телеграмму, он, Заместитель командира по  воспитательной работе Ленинградской Военно-Морской базы Роман Владимирович Мясищев получит её к утру следующего дня. Так это же почти целые сутки! Разве телеграмма не может каким-то образом перемещаться в пространстве быстрее? Оказывается, нет. «У зелёных человечков всё так» (Цитата Мясищева Р.В.) Хорошо, будем ждать. Напомню читателю, что живём мы в гостинице за деньги и не можем делать вечно. Мы приехали из Москвы по приглашению начальника пресс службы Северо-западного военного округа Игоря Максимовича Мугинова на съёмки и не для чего другого. Странное подчинение базы ВМФ пехотному командованию, похоже, даёт свои всходы. Противостояние служб и нежелание к  диалогу. А если завтра война? Если завтра в поход?!

С июня 1972 по июль 1974 года Сенатский Юрий Константинович участвует в интернациональной помощи в республике Бангладеш на судоподъемных работах в порту Читтагонг, как специалист АСС ВМФ и затем в качестве Заместителя командира по судоподъемным работам ЭОН-12 (Экспедиция Особого Назначения) ВМФ СССР. Было поднято с глубин 26 судов общим водоизмещением около 100 тысяч тонн. За эти работы с риском для собственной жизни Юрий Константинович — награжден ещё одним орденом: Руководство Бангладеш, не имея своих собственных государственных наград, из латунного болта, поднятого с глубины судна, изготовили награду Юрию Константиновичу и вручили при общем ликовании команды ЭОН – 12.

Ждать следующего дня не хочется. Я предлагаю начать съёмки сегодня же. Категорический отказ. И я понимаю, говорю, что наш фильм позволит пролить свет на неизвестные славные страницы истории флота Российского, которые помогут ощутить зрителю мощь и необходимость флота, современного, оснащённого. Да что уж, он даст возможность рассчитывать морякам, что за их заслуги им будут уступать место в трамваях и не потому, что они пожилые, а потому, что они моряки. Вы хотите, чтобы вам место в трамваях уступали? Улыбки. Ответ: Мы на пенсию ещё не собираемся.  

Сенатский Ю.К. осуществляет техническое руководство спасением личного состава и подъемом подводной лодки «С-178» Тихоокеанского флота с глубины в октябре 1981 года; осуществляет техническое руководство спасением личного состава и подъемом с глубины атомной подводной лодки «К-429» на Камчатке. Было спасено 102 подводника, а лодка поднята целиком за 40 дней; техническое руководство спасением СДК-84 и ГИСУ «Анадырь» на Тихоокеанском флоте.

Уезжаем в гостиницу, держим связь, ждём известий. Тишина. В  полдень следующего дня узнаём, что телеграмма не подписана. Моя личная просьба Заместителю командира по воспитательной работе Ленинградской Военно-Морской базы Роману Владимировичу Мясищеву о съёмках, хотя бы просто внешний вид кораблей и жизни базы. О своём подробном плане съёмок забыто, хоть бы малое получить. Нет! – Евгений Евгеньевич, вы что, хотите видеть моё бледное лицо перед мужчинами в кожаных куртках с маузерами?  — Весомо, не хочу. Я пускаюсь на последнее, взываю к патриотическим чувствам, признаюсь, что сам инвалид войны и на собственной шкуре испытал забвение: «Нас туда не посылали»? Не-а. — Без подписи не моги. Они главные (штаб пехотный, «зелёные человечки») – пусть и решают. Ну, не может одна голова за всё решать. У вас на чём фуражки держатся? Ещё раз говорю, а  если завтра война? Телеграмму ждать будете? Улыбаются. Уже давно пора открыто сказать, что флот – это не просто посудины, которые могут ходить по морям, флот – это аргумент в политике – это безопасность Родины! Не надо ждать рождения нового Петра Первого. Надо сохранять его заветы, беречь и восполнять утраченное втрое! Неожиданно, вдруг: — Да не запрещаем мы вам снимать флот! Вон из  Петровского парка – вся база, как на ладони. Снимайте из-за забора сколько душе угодно. Идём и снимаем. Не очень композиция, но две рубки хорошо видны новых субмарин и ещё много чего, что из Петровского парка, как на ладони.

Есть такая профессия – Родину защищать!

Ну а нам всем: не дать прорасти нерешительности, безынициативности и невежеству в следующих поколениях. 

P.S. Видимо телеграмма до сих пор на столе у начальника штаба Северо-западного военного округа не подписанная. И то правда, начальник штаба должен другим заниматься. Он штабом должен командовать. А воспитателям-то, как хорошо, и то правда, сказать нет и переложить на другую голову — это куда безопасней. Нет проблем, когда всё равно и ни о чём голова не болит. 

 

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире