В Инженерном корпусе Третьяковки разместилась экспозиция из Твери в рамках уже традиционной программы «Золотая карта»: «Романтическая Россия: живопись и скульптура первой половины XIX века из собрания Тверской областной картинной галереи».

«Золотая карта»  за годы своего существования выявила два основных подхода музеев к своим гостевым экспозициям. Либо это попытка показать «всего понемногу» (что зря, поскольку соревноваться в этом с самой Третьяковской галереей не очень реально). Либо же это выбор какого-то одного направления, которое зато показывается в подробностях.

 

Тверская галерея поступила очень правильно, не пытаясь представить «всего и сразу». Выбран конкретный период, и исследован достаточно подробно. Наряду с известными именами тут есть и местные герои, и даже авторы просто неизвестные, но от этого ничуть не менее любопытные. Вот хотя бы совершенно невероятные купчихи – ни имен авторов,  ни имен героинь история не сохранила.

Тоже неизвестный автор – но о героине известно, что она жена протоиерея.

 

Вот любопытный тверской живописец Яков Колокольников-Воронин – это его автопортрет с семьей.

 

Иван Клюквин, «За самоваром».

 

Никанор Чернецов, «Вид Военно-грузинской дороги». Здесь интересно появление в пейзаже не только итальянской, но и собственной экзотики.

 

Но особое внимание тут – Алексею Венецианову и его школе. Причем школе не в абстрактном, а в самом конкретном смысле. Венецианов приобрел в Тверской губернии имение и не только сам занялся разработкой «крестьянского» жанра (пастушок на самой верхней фотографии – его работа), но организовал за собственный счет художественную школу, где учились и дети мещан, и дети крепостных.

Вот забавная работа: один ученик (Никифор Крылов) изображает другого – Алексея Тыранова.

Сам Тыранов впоследствии отойдет от преподанной Венециановым манеры и станет работать «под Брюллова».

А вот художник наиболее драматичной судьбы. Григорий Сорока, один из самых заметных учеников Венецианова, был из крепостных. И по завершении учебы у Венецианова вынужден был отправиться обратно к хозяину. Попытки Венецианова добиться для него вольной и дальнейшей учебы в Академии художеств успехом не увенчались. Все закончилось самоубийством.

Достаточно драматичной оказалась и судьба одного из представленных его  пейзажей: «Вид на усадьбу Островки». Долгое время картина была известна только по описаниям, самые поздние из которых восходили к началу ХХ века. Но оказалось, что в водовороте дальнейших исторических событий картина не пропала. И обнаружилась уже в 1998 году – и даже не очень далеко, а в самой Твери, в частной коллекции. Правда, в плохом состоянии – после приобретения полотна тверскому музею пришлось заняться его серьезной реставрацией.  

А вот живописец, которого, пожалуй, мало кто знает в качестве такового. Александра Венецианова. Дочь художника, более известная как мемуаристка, написавшая о своем знаменитом отце, тоже входила в число его учеников. Здесь – ее вид почтовой станции.  

 

Что там еще очень интересно — это видеофильм, посвященный самому зданию, где размещена Тверская галерея. Это был в свое время императорский дворец, и фильм построен словно от первого лица – дом сам рассказывает о себе, своих архитекторах и своих обитателях. Без назидательности, очень славно. Предусмотрите лишние полчаса на просмотр.   :)

Сама же выставка будет до конца января.

 

 

(Часть изображений предоставлена Третьяковской галереей, за что спасибо ей большое.)



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире