729864


Хоть год Италии в России формально и завершился, он продолжает радовать нас открывшимися в декабре, под конец официальной программы, выставками.
Две из них – в Третьяковской галерее.
В главном здании в Лаврушинском открылась выставка Джотто. По обмену – в ответ во Флоренцию поехали иконы из Третьяковки.

729865


В Москву приехали два произведения, хранящихся во Флоренции. Икона «Мадонна с Младенцем» из церкви Сан-Джорджо алла Коста (конец XIII века) относится к иконографическому типу «Маеста» (итал. maesta – величание) – «Мадонна во славе». Здесь в полной мере видна византийская традиция.

729866

Авторство Джотто в отношении этой работы установлено итальянскими специалистами не так уж давно – пару десятилетий назад. Случайное повреждение красочного слоя (хотя насчет случайного – это еще как сказать: икона была повреждена осколками стекла при взрыве в галерее Уффици) позволило произвести его анализ.
(Оговоримся, конечно – такой анализ поможет примерно определить скорее время и место создания, чем конкретную руку. Но, в общем, все прочие поверили итальянцам на слово.)

729867
729868


Двусторонний алтарный комплекс-полиптих из 10 образов из церкви Санта-Репарата (создан ориентировочно около 1305 года) тоже сравнительно недавно введен итальянскими исследователями в круг произведений Джотто.

729869


Образ мадонны здесь уже решен по-иному. Прежде всего, необычен жест младенца – неканонический и совершенно бытовой.

729870

Иконографический состав политпиха представляет в том числе святых, особо почитаемых именно во Флоренции.

729871


Среди них – святая Репарата, покровительница Флоренции.

729872
729873


Еще несколько фрагментов:
Иоанн Предтеча

729874


Благовещение

729875


Конечно, атрибуция для живописи Средневековья – дело не простое. Но как бы то ни было, перед нами произведения эпохи отхода от византийской традиции – и это весьма интересно.
Эта выставка будет до середины марта.

Между тем в соседнем здании Третьяковки, в Инженерном корпусе, итальянская тема продолжается. Географическая привязка дана уже в названии — «O dolce Napoli».

729900


Напомню, что в охваченный период – конец XVIII – первая половина XIX века – речь идет о самостоятельном Неаполитанском королевстве. И здесь жили и работали – кто коротко, кто подолгу – многие российские художники, известные и менее. Прежде всего, разумеется. Сильвестр Щедрин, главный, пожалуй, русский «итальянец».

729901


На одной из представленных картин автор и себя изобразил в толпе на неаполитанской набережной (здесь он в центре).

729902


Пейзажные этюды нередко оказывались не менее интересны, чем законченные картины. Прелестны и легки акварели Александра Иванова – как в этой увитой плющом веранде.

729903


Помимо пейзажей, художники, разумеется, увлекались жанровыми сценками.
Евграф Сорокин, «Свидание».

729904


Орест Кипренский, «Читатели газет в Неаполе»

729905


Петр Шамшин, «Пляшущая трастеверинка»

729906


Здесь же шла подготовительная работа и над большими картинами. Наверно, не надо объяснять, над чем работал Карл Брюллов. : )

729907


Писали автопортреты и портреты друг друга. Карла Брюллова изобразил Василий Тропинин.

729908


Ну, а зарабатывали на жизнь нередко портретированием заезжей аристократии. Целую серию таких акварельных портретов создал Александр Брюллов.

729909


Среди представленного в российской половине экспозиции немало любопытного и редко экспонируемого. А кроме того, представлены и итальянские современники российских авторов.
Выставка будет открыта по 10 марта.

729910


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире