713454


Карабинеры перешли на зимнюю форму одежды (если в их представлении этот плащик может спасти от русской зимы), а Год Италии в России все продолжается.
И вот мы дождались явления Караваджо.

713453


11 работ художника прибыли в ГМИИ им. Пушкина. Предоставлены разными итальянскими музеями – тут и Ватикан, и Рим, и миланская Пинакотека Брера, и музеи Мессины, Неаполя и Флоренции. Одна из работ – что практически беспрецедентно – предоставлена церковью, где находится постоянно.

713444


«Юноша с корзиной фруктов» из галереи Боргезе не имеет точной датировки, однако эту работу без сомнения относят к раннему периоду творчества Караваджо. Здесь, отмечают специалисты, он уже преодолел сухость самых первых своих работ, но сохраняет подробную детализацию. При этом натюрморт не только точен, но и натуралистичен – тут и помятые фрукты, и пожелтевшие листья.

713452


Проблемна для искусствоведов скорее трактовка самого сюжета картины. Долгое время она вообще считалась юношеским автопортретом автора (во время написания работы художнику было, как предполагается, от 22 до 26 лет). Однако большее распространение получили иные трактовки: аллегория («осень» из цикла времен года или «вкус» из цикла пяти чувств), эротика, религиозная идея. Самым элегантным, на мой взгляд, является предположение о своеобразной иллюстрации к истории, рассказанной Плинием Старшим – уж Плиниев-то Микеланджело Меризи да Караваджо вряд ли читал.

Лихой персонаж – по описаниям современников, грубоватый и неотесанный, склонный к дракам и азартным играм, не раз вынужденный менять место жительства, спасаясь от правосудия, — Микеланджело Меризи из города Караваджо (сам он, правда, родился в Милане, а «да Караваджо» именовался по месту происхождения предков), не дожив и до сорока лет, стал при всем этом виднейшим новатором в живописи – прежде всего религиозной.

713437


Его «Иоанн Креститель» 1602 года (Капитолийские музеи в Риме) был написан не для церкви, а для частного дома. Возможно, в связи с этим сюжет долгое время вообще воспринимался не как религиозный, а как буколический — изображение пастуха с ягненком.

713458


Однако ягненок в данном случае, при всей своей реалистичности – агнец божий. Есть в картине и еще один символический момент: растение внизу – коровяк или verbascum – традиционно связывается как раз с Иоанном Крестителем.

713450


Впрочем, это не единственное обращение художника к данному евангельскому персонажу. На выставке в ГМИИ есть еще один Иоанн Креститель, несколько более поздний (1606 год, ныне в Национальной галерее Палаццо Корсини в Риме) – и более скульптурно-лаконичный. С совершенно простонародной при этом физиономией.

713442


Вообще, отступая от привычной идеализации, Караваджо смело вводит в религиозную тематику натурные мотивы – многие картины его евангельского цикла приближаются в своих деталях к его же жанровым сценам. Ну, или напоминают батальные – как «Обращение Савла» (тут вообще надо отметить совершенно беспрецедентный момент – картина предоставлена на выставку не из музея, а из действующей церкви, Санта Мария дель Пополо в Риме. Где находится с 1605 года.).

713435


Как и эта работа, большинство крупноформатных композиций евангельского цикла пишутся по заказу и их размер и сюжет зависят от места размещения. Однако Караваджо решительно меняет привычную композицию – фигуры персонажей, вылепленные совершенно скульптурно, выделяются на притемненном, недетализированном фоне.

«Положение во гроб» (в Музеях Ватикана).

713439

713447


«Бичевание Христа» (числится за церковью Сан Доменико Маджоре в Неаполе, но с начала 1970-х годов находится на хранении в Музее Каподимонте. Кстати, это не единственный случай из состава данной выставки – из церковных зданий картины переносятся в музейные условия.)
Но тут еще один момент – совершенно не принятые в религиозной живописи до Караваджо натуралистические эффекты. В лицах же появляется эмоциональность и психологизм – в чем Караваджо также предстает новатором. Что, кстати, далеко не всегда нравилось его заказчикам.

713438

713451

713449


«Поклонение пастухов» (Областной музей Мессины). На Сицилии работа и создана – когда Караваджо прятался там от преследования по обвинению в убийстве.
Здесь совершенно неканоническим для своего времени является само положение Богоматери. Однако в нем усматривают перекличку с византийскими иконами на сюжет Рождества.

713433

713446


Но не все даже религиозные работы делались по конкретному заказу. Со «Святым Франциском» (ныне на хранении в Палаццо Барберини в Риме) произошла в этом смысле забавная, но и показательная история. Так, рентгенографические исследования позволили выявить изменения в одежде изображаемого: сначала форма капюшона соответствовала одному монашескому ордену, но позже – вероятно, по первому адресу работу пристроить не удалось – была изменена.

713441


«Христос в Эммаусе» (Галерея Брера в Милане) — одна из поздних работ. Также написана не по заказу. Художник создал эту композицию, находясь в изгнании (точнее, бежал, чтобы избежать наказания за убийство), а затем отправил ее на продажу в Рим.
Фактически жанровая сцена, плюс фрагмент, который вполне может существовать как самостоятельный натюрморт.

713436

713448


«Мученичество святой Урсулы» (собрание банка Интеза, Неаполь) – работа, написанная в последний год жизни художника. Здесь также отход от традиционной, канонической трактовки.

713440


«Спящий Купидон» (Палаццо Пицци во Флоренции): также одна из поздних работ. Написана на Мальте – где художник в очередной раз скрывался от правосудия.

713445


Экспозиция удобна для зрителя: прямо в зале к каждой картине есть подробные – и, что важно, нормально подсвеченные, — экспликации.

713434


Выпущен каталог – толковый, подробный и при этом вполне демократичный по цене.
Выставка запланирована до середины февраля.

713443


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире