Семь первых залов основной экспозиции Третьяковки – залы XVIII века — открылись после реставрации. Заодно изменили саму экспозицию и даже отреставрировали ведущую наверх парадную лестницу.

711793

711794

Итак, в экспозиции немало нового. Прежде всего – принципиально отказались от отдельного зала скульптуры (он и правда раньше немного напоминал забитый склад). Теперь скульптура и живопись размещены в залах вперемешку – как, собственно, и могло быть в домах соответствующей эпохи.

711795

Хотя размеры залов не увеличились, создается впечатление, что экспонатов в них стало больше. Во всяком случае, из фондов извлечены многие интересности – и прежде всего работы, продолжающие традиции парсуны. Таков портрет графа Чернышева, сподвижника Петра I — имя художника осталось неизвестным.

711796

Расширена и еще одна любимая отделом XVIII века тема – так называемая «россика». Речь идет здесь о художниках-иностранцах, работавших в России.
Тут выделяется внушительная многометровая работа Стефано Торелли «Аллегория на победу Екатерины II над турками», которую с радостью демонстрирует публике заведующая отделом Людмила Алексеевна Маркина.
(Кстати, в передаче «Собрание Третьяковки» у нас был рассказ об этой картине и ее авторе)

711797

711798

В немалом количестве представлены, разумеется, портретные работы – и все та же россика, и замечательный Антропов (о котором тоже есть что почитать в нашем архиве: http://www.echo.msk.ru/programs/tretiakovka/570746-echo/#element-text ).

711799

711800


В измененной экспозиции появилось три монографических зала. Зал Левицкого: (о нем: Левицкий: http://www.echo.msk.ru/programs/tretiakovka/45399/#element-text )

711801

Зал Боровиковского существовал и раньше (о художнике – здесь и здесь).

711802

Теперь появился и отдельный зал Рокотова (автор, надо сказать, от этого только выиграл – типология его портретов расширилась за счет, например, замечательных старух).

711803

Экспозиция отражает и другие жанры, бытовавшие в XVIII столетии. Это, разумеется, античные сюжеты:

711804

Это и сюжеты из русской истории, хотя зачастую они трактуются как античные. Например, все ли догадаются, что на полотне Ивана Акимова изображены не Гектор с Андромахой, как на картине Антона Лосенко выше, а князь Святослав в Киеве?

711805

Крестьянский — а так и хочется сказать «пейзанский» — жанр. Изображения, разумеется, условно-идеализированны.

711806

«Тромплёй» (trompe-l’oeil) или «обманка» — эта манера продолжала бытовать еще и в XIX веке.

711807

И еще одна примечательная история. В новой экспозиции есть работы, предоставленные для экспонирования частными лицами.
Речь идет о двух портретах из семьи князей Голицыных, датированных 1728 годом. Принадлежат они кисти Андрея Матвеева, интересного портретиста, отправленного в петровское время на обучение в Антверпенскую академию художеств (у Матвеева, кстати, позже учился Антропов). В Третьяковке своих работ Матвеева нет.

711808

Работы передал в ГТГ потомок изображенных – и сам художник – Иван Илларионович Голицын. Очень похожий на своего пра-пра-пра…

711809

В общем, все это теперь можно рассмотреть в подробностях в залах 1 – 7 главного здания Третьяковской галереи.

711810

711811


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире