710795


Выставка, посвященная императору Павлу I, довольно парадоксальным образом открылась в Москве в большом царицынском дворце – здании, постройку которого прекратил, вступив на престол, сам Павел.
Впрочем, в жизни самого Павла – как и в последующей трактовке его эпохи – парадоксов было куда больше. А из огромной – на девять залов и семь сотен экспонатов из Гатчины, Павловска, Михайловского замка и еще 16 музеев и архивов, не считая частных коллекций, — выставки можно почти с одинаковым успехом извлечь и образ сумасбродного деспота, и «русского Гамлета» — смотря с каким вариантом в голове явился зритель.

710796


Авторы экспозиции, впрочем, ближе, как представляется, к романтической трактовке. И начинают с портретов тех, кого будущий император с юности считал для себя историческим примером – Петр I, Фридрих Великий, Генрих IV.

710797

710798
710799

Портреты современников Павла – и участников исторических событий – в экспозиции также предостаточно. Но немало и документов, в которых обнаруживаются красноречивые детали.

Вот подписанный Павлом манифест о вступлении на престол – «прародительский, наследственный». Как не вспомнить, что мать – Екатерина Великая – фактически отодвинула сына от трона. Да, в момент отстранения Петра III Павлу было всего восемь лет. Но и после его совершеннолетия ничего не изменилось. А впоследствии Екатерина вполне могла попытаться передать трон через поколение – старшему внуку, Александру.

710800


Вряд ли поэтому случайно, что Павел, среди прочих своих реформ, установил четкую систему престолонаследия – причем по мужской линии (женщина могла быть только регентшей при малолетнем наследнике или получить престол лишь в том случае, если наследников по мужской линии не оставалось вообще).
Особое внимание император уделял реформам в армии – вызвав этим немалое недовольство дворянства. Военная сторона экспозиции очень внушительна – мундиры, оружие, история походов Суворова…

710801
710802

710803

710804


Что же до интереса к Мальтийскому ордену, то помимо интереса к истории рыцарей, тут у Павла имелся и  внешнеполитический расчет: стремление получить своего рода опорный пункт в Средиземноморье.

710806


Павловские реформы вызывали все большее недовольство в верхах – многие достаточно нужные и полезные решения император проводил в жизнь импульсивно и непродуманно. Заговор против Павла зрел уже с середины его царствования. На привезенном в Москву огромном (и свежеотреставрированном) полотне Иоганна Баптиста Лампи-младшего «Император Павел I со свитой» императора окружают многие из тех, кто будет причастен к его свержению.

710807

710808


Заговору и гибели Павла посвящен отдельный зал.
Представлена ночная рубашка, в которую император был облачен в момент нападения на него.

710809


Последний прижизненный портрет (Павлу здесь 46 лет).

710810


Письмо наследника Александра, где смерть отца объясняется «апоплексическим ударом» (в великосветских кругах тогда ходила шутка об «апоплексическом ударе табакеркой в висок»).

710811

710812

710814
710815

Ну, и под занавес – поскольку выставку мне довелось смотреть в момент ее монтажа, то вот и несколько кадров этого занимательного процесса.

710816

710817

710818

710819


А белки в Царицыне уже практически сменили рыжие шубки на серые. Видно, и правда зима настает…

710820


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире