708538

В галерее Церетели на Пречистенке – новое: гравюры старых мастеров из собрания Российской государственной библиотеки.

708539

Подразумеваются авторы XV – XVII веков. Заодно выяснилось: собрание гравюр в РГБ не просто значительно – оно очень большое: свыше 130 тыс. листов.

Откуда взялось: во-первых, кое-что осталось от расформированного в 1924 году Румянцевского музея. Во-вторых – ну, это в лучших традициях, — сюда доставлялись коллекции, добытые при национализации книжных собраний. Кое-что, впрочем, и приобреталось – на антикварном рынке или у частных коллекционеров (как вот эта «Сусанна и старцы» Кристофеля Йегера – из знаменитого, насчитывавшего свыше двух тысяч листов собрания сотрудника библиотеки Алексея Петровского).

708540

Экспозиция интересна не только именами – хотя тут есть и Рембрандт, и Дюрер, и Жак Калло. Но кураторы решили пойти по пути просветительскому: представить через эту коллекцию различные гравюрные техники.
Пойдем по их пути и мы.

Итак, ксилография (гравюра на дереве). В Европе развивалась с XIV века. Разновидность так называемой «высокой печати» — нанесенные на деревянную доску штрихи обрезаются вокруг, затем места, которым предстоит остаться светлыми, вынимаются с помощью стамески. Краска наносится на выпуклые места, затем делается отпечаток – что возможно как на станке, так и вручную.

Альбрехт Дюрер, «Архангел Михаил». Работа датируется последними годами XV века.

708541

Ханс Зебальд Бехам, «Святое семейство». Почти тот же период – первая половина XVI века.

708542

Гравюра на дереве может быть и многоцветной – для чего делается несколько досок. Метод возник в начале XVI века и получил название кьяроскуро.
В данном случае – «Марс» Хендрика Гольциуса. Конец XVI века. Оттиск с 3 досок.

708543

Ну, а гравюра на металле появилась в Европе в начале XV века — сначала как резцовая гравюра. Приемы подготовки доски пришли из ювелирного дела. Штрихи наносились стальным резцом на более мягкий металл вручную, затем поверхность выглаживалась для большей четкости изображения.
Тут уже речь идет о «глубокой печати»: нанесенная краска остается в углублениях, а с нетронутой резцом поверхности стирается. Для этого типа печати требуется специальный станок с валами, а бумагу необходимо увлажнять.
Несколько примеров (все – XVI век).

Лукас ван Лейден или Лука Лейденский, «Музыканты».

708544

Альбрехт Дюрер. Два апостола – Варфоломей и Симон. Здесь очень хорошо видно дюреровскую подпись-монограмму.

708545 708546

Итальянка Диана Гизи – как видим, гравюрой занимались и дамы. Правда, надо признать, Диана происходила из семьи потомственных граверов.

708547

И француз Николя Беатризе, «Христос и самаритянка» (один из весьма распространенных сюжетов).

708548

Офорт – техника, появившаяся в начале XVI века. Здесь уже имеет место химическая обработка доски: металл покрывается специальным кислотоупорным грунтом – лаком, по которому и процарапывается рисунок. Далее поверхность обрабатывается кислотой (откуда и название: французское eau-forte – азотная кислота). Там, где лак был снят, кислота выедала металл, создавая углубления.
Способ был гораздо более быстрым, чем при работе резцом, — хотя и не очень полезным для здоровья.

Среди пионеров был и Дюрер. Но он у нас и так вездесущ (ну любил человек работать в разнообразных техниках!). Так что пройдемся немного по другим авторам, уже XVII столетия.

Адриан ван Остаде, живописец, автор многих жанровых картин. Впрочем, немало работал и в гравюре. Здесь — «Рыболовы».

708549

Флорентиец Стефано делла Белла – «Охота на оленя».

708550

И, под занавес, Рембрандт – и опять «Христос и самаритянка».

708551

В экспозиции можно найти и интересные сочетания в одной работе разных техник.
Будет до начала января.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире