22:09 , 11 ноября 2011

Марк Антокольский — между академизмом и поиском

707856


Расширенная экспозиция скульптур Марка Антокольского открылась в главном здании Третьяковской галереи.

707856


Состоялось это, на самом деле, благодаря выставке Николая Ге в другом здании, на Крымском. Поскольку многие работы переехали, основная экспозиция сдвинулась и удалось освободить для Антокольского отдельный зал (№ 31). В результате сейчас экспонируется около двух десятков произведений — как монументальных, так и камерных или эскизных.

707856707856

Во время обучения в Академии скульптор был близок к кругу тогдашних живописцев-новаторов и вместе с ними стремился отойти от академизма. В это время он работал, в частности, над нетрадиционной для тогдашней скульптуры тематикой быта городских низов (как небольшая эскизная работа «Мальчик, крадущий яблоки»).

707856

707856


Однако судьба поворачивалась не совсем так, как предполагал юный слушатель Академии. Широкая известность пришла к нему с созданием статуи «Царь Иоанн Грозный». Ее вариант в бронзе пробрел для Эрмитажа Александр II. Мраморное повторение, которое мы видим в экспозиции, заказал Третьяков.

707856707856

Далее пошла активная работа над скульптурными портретами. Среди заказчиков были крупные финансисты, как семейство Поляковых.

707856707856

Заказывала портреты и императорская фамилия: на выставке представлен, в частности, бюст императрицы Александры Федоровны (также повторение — в экспозиции мы видим не исходный мрамор, а очень интересный вариант в бисквитном фарфоре).

707856707856

Одновременно скульптор работал и над произведениями более метафизического характера. Его «Христос перед народом» с триумфом экспонировался на парижской Всемирной выставке 1878 года.

707856

707856


А более поздний «Мефистофель» был воспринят современниками как символ XIX века.

707856707856

Между тем работы, отступавшие от академической традиции, так и оставались на стадии эскизов — как интереснейший горельеф «Инквизиция».

707856

707856

707856


Даже прожив ряд лет в Париже Антокольский не проявил интереса к таким коллегам-современникам как Роден. Но при этом очень огорчался, когда некоторые его произведения расценивали как салонный академизм.
Зато его — действительно вполне академичное — мастерство было неизменно на высочайшем уровне. Что зритель и сможет видеть в расширенном объеме аж до начала февраля.

Да, представлен и портрет самого Антокольского — работы его ученика скульптора Ильи Гинцбурга.

707856707856


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире