12:28 , 14 января 2022

Досматриваем недосмотренное: художники 1920-х за фасадом эпохи

«Истории московских художников 20-х – 40-х годов» – такой у выставки подзаголовок. Хотя родом ее герои все-таки именно из 1920-х, многие и прямые ученики ВХУТЕМАСа, достаточно пообщавшиеся со старшими авангардистами. Но тех, начинавших раньше и успевших, что называется, «выйти на сцену», хоть и задвигали потом надолго в музейные запасники, но все-таки знали и помнили. С поколением следующим сложнее: многие из них не только не вписались в правильную линию и оказались отодвинуты, но иной раз и просто были забыты. От кого-то организаторам выставки не удалось найти даже фотографии.

Выставка проходит в Галеев-галерее, организована совместно с Музеем архитектуры. И за ней – большое кураторское исследование. Инициировали проект 1-я Кураторская школа, организованная Еврейским музеем и Центром толерантности, и Энциклопедия русского авангарда. Представленные в экспозиции работы искали и собирали по архивам родственников художников и частным коллекциям.

Некоторые имена здесь еще могут быть известны внимательному посетителю выставок. Хотя, конечно, не все. И судьбы очень разные.

Вот Роман Семашкевич, участник группы «Тринадцати». Сейчас несколько его работ показаны в постоянной экспозиции Третьяковки. Это из очень немногого сохранившегося – художник был в конце 1930-х арестован и расстрелян, а две сотни работ, конфискованных из его мастерской, пропали бесследно.

Из той же «группы 13-ти» – более известная нам Антонина Софронова. Но это сейчас известная, благодаря целому ряду выставок. А сама она трудилась ретушером в «Медгизе», в живописи и графике работала «для себя» и смогла провести первую персональную выставку только в 1962 году, в семидесятилетнем возрасте.

Ева Левина-Розенгольц, ученица Фалька по ВХУТЕМАСу. Вроде бы сначала успешно выставлялась, даже участвовала в оформлении советского павильона для Всемирной выставки в Париже в 1937 году. Карьера оборвалась тогда же с арестом брата, наркома внешней торговли Аркадия Розенгольца. Художнице пришлось перейти на изготовление деревянных игрушек для комбината «Загорская игрушка», копировать чужие картины. В 1949 году арестовали и ее, приговорили к 10 годам ссылки. Правда, освободили и реабилитировали раньше – в 1956-м.

Баки Урманче. Сейчас, конечно, это классик изобразительного искусства Татарстана, первый татарский профессиональный художник. Выпускник ВХУТЕМАСа, сам затем преподававший в Казани. И проведший пять лет на Соловках – еще на ранней волне репрессий, так что срок на фоне дальнейшего выглядел достаточно скромным.

Раиса Флоренская (чтобы сразу снять вопросы – да, младшая сестра Павла Флоренского). Училась в МУЖВЗ, затем во ВХУТЕМАСе. Умерла в 1932 году от туберкулеза.

Борис Голополосов, ученик Малютина и Осмеркина в МУЖВЗ и Шевченко во ВХУТЕМАСе. В 1938 году был исключен из МОССХ за «формализм», трудился в диорамно-макетном цехе Худфонда. Принят обратно в Союз художников только в 1978 году.

Александр Голованов. Начинал учиться в Строгановке, продолжил во ВХУТЕМАСе. Умер в тридцатилетнем возрасте от туберкулеза. Из сохранившихся работ известны три (две из них – в Третьяковской галерее).

Константин Эдельштейн, студент уже позднего ВХУТЕИНа, где среди его преподавателей были Истомин, Кузнецов, Фаворский. Вот в знак протеста против увольнения Фаворского Эдельштейн уходит из института, не получив диплома. В дальнейшем много работал в книжной графике и в монументальной мастерской Худфонда. Повлиял на многих будущих «шестидесятников», в том числе представителей «сурового стиля».

Сергей Эйгес. В юности посещал студии Юона и Кардовского, учился во ВХУТЕИНе у Древина, Удальцовой и Сергея Герасимова. В 1941 ушел добровольцем на фронт и погиб.

Антон Чирков. Ученик – по ВХУТЕМАСу – Осмеркина, Машкова и Петра Кончаловского. Обращался к аллегориям и религиозной тематике (что, возможно, объяснялось и происхождениям из семьи священника). Скоропостижно скончался в 1946 году во время работы над росписью одного из подмосковных храмов (село Жегалово, ныне вошедшее в состав города Щёлково).

Борис Петров. Это от него организаторы выставки не смогли обнаружить даже фотографии. Учился в МУЖВЗ у Коровина, закончил архитектурное отделение ВХУТЕМАСа. Известно, что на рубеже 1920-х – 30-х годов уехал работать в Сухуми, где занимался оформительскими работами для театра и преподавал черчение.

Анатолий Гусятинский. Во ВХУТЕМАСе учился на полиграфическом факультете у Фаворского. Не закончил, заболев туберкулезом (от которого умрет, не дожив до сорока). Много работал в книжной иллюстрации, оформлении спектаклей, преподавал.

Лев Зевин. Начинал учиться живописи в Витебске у Шагала и Малевича, продолжил во ВХУТЕМАСе у Фалька. Выставлялся, иллюстрировал книги, оформлял спектакли. В 1941 ушел в ополчение и погиб под Вязьмой.

Сергей Маркин. ВХУТЕМАС, где учился у Удальцовой, Осмеркина и Шевченко. Работал декоратором в ТРАМе (Театр рабочей молодежи), оформлял улицы Москвы к революционным праздникам. Ушел добровольцем в ополчение во время битвы за Москву, погиб в 1942-м.

Георгий (Юрий) Павильонов. Учился во ВХУТЕИНе, где особое влияние на него оказал Лев Бруни. Принимал участие в молодежных выставках, скончался в возрасте 30 лет от болезни сердца.

Георгий Ечеистов. Строгановка, первые ГСХМ в мастерской Бориса Григорьева и ВХУТЕМАС, мастерская Фаворского. Работал для издательств и в станковой графике. Единственная персональная выставка в 1947 году стала уже посмертной.

И супруга предыдущего Лидия Жолткевич. Тут вообще интересно: учиться изобразительному искусству начинала в Париже – ее отец, скульптор, вынужден был в 1908 году эмигрировать из Российской империи из-за причастности к революционным движениям и поселился в знаменитой коммуне художников «Улей». Лидия посещала частные академии Коларосси и Ла Гранд Шомьер, в выставке впервые приняла участие в четырнадцатилетнем возрасте. По возвращении – уже в РСФСР – училась на графическом отделении ВХУТЕМАСа, иллюстрировала детские книги.

Наконец, имя известное, но в приложении к совсем другому человеку. Мария Ильф-Тарасенко: кто такая?

Известная часть фамилии – от мужа, писателя Ильи Ильфа. Училась в художественной студии Кардовского, работала для технических издательств, в выставках не участвовала.

Это не все работы перечисленных авторов и не все авторы, представленные на выставке. Там всего еще много, а увидеть все это вживе еще возможно – выставку «За фасадом эпохи» продлили по 30 января.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире