Вслед за прошедшей недавно при немалом внимании публики выставки Роберта Фалька в Третьяковской галерее в Москве обнаружилась и экспозиция работ его ученика.

Причем в Музее наивного искусства.

Причем ученик – действительно генерал. Летчик.

 


 

Андрей Юмашев был в свое время авиационной знаменитостью. За ним – несколько установленных в 1930-х рекордов высоты полета. А главное – он участник (второй пилот) громовского беспосадочного перелета из Москвы через Северный полюс в Калифорнию (тогдашний рекорд дальности, 10148 километров), за что получил не только звание Героя Советского Союза, но и медаль Международной авиационной федерации – медаль де Лаво.

Короче, на фоне всего этого «сталинского сокола» не раз командировали за границу, в том числе для участия в парижской международной авиационной выставке. Где, собственно, он и познакомился с Фальком.

Интерес этот был не случаен. До революции гимназист Юмашев посещал в Петербурге классы общества поощрения художников и мечтал стать архитектором. На фоне революционных событий жизнь повернулась иначе, но интерес к живописи сохранялся.

Он ли уговорил Фалька, к тому времени уже около десяти лет жившего во Франции, вернуться в СССР? Есть и такая версия. Более точно известно, что именно Юмашев помог художнику получить в Москве мастерскую. И не просто поддерживал с ним контакт, но и ездил на совместные этюды – вот, собственно, написанный Юмашевым «портрет» Фалька на пленэре.  

 


 

Эти своеобразные уроки были, понятно, прерваны войной, но после войны возобновились.  Тем более, что в 1946 году Юмашев, уже генерал, был в возрасте всего 44 лет отправлен в запас – о причинах тут можно только гадать. Так что времени на живопись стало больше (Юмашева даже примут – возможно, в качестве некоторого утешения за крах летной карьеры – в Союз художников). И в работах первых послевоенных лет влияние манеры Фалька ощутимо.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Позже, уже после ухода Роберта Фалька из жизни, живописная манера Юмашева начинает меняться. Вот для сравнения – два его автопортрета разного времени.

 


 


 

Или два портрета жены.

 


 


 

Особенно же наглядна эта перемена в натюрмортах и пейзажных работах.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Выставка открыта в здании Музея наивного искусства по адресу Малый Головин переулок, 10. Осталось, правда, немного времени – по 6 июня.

 


 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире