Несмотря на карантинное время, выставочный зал Федеральных архивов смог открыть новую выставку для публики (подчинены архивы не минкульту, а собственному ведомству, так что удивляться этому не следует).



Приурочена выставка к столетию Государственного архива Российской Федерации. А вот что означает ее название «Больше, чем архив»?
Дело в том, что в силу различных обстоятельств в архивы время от времени приземляются не только документы, но и то, что на выставках обычно именуется «предметным рядом». Так вот, в этот раз на выставке в архивах этот самый ряд не одолжен, как бывает, у других музеев. Он свой собственный и, надо сказать, неплохо дополняет экспонируемые бумаги. Всего таки образом архивисты представили более двух десятков исторических сюжетов.



Вот, к примеру, достаточно скромная с виду шкатулка. А между тем она сыграла в российской истории немалую роль. Именно сюда положил Павел I составленный им акт о престолонаследии – он предусматривал передачу трона по мужской линии. Написанный Павлом собственноручно документ вместе с ним скрепила подписью супруга – тогда еще великая княгиня Мария Федоровна. Там же обе их личных печати.



На самом деле написал Павел этот текст еще в 1788 году, то есть еще при жизни маменьки Екатерины и, надо думать, в немалой степени в пику ей. А вот обнародовал – зачитал в день своей коронации – только в 1797 году, и тогда же, уложив в упомянутый ларец, поместил на хранение в алтаре Успенского собора в московском Кремле.
Но на этом роль ларца не закончилась. В 1820 году Александр I пополнил его манифестом о нераспространении прав членов императорской фамилии на их морганатических супругов и об исключении из престолонаследия детей от морганатических браков. Понятно, связано это было с вступлением в подобный брак следующего по старшинству брата императора, Константина Павловича. В 1822 году Константин написал письмо-отречение (оно тоже отправилось в шкатулку). Годом позже Александр подписывает манифест о назначении наследником престола младшего брата Николая (именно этот документ, оставшийся в то время секретным, хранился в конверте с собственноручной надписью императора: «хранить в Успенском соборе вместе с актами о наследовании престола, а в случае моей кончины, прежде всякого другого действия, раскрыть московскому епархиальному архиерею и военному генерал-губернатору в самом соборе»).



Информация, как известно, не дошла вовремя, что привело сначала к неразберихе, а потом и к восстанию декабристов. Ну, а содержимое шкатулки продолжило пополняться. Николай I добавил разработанные им тексты присяги – сначала для наследника престола, потом и для великих князей. Наконец, Александр II пополнил список манифестом «о регентстве и опеке» на случай, если очередной наследник вступит на престол несовершеннолетним. Всего, таким образом, к ХХ веку в шкатулке хранилось семь документов.
А вот другой, гораздо более впечатляющий ларец.



Здесь хранилась конституция Царства Польского. Ее основы были утверждены Александром I во время работы Венского конгресса, подписан текст уже в Варшаве 15 ноября 1815 года. Текст хранился в верхней палате польского парламента – Сенате, там же и был изготовлен декоративный ларец.
Так было до 1831 года. После чего, по распоряжению Николая I, ларец с (по его словам) «покойницей конституцией» был доставлен в Москву, где хранился в Оружейной палате.
В 1922 году, по очередному договору, ларец передали на «историческую родину», в Польшу. Как выяснилось, ненадолго: в 1939 году ларец конфисковали на польской территории органы НКВД. Пару лет он находился на Лубянке, затем перешел в секретный архив, где даже не значился по учетным документам. Вопрос о его передаче ПНР ставился, но решен так и не был. Гриф секретности сняли только в 1992 году.
Идем дальше: записные книжки российских императриц.







Иногда они богато украшены, иногда в простом переплете. И да, это дневники дамские – тут, помимо записей, могут быть и рисунки, и засушенные цветы, и переписанные стихи (впрочем, в дневнике великой княгини Елены Павловны среди таковых обнаружился автограф Пушкина с отличающейся от нам известной редакцией одного из стихотворений).
Не все дневниковые записи дошли до потомства – так, были уничтожены большинство дневников императрицы Елизаветы Алексеевны. Николай I сжег по посмертному распоряжению матери, Марии Федоровны, все ее дневники (о чем горько сожалел Пушкин – «какая потеря!»).
Историки до сих пор уделяли дневниковым записям женской части императорской фамилии не так много внимания (в том числе и потому, что писали эти дамы часто не по-русски, а на своих родных языках, и не слишком заботились в частных записках о разборчивости почерка). Сейчас этот подход начинает меняться – пусть тут немного прямой политики, зато может оказаться немало любопытных деталей.



Еще один любопытный сюжет вновь отсылает нас к Александру I. Точнее, к лицу, которого некоторые считали – а кто-то и продолжает считать – все тем же Александром, но вовсе не умершем в Таганроге, а просто удалившемся от государственных дел. Речь от так называемом «старце» Федоре Кузьмиче. Какими-то путями в государственные архивы попала возможно принадлежавшая ему скуфейка (головной убор).



Рядом, отметим, медальон, в котором соединены пряди волос Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны (нет, он не из Сибири, где жил пресловутый Федор Кузьмич, а хранился до начала ХХ века у потомков лейб-медика александровских времен).



Между прочим, немало в архивах и произведений изобразительного искусства. Тут и портреты, и работы интерьерные и пейзажные, и сцены балов или охоты, и даже вещи более прикладные, как приглашения на официальные мероприятия или меню торжественных обедов. Но одно дело, когда все эти вещи хранятся в фондах того или иного лица, и совсем другое – когда мы вычленяем их и смотрим на авторов. И оказывается: тут и Брюллов, и Гау, и Боголюбов, и Михай Зичи, и Нестеров, и Самокиш – словом, кого только нет. Думаю, если архивы как-нибудь соберутся сделать выставку чисто изобразительного искусства из своего хранения, это будет неплохая идея.







Переходим к ХХ веку. В материалах по убийству царской семьи хранятся в том числе и орудия убийства. Но если пули были собраны следствием непосредственно на месте событий, то показанный штык-нож был, представьте, передан уже в 1990-х годах потомком одного из участников расстрела. Такая вот, понимаете ли, семейная реликвия.



Осколки сосудов, в которых хранилась использовавшаяся при попытке уничтожения тел серная кислота, сопровождает распоряжение за подписью Войкова, занимавшего тогда пост уральского областного комиссара снабжения: «Предлагаю немедленно без всякой задержки и отговорок выдать из вашего склада пять пудов серной кислоты предъявителю сего». Подпись, печать.





Эмигрантские архивы попадали в Москву разными путями. После 1945 года был вывезен Русский заграничный исторический архив из Праги. Другие материалы поступали значительно позже, начиная с 1990-х.
Среди доставленного из Праги – поздний портрет Александра Керенского, написанный художником-эмигрантом Сергеем Мако для Русского культурно-исторического музея в Праге.



Нансеновский паспорт Антона Деникина.



С архивом Матильды Кшесинской приехали ее балетные платья и туфельки. И фотографии – как в ролях, так и в собственной балетной студии в эмиграции.







Дело о смерти Гитлера и приобщенный к делу фрагмент черепа.





И необычная история раскрывается с российским флагом. В смысле, флагом РСФСР.



Так вот, оказывается, Россия – тогда еще РСФСР – могла получить назад свой триколор почти на полвека раньше. Еще в 1947 году союзным республикам было рекомендовано разработать свои государственные флаги. Тогда-то для российского флага и были предложены различные сочетания красного, белого и синего цветов.



Однако в верхах рассматривать «имперский символ» даже не стали. А через несколько лет для РСФСР утвердили в качестве флага красное полотнище с синей вертикальной полосой у древка.
Это лишь часть сюжетов, представленных на нынешней выставке в Федеральных архивах. Дополнительные изображения можно посмотреть и на интерактивных стендах.



Ну, и практическая информация: вход в архивный выставочный зал бесплатный. Но при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. А расписание работы уточняйте на архивном сайте.




Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире