Мы привыкли видеть Северный речной вокзал в Москве практически таким же, как на старых фотографиях. 

 

Действительно, до недавних пор он вроде бы таким же и выглядел. 

 

Но это снаружи. На самом деле и конструкции, и декор выстроенного в 1930-х годах здания настолько износились, что пришлось закрыть доступ в него публике, а Архнадзор даже занес вокзал в свою «Красную книгу». 

 

К бюрократическим перипетиям вокруг здания авторства архитектора Алексея Рухлядева как-нибудь еще вернемся. Коротко же: в 2015 году здание было передано из федеральной собственности на баланс Москвы, в 2017 году было утверждено охранное обязательство, вслед за чем, наконец, началась реставрация. Именно потому вместо здания Речного вокзала и прилегающего к нему парка мы сейчас можем видеть строительный забор. 

 

Что ж, заглянем внутрь. 




 

Многое из того, что тут уже сделано, невооруженным взглядом не видно. Укреплены фундаменты и строительные конструкции, отремонтирована кровля, внутри идет работа над восстановлением декора.

Зато отсутствие наружных элементов декора заметно очень хорошо. Сняты для реставрации, например, привычные керамические панно (надеюсь, о их реставрации удастся поговорить отдельно). 

 

И самое, пожалуй, непривычное – шпиль без находившейся здесь восемь десятилетий звезды-флюгера. 

 

А находится она сейчас вот здесь – в специально устроенном помещении, так называемом «тепляке», где поддерживается температура плюс 20. 


 

Реставрация идет неподалеку от самого здания вокзала – что неудивительно, так как перевозить звезду было бы затруднительно. Ее размер – около пяти метров в высоту, вес около тонны. Для демонтажа звезды со шпиля потребовался мощный кран.

А проще – оценим размер этого декоративного элемента в сравнении с богатырской фигурой главы Департамента культурного наследия Алексея Емельянова.  :)

 

Что же собой представляет звезда? Изготовили ее в 1935 году на заводе имени Молотова. Каркас из нержавеющей стали был облицован позолоченным медным листом. С обеих сторон был закреплен символ в виде серпа и молота – из посеребренных листов меди, украшенный уральскими самоцветами.

Тут, кстати, нужна еще одна справка. Нет, эта звезда не была снята с одной из кремлевских башен после того, как схожие с этой звезды там заменили на нынешние «рубиновые». Хотя бы уже потому, что ее установили раньше, чем те были сняты (да и изготавливались они на разных заводах). Вот куда делись те кремлевские – отдельный вопрос (никто, похоже, не знает). Но звезда Северного речного вокзала – своя собственная. 

 

Теперь о методике реставрации. Для основного корпуса звезды было принято решение не осуществлять расчистку от остатков исторического покрытия – металл под ним слишком тонок. Поэтому для корпуса изготавливаются накладки из нержавеющей стали. 

 

Они покрываются золотом 999-й пробы по специальной методике, излагать которую неспециалисту не стоит и пытаться. 

 

И закрепляются на лучах звезды (помимо всего прочего, такая реставрация является обратимой – памятник остается доступным для повторной реставрации, хотя в ближайшие лет так сто, говорят реставраторы, она вряд ли потребуется). 

 

Отдельная история – серп и молот. 

 

В том, что мы видим, трудно признать серебрение – его нужно будет делать заново. И отдельная задача – украшающие его самоцветы: это горный хрусталь, аметисты, топазы, аквамарины, александриты. Каждый камень был закреплен в отдельную ячейку-каст, покрытый золотом.  



 

Поразительно, но несмотря на все атмосферные воздействия большая часть камней осталась на месте. Есть, впрочем, и утраты – около десятка исчезло вместе с кастами.  


 

Мало что осталось и от позолоты – точнее, она лишь изредка и в отдельных местах обнаруживается. Так что если сами камни потребуется только очистить (ну, и заменить недостающие), то с металлом и здесь предстоит немалая работа. 


 

После всего этого символика вернется на свое положенное место в центр звезды. 

 

Вернуть звезду на шпиль нам обещают весной (хотя понять, где у нас зима, где весна, в этом году затруднительно). Да и вообще работы по реставрации Северного речного вокзала предполагают завершить уже в этом году. 

 

Ну, и под занавес: несмотря на широко развернувшиеся строительные работы, белочки из парка никуда не ушли. И вообще активно – прямо общественный контроль – надзирают за происходящим. 


 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире