Сюжет для декоративно-прикладного искусства нередкий, но обретающий на выставке в Музее Востока особый оттенок экзотики. «Эхо советского Азербайджана. Ковер. Вышивка. Плакат» – эта экспозиция объединила вещи из собственных фондов музея, с добавлением работ из Азербайджанского национального музея ковра и частных собраний. А речь тут прежде всего о раннесоветском периоде – то есть времени быстрого перелома в самых разных областях жизни. 

 

Впрочем, темы плаката мы в данном разговоре касаться почти не будем – никакой особой связи с народным искусством Востока в этой, например, довольно комичной переделке «Свободы на баррикадах» Делакруа как-то не просматривается. А вот ковры и традиционная вышивка – другое дело. 

 

Традиционная и широко распространенная в Азербайджане вышивка имела прежде всего бытовое назначение. Вышитая вещь могла служить декоративной завесой ниши или, например, покрывалом. В качестве декоративных элементов могли использоваться геометрические и растительные орнаменты, изображения природные или пейзажные. 


 

Переход к изображениям идеологизированным не влечет за собой ни отказа от контрастной цветовой гаммы, ни изменения техники. Возможно, именно поэтому перемены воспринимаются столь остро. А одним из любимых сюжетов становится «Снятие чадры» – и сколько же на выставке его вариантов! 

 

Нередко при этом сюжетная вышивка сохраняет обрамление традиционным орнаментом. 


 

Вот еще сюжет: «Школа». Опять-таки «освобожденная женщина Востока».  

 

«Колхоз». 

 

Не менее популярны «Пионеры». 



 

А вот «Собрание» (опять-таки женское – тема буквально (простите за каламбур, коль скоро речь о вышивке) проходит красной нитью). 

 

А вот только эскиз для вышивки (сама она либо не была выполнена, либо, к сожалению, не сохранилась) – «Ленин и народы Востока». 

 

На чем мы и перейдем плавно к теме ковра, тоже традиционного вида искусства Востока. Произведение, датированное 1920 годом, носит длинное название – «Вождь мировой революции Ленин и предводитель Востока Нариманов» (имеется в виду Нариман Нариманов, занимавший в то время пост председателя СНК Азербайджанской ССР). 


 

Ковры еще в большей степени, чем вышивка, отличаются сохранением традиционной структуры и орнаменталистики. Собственно, идеологизации здесь подвергаются только сюжетные вставки. При этом стоит вспомнить, что и в традиционном ковре они могли иметь место – сцены охоты или придворной жизни создавались в дворцовых мастерских. Теперь же они стали трансформироваться – сначала только по тематике. 

Вот ковер, вновь посвященный Ленину – на этот раз, судя по всему, исполненный уже после его смерти. 

 

А вот «Кремль». 

 

И «Стахановцы». 

 

Со временем сохранявшаяся в кустарном производстве условность форм окончательно вытесняется стилистикой соцреализма – надо сказать, изрядно диссонирующей с окружающим орнаментом.

Вот «Нефтяники». 


 

«Мингечаурская ГЭС». 



 

«Лаборатория». 

 

И уже совершенно умилительный «Спорт», где к вполне соцреалистической теме примешивается что-то от восточной миниатюры. 



 

В заключение вернусь все-таки к теме плаката – хотя восточного в нем нет ничего, кроме сюжета: «Красный Азербайджан», эскиз работы вхутемасовца Сергея Лучишкина. 

 

Ну, а чтобы посмотреть эту выставку, придется поспешить – она запланирована по 1 марта включительно. 


 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире