Да, именно так новый музей (он открылся на Большой Никитской под Новый год) и называется. 

 

Вообще-то интерес для посещения представляет уже само здание, где разместился музей. Каменные палаты стояли здесь как минимум с XVII века. Тот дом, что видим мы, с элементами классицизма, выстроен был в конце XVIII века, пострадал во время наполеоновского нашествия, окончательно отстроился уже после пожара 1812 года. Сабуровы, Бибиковы, Черкасские, Васильчиковы – таковы были в разное время его обитатели. В начале ХХ века тут размещалась гимназия. Ну, а потом – советские учреждения разного толка.

Дому повезло не быть снесенным. Повезло быть включенным – уже в 90-х – в список объектов культурного наследия. И еще больше повезло с произведенной научной реставрацией. 

 

Но обратимся к собственно музейной экспозиции. Отсчет «форме» тут ведут с петровских времен, то есть с создания регулярной армии. Эпоху предшествующую с ее разнокалиберным снаряжением даже отразили в специальной инсталляции. 

 

Перемены в обмундировании войск вносились, как правило, после восшествия на престол очередного монарха с новыми на этот счет идеями. По такому принципу и строится экспозиция – и с вещами, и с довольно подробными разъяснениями. Петр, в частности, начинал с так называемого «венгерского платья», потом перешел к западноевропейскому варианту. Принцип был – удобство. 

 

Небольшое отступление: довольно неожиданно увидеть в зале петровской эпохи вот такую штуковину в сочетании с кремневым замком. Но оказывается, это не шутка и не гибрид из разных времен: такое вооружение гренадер, говорят в музее, появилось уже на рубеже XVII-XVIII веков. 

 

Прежде чем двигаться дальше по хронологии киверов и мундиров, стоит обратить внимание на устройство самой экспозиции. В ней, разумеется, есть и живопись с графикой, и так называемый «предметный ряд». 

 

Но присутствует также и множество разнообразного цифрового интерактива. Почему, собственно, сюда так интересно ходить с детьми. 

 

Викторина на стенде с сенсорным экраном – вещь, разумеется, из наиболее очевидных. Но тут надо везде присматриваться к разным хитрым штучкам очень внимательно. 

 

Вот такие, к примеру, столбики в экспозиции стоят не зря. На вершине у них кнопка. И вращается, и нажимается – а зачем?

Ясно это становится уже в самом первом зале. 

 

Крутим – и высвечиваем заинтересовавший нас силуэт. Нажимаем – получаем подробности и указание, в каком зале искать соответствующую эпоху. 

 

В зале, посвященном Бородинской битве, такая же система позволяет выбирать на схеме поля боя заинтересовавшие нас полки – и получать информацию об их обмундировании. 




 

А вот перед батальным полотном – некое подобие бинокля. Что бы это значило? Мы же и так все прекрасно видим…

 

Но заглянуть, между тем, стоит – тогда картина боя разворачивается перед зрителем не только в пространстве, но и во времени. 

 

Вернемся к хронологии формы – вот Анна Иоанновна вводит ношение на головном уборе белой кокарды. 

 

При ней же появилась тяжелая кавалерия – кирасиры. 

 

Петр III за недолгое свое правление успел изменить русский мундир на прусский манер, да еще ввел ношение аксельбантов. Стремление к удобству было забыто, а самым сложным для солдат стало поддержание в порядке своей прически – коса и букли, которые полагалось к тому же пудрить. 


 

Возвращаться к более функциональным вариантам пришлось при Екатерине («потемкинская реформа», при этом отнюдь не потемкинская деревня). Да и сама императрица периодически появлялась в «мундирных платьях» – здесь представлен вариант кавалергардского корпуса (понятно, реконструкция). 

 

Павел I вновь обращается к прусскому образцу – впервые при этом составляются подробные «Описание мундиров инфантерии» и «Описание мундиров кавалерии». Опять косы и пудра – так что в полках пришлось вводить особую должность парикмахера. Полки отличаются друг от друга цветом воротничков и обшлагов – для этого тоже созданы подробные таблицы. Разобраться в этом было не просто – не только по количеству вариантов, но и потому, что названия нередко оказывались более чем экзотичными: ну как представить себе цвета не просто «абрикосовый» или «малиновый» (это бы еще ладно!) но и «вердепомовый», «пюсовый», «дикий» и даже «селадоновый»? 

 

Вот тут по соседству нас и встречает «швальня» – то есть полковая портняжная мастерская. 


 

И снова интерактив – посетителям предлагают «сшить мундир», передвигая по сенсорному столу его детали. 

 

«Если хочешь быть красивым, поступи в гусары» – ассоциируется этот вид кавалерии прежде всего с эпохой Александра I и войнами с Наполеоном (хотя на самом деле этот вид войск был введен еще при Павле). Молодому императору пришлось отменять и парики, и слишком зауженные мундиры. Впервые были введены погоны. Свои минусы имела, конечно, и форма этого времени – те же кивера, например, не отличались удобством. Но все же очередной сдвиг в сторону функциональности произошел. 

 

Кстати, те мундиры, что выставлены в залы вне витрин (то есть реконструированные, а не исторические, понятное дело), тоже включены в программу интерактива. Если верно следовать инструкциям, они начинают вращаться – что позволяет разглядеть их со всей амуницией со всех сторон.   



 

При Николае I принципиальных изменений произошло не так уж много (правда, стоит отметить появление касок). 

 

А вот следующие два Александра вновь делают выбор в пользу удобства. Эта военная форма еще сохраняет разнообразие ярких цветов (особенно в парадном варианте), но уже приближается к более нам знакомой. 


 

А вот к какой эпохе вы отнесете следующий вариант? 

 

Между тем это самое начало ХХ века, в царствование Николая II (пехотный вариант – летний, для южных районов). Тут для нас уже все понятно и логично.

Собственно говоря, все развитие военной формы в ХХ и теперь уже XXI веке – это уже просто логическое продолжение того, что появилось больше сотни лет назад и утвердилось окончательно в Первую мировую. 

 

О ХХ веке музейная экспозиция тоже рассказывает довольно подробно. Завершим, пожалуй, вот этим, чем-то – как утверждается – совершенно новым. 

 

И внимание – представители Музея военной формы будут утром 23 февраля в прямом эфире «Эха» в программе «Открывашка». Вот там и узнаете все подробности. 

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире