Можно резонно задать вопрос – с какой это стати директор департамента культуры города Москвы Александр Кибовский обучает художественного руководителя театра «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза правильно целиться из дуэльного пистолета? 

 

Действо и происходило, на самом деле, на сцене театра «Школа современной пьесы». А вот определить ее жанр я, право, затрудняюсь. Лекция? Да, много информации и почти в монологическом виде, но ведь не только. Научная дискуссия? В каком-то плане да, поскольку вторым собеседником-рассказчиком был в этот вечер директор Государственного музея А.С.Пушкина (тот, что на Пречистенке) Евгений Богатырев.  

 

Театральная постановка? Вроде бы действительно немало реквизита (одни пистолеты чего стоят!), да и некое действие тоже имеет место. Но ведь все происходящее – не заученные мизансцены, а импровизация (иной раз и с участием зала)… 

 

Короче, 8 февраля, в годовщину пушкинской дуэли (она случилась 27 января по юлианскому календарю, что в пересчете на григорианский соответствует для XIX века как раз 8 февраля) в ШСП происходило нечто под названием «Нельзя спасти камер-юнкера Пушкина». 

 

Что ж, попробуем вычленить из более чем двухчасового разговора несколько любопытных моментов.

Известно, что «всех прикосновенных к сему делу» (а это значит, не только самих дуэлянтов, но и их секундантов) было решено судить военным судом. Но при этом упускается тот момент, что никакой специально организованной военной юстиции в то время в Российской империи не было. То есть состав суда был подобран по случаю из людей, состоявших на военной службе, но никакого юридического образования – или опыта участия в судах – не имевших. Возглавил суд полковник Александр Бреверн. 

 

Прочие шестеро членов этого «специального присутствия» имели (за вычетом одного ротмистра и одного штабс-ротмистра) чины поручиков и корнетов (то есть суд получился, говоря сегодняшним языком, «лейтенантский»). 

Этой бравой компании был, впрочем, придан и один юридически образованный персонаж – достаточно мелкий чиновник, аудитор, не имевший права голоса и выступавший для остальных исключительно в роли консультанта.

Консультант, надо сказать, старался на всякий случай себя обезопасить и высказываемые советы иной раз оформлял письменно. В результате оказалось «подшито к делу», например, его предложение опросить вдову погибшего участника дуэли (то есть Наталью Николаевну). Что, впрочем, было господами офицерами отвергнуто. Решение же суда – всем хорошо известное и императором затем поправленное – было вынесено всего за две недели. 

 

Далее пистолеты. С ними постарались разобраться внимательно. Во-первых, уточнили выступавшие, применялись в это время уже не кремневые. То есть никакого «Вот порох струйкой сероватой / На полку сыплется. Зубчатый, / Надежно ввинченный кремень / Взведен еще» тут не было – вставлялся специальный капсюль. Устройство в результате было более надежным и менее зависимым от погодных условий, и, соответственно, реже давало осечки. В остальном же калибр (12 мм) оставался столь же внушительным, как и у более ранних кремневых пистолетов, заряжались они по-прежнему с дула с помощью шомпола.

Но вот по поводу хранящихся в различных музейных и частных собраниях пистолетов, якобы имеющих отношение к исторической дуэли, было сказано: подобное сомнительно – либо представляемое в музеях оружие вообще было произведено позже, либо прослеживаемая история не позволяет связать его с Пушкиным или Дантесом. 

 

К слову, разбор кинокадров или живописных произведений, изображающих пушкинскую дуэль, вызвал у участников лекции-спектакля единодушное ими недовольство. Оказалось, в частности, что актеры в кадре держат пистолет неправильно – не используют специальный крючок, предназначенный для опоры пальца и, в результате, более надежного прицеливания. Правильную же стойку нам опять-таки продемонстрировал глава столичного департамента культуры. 


 

Зафиксированные следствием условия дуэли были для того времени жесткими. Барьер на десяти шагах (в данном случае он был обозначен брошенными на снег шинелями), участники разведены на двадцать шагов и сходятся по сигналу. Согласно правилам, стрелять можно было как дойдя до барьера (но не переступая его), так и раньше. Что и произошло – согласно данным следствия, Пушкин дошел до барьера и начал прицеливаться, Дантес же выстрелил за шаг до барьера.  

 

Разобраться с характером ранений помог «товарищ скелет» – а также обнаружившиеся в зале медики. Дантес стрелял на ходу – а это значит, что точности прицела соблюсти в движении, скорее всего, не мог. Куда он целился? Вспомним опять пушкинское: «Взвести друг на́ друга курок / И метить в ляжку иль в висок». Слова не случайны: они означают на самом деле выбор между причинением легкой раны или стрельбой на поражение. Куда, возможно, дернулся ствол Дантеса, выше или ниже желаемого – сказать невозможно, а результатом стало тяжелое ранение Пушкина, оказавшееся смертельным.

Разобрали и ранение Дантеса. Для начала – вот свидетельство, подписанное полковым лекарем: «Порутчик Барон Геккерн имеет пулевую проницающую рану на правой руке ниже локтеваго состава на четыре поперечных перста; вход и выход пули в небольшом один от другого разстоянии. Обе раны находятся в огибающих персты мышцах, окружающих лучевую кость более к наружной стороне <...> кроме боли в раненом месте жалуется также на боль в правой верхней части брюха, где вылетевшая пуля причинила контузию, каковая боль обнаруживается при глубоком вдыхании, хотя наружных признаков контузии незаметно…»

Вот что пишет вскоре после трагической дуэли Василий Жуковский (письмо Сергею Львовичу Пушкину): «Геккерн упал, но его сбила с ног только сильная контузия; пуля пробила мясистые части правой руки, коею он закрыл себе грудь, и, будучи тем ослаблена, попала в пуговицу».

Что за пуговица и могло ли вообще такое быть? Ниже – версия Александра Кибовского. 

 

Заряжались пистолеты круглыми свинцовыми пулями. Довольно тяжелые, они имели немалую начальную скорость, но быстро теряли ее. Кроме того, пули из мягкого металла легко деформировались.

Достаточно ли для существенного замедления, чтобы пуля прошла через мягкие ткани руки (кости у Дантеса задеты не были)? Скорее всего все-таки нет, требовалось еще какое-нибудь препятствие.

Перейдем к пуговицам, но отметим прежде положение, которое принял дуэлянт. Действительно, это так называемая «дуэльная стойка» – правым боком к противнику (уменьшая тем самым площадь «мишени»), правая рука с пистолетом поднята, прикрывая бок и лицо. Все это не противоречит правилам дуэли.

Однако где располагаются при этом пуговицы? Если мундирные – то по центру, мундир поручика-кавалергарда в это время однобортный. Сюртук, напротив, двубортный, но и здесь пуговицы не очень далеко разнесены от центра.

Поверить расхожей версии о какой-то специальной защите, надетой под одежду? С этим, полагает г-н Кибовский, не стоит спешить. Есть еще один вариант – а именно, пуговицы подтяжек.

Вот, к примеру, датированный 1831 годом портрет декабриста Александра Якубовича. На рисунке видно, что подтяжки того времени представляют собой внушительную конструкцию с несколькими креплениями, причем расположены они как в центре, так и сбоку. 

 

Что ж, одна версия из ряда возможных.

Под конец – небольшое уточнение касательно церкви, где проходило отпевание Пушкина. Обычно известие о том, что из Исаакиевского собора панихида была перенесена в так называемую Конюшенную церковь, у многих – особенно не петербуржцев – вызывает возмущение: дескать, из большого собора перенесли в какой-то крошечный. На самом деле того Исаакиевского собора, который мы знаем сегодня, в 1837 году еще и в помине не было (точнее, к 1836 году были возведены его стены и началось сооружение перекрытий). Речь при назначении места отпевания шла первоначально о совсем другой церкви – тоже Исаакиевской, но просто домовой церкви Адмиралтейства. Тогда как церковь Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади имела придворный статус, и проведение там панихиды действительно могло иметь место только с разрешения императора. И она, кстати, вовсе не маленькая (хотя, конечно, всех пришедших проститься с поэтом вместить не могла). 

 

Таковы некоторые моменты из всего в это вечер рассказанного. 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире