Что в этом году мы отмечаем юбилей – 175 лет со дня рождения художника Василия Поленова – москвичам достаточно хорошо известно уже хотя бы по очередям на его выставку в Третьяковской галерее. А вот Музей Тропинина решил пойти в такой ситуации нестандартным путем и посвятил свою выставку Марии Алексеевне Поленовой, урожденной Воейковой, то есть матушке живописца.

Вообще-то в середине XIX века в профессиональное занятие искусством шли, как правило, не дворяне с длинным списком почтенных предков, а люди попроще. Как случилось, что в семье, восходящей к средневековым боярам и воеводам, к государственным деятелям XVIII столетия и героям войны 1812 года, имеющей среди ближайших родственников генералов и адмиралов, дипломатов и сенаторов, из пятерых детей сразу двое оказались художниками?

Вот тут-то и стоит взглянуть попристальней на их маму.

Образование Машенька Воейкова получила, что называется, «домашнее» – что обычно включало словесность, языки, музыку, танцы, домашние спектакли… Обучалась среди прочего и рисунку с живописью (тут учителем оказался художник брюлловского круга Константин Молдавский – одну из его портретных работ также можно видеть в Музее Тропинина). Не оставила занятия искусством (а также литературой – стала автором детских книг и мемуаров) и после вступления в брак. Работы ее, разумеется, сохранялись в семье – и в результате ныне находятся в Музее-заповеднике «Поленово», откуда и были предоставлены на московскую выставку.

 

На этом графическом портрете – супруг, Дмитрий Васильевич Поленов, и трое сыновей. Старший среди них – Василий, будущий художник. Хотя по настоянию семьи он, разумеется, пошел учиться в университет, который и закончил со степенью кандидата права (а как иначе, если у тебя прадед занимался разработкой законов Российской империи еще во времена Екатерины, а дядя занимался их реформой при Александре II?). Но параллельно прошел в качестве вольноприходящего ученика курс в Академии художеств (откуда, впрочем, еще в его детские годы приглашались в дом педагоги по живописи). Что в конце концов и определило его дальнейший путь.

Посмотрим на другой семейный портрет (точнее, даже автопортрет) работы Марии Алексеевны.

 

Здесь она сама с дочерьми Верой (сестра-близнец Василия Поленова, литератор) и младшей Еленой.

Елена Поленова, как и прочие ее братья и сестры, в детстве обучалась рисунку и живописи у приходящих педагогов из Академии художеств (среди которых особо выделялся тогда еще студент, а позже академик и профессор Павел Чистяков). Рано определилась со своим интересом к искусству, но вот в саму академию она, в отличие от старшего брата, поступить не могла даже в качестве вольнослушательницы – женщины туда в то время не допускались. Так что учиться в дальнейшем Елена Поленова будет в школе Общества поощрения художеств (где ее учителем окажется Иван Крамской), а затем в частной студии в Париже. Ну, а дальнейшее достаточно хорошо известно – заниматься будет и акварелью, и иллюстрированием книг, и керамикой, и тем, что сегодня мы назовем дизайном, возглавит художественные мастерские в Абрамцеве…

Впрочем, это все о детях. Вернемся к маменьке.

На выставку из музея Поленово прибыли не только портреты семейные, но и серия станковых графических работ Марии Алексеевны Поленовой. Здесь вещи, которые можно назвать этнографическими – и образы крестьян Олонецкой губернии, где располагалось родовое имение Поленовых, и более экзотические «казаки» или «черкесы».

 

Выставка получила название «Усадебный альбом» и дополнена подходящими по тематике работами из самого музея (включая два этюда Василия Поленова) и работами из частного собрания.

 

Продлится выставка в Музее Тропинина по 12 января.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире