Так, собственно, называется спецпроект очередного осеннего антикварного салона. Подготовлен Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров и объединяет с полсотни произведений из частных собраний. В основном тут живопись, с некоторым добавлением декоративно-прикладного искусства. Ну, и давайте посмотрим, что же коллекционируют коллекционеры. 

 

Разумеется, есть имена, что называется, «из школьной программы». То есть непременный Шишкин с лесом.

 

И не менее непременный Айвазовский – в данном случае с внушительным «Закатом».

 

Внизу под ним, обратим внимание, несколько бронз Лансере.

 

Ну, и давайте сразу разберемся с пейзажной темой как таковой. Пейзаж коллекционеры любят – с этим не поспоришь.

Вот прекрасный, рано ушедший (и потому редкий в собраниях даже музейных) Федор Васильев. (Единственно – на табличке работа почему-то датирована 1858 годом, то есть получается, что была исполнена автором в восьмилетнем возрасте. Позволю себе все-таки предположить опечатку.)

 

Алексей Саврасов с эффектной «Ночью на Волге».

 

И Василий Поленов с любимой темой осени.

 

Довольно активно, наряду с пейзажами, представлены работы на религиозные темы. Говорю именно «работы» – поскольку тут не только иконопись, но великое разнообразие жанров. 

Вот вам швабский мастер XV века.

 

«Мадонна с младенцем» – XVI век, Северная Европа.

 

И икона «Вознесение», XVII век, ярославского письма.

 

Богоматерь с младенцем Виктора Васнецова. Это небольшая работа на бумаге, и ее можно было бы рассматривать как эскиз для росписи фресок – если бы не дата. 1919 год – в это время получить такой заказ на фрески художник уже вряд ли мог бы.

 

Самое любопытное в этом разделе – две работы разного происхождения и времени, но объединенные редким сюжетом «трехликой троицы».

 

Таким образом живописцы пытались когда-то изобразить триединство бога – пока богословы не осудили такой подход как языческий и не подвергли его запрету.

Вот «тринити» фламандской школы, рубеж XIV-XV веков.

 

А вот православная икона с ликами «смесоипостатной» троицы – уже конец XIX века. Вещь тоже уникальная, поскольку еще в начале XVIII века подобные изображения были запрещены Синодом.  

 

Ну, и еще немного в тему, но уже из раздела жанровой живописи – крестный ход, изображенный Иваном Трутневым. Эта работа была им написана к окончанию курса в Академии художеств и получила Большую золотую медаль (что давало право на поездку за границу в качестве пенсионера академии). Так что не надо удивляться благостности изображения в данном конкретном случае. В общем, дипломная работа это.

 

Старые мастера – тема, обойти которую здесь тоже не могли. В основном это голландцы-фламандцы – мода, введенная в России еще при Екатерине II, продолжает держаться и поныне.

 

Вот, к примеру, Ян Порселлис – голландский маринист XVII века. Тут у нас «Военные корабли охраняют рыбацкие лодки» – веселенькое, судя по всему, было время.

 

Есть среди коллекционеров и любители батальной тематики. Причем нередко картины оказываются связаны с эпохой наполеоновских войн – как у немца Карла Фридриха Шульца, который сам в тех военных действиях участвовал, или у Готфрида (Богдана Павловича на русской почве) Виллевальде, для которого это было уже достаточно давней историей.  

 

А вот знаменитый автор Бородинской панорамы Франц Рубо здесь представлен работой для своего времени актуальной – изображением Николая II в сопровождении дядюшки, великого князя Владимира Александровича, и конвоя.

 

Модная на рубеже XIX-XX веков тема историзма. Вот Илья Муромец в трактовке Николая Рериха.

 

Большая и красивая работа Константина Горбатова посвящена историческому Пскову. Особо интересно тут, что это полотно 1911 года, то есть до эмиграции художника.

 

Не забыто жанровое направление: вот классик этой стилистики Владимир Маковский.

 

Танцовщица у Ильи Репина.

 

Но вот и «Испанская танцовщица» у Бориса Кустодиева, в чьем исполнении мы привыкли видеть купчих и крестьянок.

 

Движемся постепенно в ХХ век. Роберт Фальк.

 

Константин Коровин.

 

Давид Бурлюк.

 

Николай Тархов.

 

Жан Песке – в России, до эмиграции он именовался Иваном (или Яном) Пескевичем. Собственно, в представленной компании он не единственный послереволюционный эмигрант, но как-то вообще мало знаком сейчас широкой публике.

 

Николай Григорьев, ученик по МУЖВЗ Коровина и Леонида Пастернака.

 

Ну, и уже начинают появляться «шестидесятники» – вот Дмитрий Краснопевцев.

 

Ну, а того, что именуется «контемпорари арт», в этой экспозиции нет. Не потому, что такого не коллекционируют (на самом деле еще как!), но потому, что под антиквариатом понимается созданное никак не меньше чем полвека назад.

 

Еще новость с антикварного салона: владелец галереи «Русский авангард 1010-30-х годов» Анатолий Боровков передал в дар Музею Маяковского картину Елены Ефремовой-Гейдор  «Посещение АХР Маяковским» (АХР – это «Ассоциация художников революции», а событие реальное, коего художница была свидетелем и даже изобразила на полотне среди прочих и себя).

 

Заодно удалось выяснить, что реставрация здания Музея Маяковского продолжается и нам обещают сохранить стиль экспозиции. Что ж, посмотрим.

Что до салона в целом – он, как всегда, пестр и разнообразен. Главное же – не перепутайте, теперь он проходит не в ЦДХ (более не существующем), а в Гостином дворе на Ильинке.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире