Третьяковская галерея очень активно ринулась в очередной выставочной сезон. Начнем с Крымского вала – тут еще на излете лета открылась выставка, посвященная самому зданию. И, разумеется, его автору – архитектору Николаю Сукояну.

 

Проект, оказывается, предполагал изначально не одно, а целых два здания: одно для Третьяковской галереи, другое – для выставочных залов Союза художников. Выглядело бы это вот так, как на макете.

 

Решение тогда не зависело исключительно от архитекторов – и  объединить обе организации в одном здании постановил Совет министров. Единый проект приобрел вот такую форму.

 

Интересно, что для здания, при всех его модернистских формах, планировался и скульптурный декор. Проектные материалы на этот счет сохранились, однако сами скульптуры и рельефы в конце концов были отменены – в  целях экономии. (Кстати, сэкономили тогда и на эскалаторах, которые архитекторы тоже предлагали установить во всем здании – но в части галереи их нет.)

 

В результате здание стало таким, каким мы видим его и  сегодня (но ниже – архивная фотография 80-х годов).

 

В экспозиции зритель не без удивления видит мухинских «Рабочего и колхозницу». Оказывается, на каком-то этапе были предложения перенести скульптуру на Крымский вал. Но и этот план не состоялся.

 

Активную жизнь на Крымском валу и в части Центрального дома художника, и в части Третьяковской галереи помнят все их посетители. Но многие помнят и о предложениях здание вовсе снести – они высказывались в 2008 году. Что вызвало тогда и скандал, и многочисленные публикации, и протесты, и  общественные слушания. Снос в результате отменили.

 

Сейчас, впрочем, в жизни здания возникли новые перемены. ЦДХ более не существует (многие его обитатели и проекты перебрались в Гостиный двор), и все здание отошло Третьяковке. Предполагается и реконструкция – но с сохранением форм и стилистики здания (благо займется этим, как ожидается, большой любитель модернизма середины ХХ века, архитектор Рем Колхас). 

 

Что же касается самой исторической выставки, то она стала возможной благодаря дару дочери автора здания, Веронике Николаевне Сукоян. Она передала Третьяковской галерее архив отца.

 

Выставке этой осталось работать уже недолго – посмотреть ее  надо успеть по 13 октября включительно.

Еще из открывшегося на Крымском валу: персональная выставка Николая Наседкина – живопись, объекты и видео. Экспозиция объединяет его проекты «Родня» и посвящение Варламу Шаламову. И что интересно – во многих своих работах автор использует символичный для нашего времени материал: нефть.

 

Выставка работ Николая Наседкина продлится до 10 ноября.

 

Еще новенькое в здании на Крымском валу: выставка «Новый архив тиражного искусства». Как нетрудно догадаться, речь о работах тиражных – правда, в самых разнообразных техниках. Среди участников – Вадим Захаров, Юрий Альберт, Хаим Сокол, Ольга Чернышева, Андрей Кузькин, Таус Махачева, Ирина Нахова, Андрей Монастырский… До ноября.

 

Но вообще стоит отметить, что сама постоянная экспозиция ХХ  века на Крымском в последнее время регулярно претерпевает изменения. То есть если вы видели ее, скажем, несколько месяцев назад, то вы ее не видели. Имеет смысл пройти не только по временным выставкам, но и по остальным экспозиционным залам (включая новый зал, посвященный коллекционеру Георгию Костаки).

 

Наконец, совсем свежая новость: Третьяковка получила три скульптурных работы Игоря Шелковского. Теперь они будут постоянно жить во  внутреннем дворе галереи.

 

Движемся между тем в Инженерный корпус – там целых две новых выставки. Во-первых, долгожданная экспозиция Константина Истомина – работы из  фондов самой ГТГ, из еще ряда музеев, а также галереи «Ковчег» и частных собраний. О чем, разумеется, еще будет подробный разговор.

 

В том же здании открылась выставка «Дар Олега Яхонта». Даритель – реставратор скульптуры (есть отреставрированные им работы и с самой ГТГ), искусствовед, автор книг. В дар Третьяковке он передал из личного собрания работы скульпторов первой половины ХХ века.

Кубистическая фигура Бориса Королева.

 

«Сидящая женщина» Марины Рындзюнской. Это также 1920-е годы.

 

«Геракл-лучник» Бориса Терновца (1913).

 

Всего Олег Яхонт передал в ГТГ около трех десятков скульптурных и графических работ. Помимо этого, в экспозиции – и его собственные произведения.

 

Эта выставка продлится до середины января. А впереди в  Третьяковке еще очень много всего: Василий Поленов и выставка к столетию Музея живописной культуры на Крымском валу, Иван Похитонов и графика передвижников в  основном здании в Лаврушинском… Словом, следите за новостями. :) 

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире