В галерее «Даев, 33» открылась выставка «Передвижники. Живопись из частных собраний».

Эта экспозиция уже была показана летом в городе Плёс под эгидой Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (работы предоставлены галереями и частными коллекционерами). Сейчас вот добралась до Москвы.

Свою выставку организаторы приурочили к 150-летию Товарищества передвижных художественных выставок. Потому что отсчет считают правильным вести не от общепринятого 1870 года, когда устав товарищества был «высочайше утвержден», а от года 1869-го, когда и зародилась идея такого объединения.

Само слово «передвижники» всем, конечно, известно со школьной скамьи. Но ровно на ней же нам внедрили в голову идею о том, что художники эти отличались прежде всего вниманием к темам остросоциальным. Что, безусловно, нуждается в поправках: темы картин там бывали всякие, включая вполне невинные. И объединялись их авторы не для того, чтоб показать что-то недозволенное или привлечь внимание к тяжелой жизни народных масс. Хотя, конечно, в уставе товарищества среди поставленных целей заявлялось – причем на первом месте – «доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством». Но тут же, пусть и подальше, честно значилось: «облегчение для художников сбыта их произведений».

Есть и еще одно устоявшееся представление: передвижники – это прежде всего феномен 1870-х годов. На самом деле просуществовало Товарищество передвижных выставок, между прочим, аж до 1923 года…

Вот как раз авторы разных «передвижнических» поколений и работы разных времен и жанров тут и представлены.

Начнем, пожалуй, с Григория Мясоедова – одного из основателей ТПХВ, да, собственно, и главного инициатора всей затеи. Здесь у нас женский портрет его работы.

 

Первая выставка Товарищества передвижников открылась в Петербурге в конце 1871 года, участвовали в ней 16 живописцев. Был среди них и Алексей Саврасов (именно там прогремели его знаменитые «Грачи»). Здесь – написанный им вид Уфы.

 

Еще Саврасов – «Зимний пейзаж».

 

Еще один участник первой выставки (и также член-учредитель товарищества) – Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург (да, представитель знаменитой военно-художественной династии, а скульптору, изваявшему коней на Аничковом мосту – двоюродный брат). При этом чистый пейзажист.

 

Среди учредителей, подписавших первый устав Товарищества передвижных выставок, был жанрист Алексей Корзухин (участник еще знаменитого «Бунта 14-ти» в Академии в 1863 году).

 

Активным участником Товарищества с первых же выставок был Владимир Маковский (впоследствии избирался членом правления ТПХВ). И хотя случалось ему писать и парадные портреты, и иконы, и заниматься гравюрой и книжной иллюстрацией, больше всего любят его жанровые картины (В.Е.Маковский, кстати, вел впоследствии жанровую мастерскую в Академии художеств.)

 

Раз уж зашла речь о Маковском, стоит сказать и о еще одном носителе этой фамилии на данной выставке. Александр Владимирович, то есть, понятно, сын. А также племянник еще нескольких художников Маковских и двоюродный брат еще нескольких – короче, в династии Маковских вполне можно запутаться (и многие-таки запутываются).

Маковский-младший, вступив в Товарищество передвижников в 1899 году, принимал участие в его выставках до самого конца деятельности ТПХВ.

 

Василий Поленов присоединился к Товариществу несколько позже, в 1878 году, когда вернулся в Москву после длительной заграничной поездки (на передвижной выставке появился его «Московский дворик»). На нынешней выставке две его работы разного времени. Этюд средневековых городских стен (1874 год) в дальнейшем был использован художником при написании «Ареста гугенотки».

 

А вот «Вид Венеции» 1897 года – и здесь уже хорошо ощутимо знакомство художника с импрессионизмом.

 

В 1878 году приняли в Товарищество и Илью Репина. Его работы на передвижных выставках не раз привлекали внимание (практически все сейчас хрестоматийно известны, так что перечислять необходимости нет). Сейчас мы видим авторский вариант «Взятия Христа стражей». 

 

Среди тех, кто влился в ряды Товарищества в середине 1870-х годов, был и пейзажист Александр Киселев.

 

Ефим Волков, тоже из этого «второго призыва» конца 1870-х. Пейзажист, бывший когда-то очень популярным, но как-то пропавший из поля зрения (хотя его работы есть во многих музеях, включая Русский и ГТГ, но большей частью в запасниках).

 

Николай Ярошенко. Тут любопытная жизненная линия: дворянин, сын генерала, сам военный (в отставку вышел только в конце 1890-х в звании генерал-майора). При этом посещал занятия в Академии художеств, а с 1875 года (параллельно с военной службой) регулярно принимал участие в передвижных выставках. И что интересно – именно его работы часто остросоциальны и могут восприниматься как воплощение «передвижнической» линии в глазах публики.

 

Николай Эллерт, еще одно имя, которое не очень на слуху. Жанрист, пейзажист, в период учебы в МУЖВЗ приятельствовал с Левитаном и Коровиным. К концу жизни потерял зрение и уже не мог работать.

 

Так постепенно переходим к следующим поколениям. Михаил Нестеров в представлении, конечно, не нуждается. Принимал участие во многих выставках, в том числе организованных ТПХВ. 

 

Целым рядом работ представлен на этой выставке Николай Дубовской. Тоже любопытная судьба: казак, сын войскового старшины, в Академии учился на стипендию Войска Донского, ушел, не кончив курса… С середины 1880-х – экспонент и член ТПХВ (а также Кружка донских художников, разумеется).

 

Андрей Шильдер. Художник, что называется, потомственный – так что не получал формального художественного образования, но учился у собственного отца Николая Шильдера, а также у Ивана Шишкина. Пейзажист прежде всего – но работал еще и в журнальной иллюстрации, писал театральные декорации. Да, еще считался сильным шахматистом. Этот его «Причал на Волге» экспонировался на выставке ТПХВ в 1909 году.

 

Порфирий Серегин участвовал в выставках Товарищества передвижников с 1896 года по 1923-й – то есть до прекращения существования самого ТПХВ. Учился в МУЖВЗ, испытал влияние Левитана. 

 

И теперь у нас пошли авторы, которые к моменту основания ТПХВ еще и на свет не родились. Сергей Виноградов – МУЖВЗ, ученик Маковского (Владимира) и Поленова.

 

Станислав Жуковский. СтанИслав, поскольку он из семьи польского аристократа. Учебу начинал в Варшаве, продолжил в Москве в МУЖВЗ вольнослушателем (учителя – Поленов, Левитан, Коровин, Леонид Пастернак). С 1903 года – член Товарищества передвижников (а экспонироваться у них начинал еще студентом). До Октябрьской революции преподавал в им же организованной частной школе (тут среди его учеников оказался в какой-то момент Владимир Маяковский). После революции вошел в Комиссию по охране памятников, но в 1923 году уехал в Польшу. Имел успех, многократно выставлялся, вновь преподавал. Погиб в 1944 году в немецком концлагере, куда попал после подавления Варшавского восстания (ему было уже за 70).

 

Ну, и Петр Петровичев. Московское училище живописи, ваяния и зодчества, ученик Левитана и Серова. С 1901 года экспонировал свои работы на выставках ТПХВ, участвовал также в выставках мирискусников. По иронии судьбы его первая персональная выставка пришлась на октябрь 1917 года – когда публике, надо думать, стало не до картин. В дальнейшем остался в СССР, преподавал, в собственной работе придерживался камерного жанра.

 

Всего на выставке несколько десятков работ, продлится до середины ноября. Вход свободный. (Ну, а адрес, понятно, в самом названии галереи. :) )

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире