Если точно, то едет картина Сандро Боттичелли «Мадонна делла лоджиа» из флорентийской галереи Уффици. О чем в Москве и было сообщено в  торжественной обстановке. 

 

Однако как раз Москва на этот раз не включена в маршрут. Картина отправится в два разных конца России – сначала во Владивосток, затем в  Санкт-Петербург.

 

«Мадонна» написана темперой по деревянной доске, размер – приблизительно 70 на 50 сантиметров. Формат, таким образом, «домашний», и весьма вероятно, что это был частный заказ. Имя заказчика неизвестно, а прослеживается картина с 1784 года, когда она попала в галерею Уффици из Торговой палаты (то есть через более чем триста лет с момента создания).

Специалисты относят «Мадонну на лоджии» к раннему этапу творчества Боттичелли, периода его ученичества у Фра Филиппо Липпи в 1460-х годах. Работу отличают характерные черты флорентийской школы того времени – первенствующая роль рисунка, традиционное сочетание используемых локально красного и синего цветов, некоторая плоскостность в трактовке фигур. Проявляются здесь, впрочем, и моменты, которые будут характерны для Боттичелли в дальнейшем: в  частности, определенная декоративность, а также ритмически организованный пейзажный – в данном случае архитектурный – фон.

Формальная связь обнаруживается здесь и с византийским иконным каноном – с типом изображения Богоматери «Гликофилуса» (в России этот иконографический тип чаще именуют «Елеуса» – «Умиление», к нему относится, в  частности, Владимирская икона Божьей Матери). 

 

Поводом для визита картины на Дальний Восток стало, между тем, событие, впрямую с искусством не связанное. Сначала «Мадонна делла лоджиа» предстанет перед российской публикой в рамках предстоящего Восточного экономического форума (Италия впервые принимает в нем участие, так что и решила отметить это громким событием в сфере культуры).

Вслед за этим работа будет выставлена в Приморской картинной галерее, где к такой выставке одной работы уже готовят обширную параллельную программу, включающую рассказ о Боттичелли, Флоренции, семействе Медичи, галерее Уффици и пр. Будет каталог, аудиогид, тактильная копия картины – вплоть до общегородского праздника по случаю ее визита.

После почти двухмесячного пребывания во Владивостоке картина переедет в Санкт-Петербург, где будет демонстрироваться в Эрмитаже. Тут уже сработала межмузейная дипломатия – Эрмитаж отправил в Италию произведения Леонардо да Винчи для выставок к 500-летию со дня рождения мастера. А судя по  тому, как долго и приватно общались после пресс-конференции Михаил Пиотровский и директор Галерей Уффици Айке Шмидт, подобный обмен имеет все шансы продолжиться.

 

Ну, а жителям прочих российских регионов, если им хочется увидеть работу Сандро Боттичелли вживе, остается решать, куда им добираться ближе – во Владивосток или Санкт-Петербург.  :) 

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире