Галерее «Ковчег» исполнилось 30 лет (ну надо же, как летит время!). По такому случаю галерея открыла выставку «Важные люди» – подразумевая, как специально кураторами оговаривается, не их самих, а как раз художников. Одних из многих за это время тут выставлявшихся (за время своего существования галерея провела больше трехсот выставок, как групповых, так и  персональных, так что легко представить, что отбор был более чем непростым).

 

«Ковчеговцы» провели за тридцать лет работы своего зрителя по многим закоулкам ХХ века, показывая у известных авторов то, что было скрыто от широкой публики, открывая заново имена забытые, привлекая среди действующих художников как уже обретших популярность, так и только выходящих «на арену». В  какой-то мере этот исторический пробег отражает и юбилейная выставка.

Из авторов еще первой половины ХХ века: Александр Шевченко. Александр Васильевич Шевченко (оговорка насчет отчества тут необходима, что станет ясно из дальнейшего). Это поколение еще того, первого авангарда – учился в Строгановском, в парижских студиях, в Московском училище живописи, ваяния и  зодчества (у Коровина и Серова). Выставлялся с мирискусниками, участвовал в  организации выставки «Ослиный хвост». Сам преподавал позже во ВХУТЕМАСе. В  экспозиции – несколько его линогравюр (поздняя печать с оригинальных досок).

 

Тут же – работа его дочери и ученицы, Татьяны Шевченко (сохранившей к тому же многое из наследия отца).

 

Из ровесников Александра В. Шевченко – Константин Истомин. То же еще дореволюционное художественное образование, включавшее школы Парижа и  Мюнхена. Участие в Московском товариществе художников, после революции – в  обществе «Маковец». И также преподавание во ВХУТЕМАСе (где был проректором живописного отделения, так что его учениками числили себя многие). В экспозиции «Ковчега» – натюрморт из первой половины 1920-х. 

 

Антонина Софронова. Ученица Машкова, участница выставок «Мира искусства» и «Бубнового валета». Позже была близка к группе «Тринадцати», преподавала, занималась книжной иллюстрацией. В последние два десятилетия жизни основным ее заработком была работа ретушера в издательстве «Медгиз».

 

Александр Лабас. Учился в Строгановском, затем также у  Рерберга, Машкова, Кончаловского, Лентулова, Истомина. После революции участвовал в организации «Общества станковистов». Попал в «формалисты», в силу чего с конца 30-х практически не выставлялся и занимался оформительскими работами. Многое из сохраненного в архивах семьи впервые было экспонировано как раз в «Ковчеге».

 

Валерний Каптерев – студент раннего ВХУТЕИНа и прямой ученик Александра Шевченко. Не так много его работ попало в музеи, не так много раннего сохранилось. Автора же – в чем он не одинок – исключали из МОСХа (при его, между прочим, участии созданного, еще как «Общество московских художников») за пресловутый «формализм». Один из героев ковчеговского цикла «Незабытые имена».  

 

Любопытными, между тем, могут оказаться не только работы профессионалов, прошедших разнообразные училища, школы и студии. Две барышни – что называется, «из хорошей семьи», – сестры Евгения и Надежда Погоняловы, акварелью просто увлекались. Сохранились их работы, датированные не позднее чем 1927 годом. Но время они, несомненно, отразили. 

 

Движемся к следующим поколениям. Екатерина Григорьева. Выросла в артистической среде – довольно сказать, что к поступлению в  художественную школу ей помогал готовиться знакомый родителям Роберт Фальк. Центральная художественная школа (один из первых приемов, 1940 года), после войны – Суриковский институт. И при всем уважении к художнице со стороны коллег, ее первая персональная выставка состоялась лишь в 1993 году (надо ли  говорить, что в «Ковчеге»?). Впрочем, на излете жизни (накануне восьмидесятилетия) Екатерину Евгеньевну приняли-таки членом-корреспондентом Российской академии художеств.

 

Из того же примерно поколения (и даже близкого круга) – Евгений Расторгуев. Горьковское художественное училище, потом война, потом Суриковский (мастерская Сергея Герасимова). Работа иллюстратором в «Юности», книжная графика, участие в выставках «Группы 16-ти» (проще говоря, то, что стали называть «левым МОСХом»).

 

Александр Максимов. Один из любимых, по-моему, персонажей галереи «Ковчег». Училище 1905 года, потом Суриковский – в общем, путь вполне традиционный, как и дальнейшая работа в плакате и книжной графике. Сохраненное в семье огромное графическое наследие художника ковчеговцы, наверно, будут открывать зрителю еще долго.

 

Ярчайший график Гариф Басыров появился на свет в 1944 году в  АЛЖИРе (кто не в курсе или забыл: это аббревиатура, означающая «Акмолинский лагерь жен изменников родины»). Московская средняя художественная школа, художественный факультет ВГИКа, работа для издательств и журналов (знаменитая в  этом плане «Химия и жизнь», а в начале 90-х – «Итоги» и «Коммерсантъ-Власть»). И конечно станковая графика. Ушел из жизни, не дожив до шестидесяти, так что основные его персональные выставки стали уже посмертными.

 

На чем перейдем к авторам ныне здравствующим. Валерий Бабин.

 

Валерий Сахатов.

 

Константин Сутягин.

 

И еще один Александр Шевченко. В данном случае Александр Николаевич и упомянутому выше Александру Васильевичу никоим образом не  родственник.

 

Наконец, поколение, которое еще можно отнести к категории «молодых художников» (хотя ребята уже вполне опытные и участвующие далеко не в первой выставке). Начиналось для «Ковчега» обращение к этому поколению со  знакомства с работами студентов мастерской Павла Никонова в Суриковском. А там и пошло – вплоть до создания при галерее Клуба молодых живописцев. 

Евгения Буравлева.

 

И «9 пейзажей без названия» Егора Плотникова.

 

К сведению тех, кто упустил из виду изменения в московской выставочной топографии: в последнее время галерея «Ковчег» живет не на старом месте близ Тимирязевской, а в подвальчике в Трубниковском переулке. Где все это – и многое в блог не влезшее – можно будет посмотреть по 14 июля включительно.

 

(Часть изображений любезно предоставлена галереей «Ковчег».)




Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире