Аукционный дом Christie’s решил отметить 50-летие своего департамента русского искусства демонстрацией в московском представительстве картины Кузьмы Петрова-Водкина «Натюрморт с сиренью».

 

Вообще-то контакты аукционного дома с Россией имеют гораздо более давнюю историю. А именно: еще в 1779 году основатель компании, антиквар Джеймс Кристи был посредником при продаже Екатерине II знаменитой «Хоутонской коллекции» – собрания произведений искусства, принадлежавшего британскому государственному деятелю Роберту Уолполу. Оно стало тогда в результате основой собрания старых мастеров в Эрмитаже. Но собственно «русский» департамент действительно появился в 1969 году.

В принципе выставки, предваряющие предстоящие аукционы Christie’s, уже стали в Москве традицией. Однако в этот раз выбор сделан в пользу выставки всего одной работы – в силу особого интереса к ней. Причем интереса не только к живописи как таковой, но и к  сопутствующей истории.

 

А история такова: в 1920-х годах в Москве не только появился (на основе национализированных коллекций Щукиных и Морозовых) Государственный музей нового западного искусства. Но еще и была поставлена задача: повысить авторитет советского искусства за рубежом – путем как организации выставок, так и обмена работ советских художников на произведения современных им западных живописцев.

Задачу поставили тогдашнему директору Музея нового западного искусства Борису Терновцу. Тот убедил ряд художников предоставить для подобного обмена свои работы. Среди них, наряду с Кончаловским, Верейским, Тышлером и  прочими оказался и Кузьма Петров-Водкин. 

Вот архивные фотографии: «Натюрморт с сиренью» демонстрируется в 1928 году в США на выставке, организованной Институтом Карнеги.

 

А вот он же на биеннале в Венеции в 1932 году.

 

После чего картина была подарена итальянскому издателю и  художественному критику Джованни Шейвиллеру, который оказывал содействие передаче в СССР ряда произведений итальянских художников. Из его семьи работа не уходила – на аукцион она попадает непосредственно от наследников первого владельца.

 

Между тем исследование полотна позволило выявить еще некоторые любопытные детали. Прежде всего: датирована картина 1928 годом – дата видна рядом с монограммой автора.

 

Однако в противоположном углу, в перевернутом виде, видна другая надпись – с 1927 годом.

 

Исследование в инфракрасном свете показало, что под натюрмортом ранее действительно было другое изображение – мадонна с младенцем. Почему художник отказался от него – за неимением документальных свидетельств остается только гадать.

 

Ну, а посмотреть временно гостящую в Москве картину можно будет в течение двух дней – 16 и 17 мая, с 10 до 18 часов. Вход свободный.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире