Экспонаты из Самарского художественного музея экспонируются сейчас в не самом, может быть, привычном месте – в выставочном центре «Рабочий и колхозница» близ ВДНХ.

 

Самарский музей – из старых, еще дореволюционных. Возник в  конце XIX века на основе даров местных меценатов и самих художников и  еще до 1917 года сформировал внушительную коллекцию. Удачным образом сохранился и даже расширился – в том числе, в 1920-х годах, за счет произведений русского авангарда. Продолжал пополняться всеми возможными в советское и постсоветское время способами и насчитывает сейчас свыше 17 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры. В Москву привезли около 130 работ.

Экспозиция охватывает период XVIII-XX веков. Из самого старого – работы приглашенных еще со времен Петра в Россию иностранных живописцев. Например, портрет Анны Иоанновны работы Иоганна Генриха Ведекинда.

 

Или портрет юного цесаревича Павла Петровича работы Карла Людвига Христинека (его, впрочем, можно считать уже российским художником немецкого происхождения – в России Христинек родился и прожил всю жизнь).

 

К началу XIX века профессиональное художественное образование в России уже вполне сложилось. Из мастеров этого периода – Василий Тропинин (с довольно непривычным светским портретом – обычно его работы выглядят более камерно).

 

Однако уровень работ этого периода очень разнится. Вот работа неизвестного художника «Портрет неизвестного» (довольно обычное дело для произведений, которые конфисковывались после революции из дворянских усадеб и  скопом, без описи, передавались в формирующийся музейный фонд). Очень, между тем, сильного уровня..

 

А вот также неизвестного автора (не исключено, что крепостного самоучки) «Портрет девочки с цветком» – прелестный, хотя с точки зрения академии вряд ли правильный.

 

Вторая половина XIX века представлена, среди прочего, работами передвижников. Вот Алексей Саврасов, пейзаж 1870 года (когда устав Товарищества передвижников как раз и был утвержден).

 

Непосредственно связан с Самарой был, оказывается, Илья Репин – в частности, именно здесь у него сложился образ «Бурлаков на Волге». Здесь же в экспозиции – небольшая охотничья сцена «По следу».

 

Вот и суриковская «Боярышня»

 

И женский портрет работы молодого Валентина Серова (1886 год).

 

Из непосредственно связанного с городом – «Пристани в  Самаре» работы выпускника МУЖВЗ Андрея Зарецкого.

 

А вот следующая работа принадлежит любителю, но для Самарского музея весьма важному. Константин Головкин – это, собственно, один из  его учредителей. Самарский купец, меценат, сам увлекавшийся живописью и  археологией, организатор выставок и публикаций на тему искусства, он и выступил в 1897 году инициатором создания в Самарском городском музее художественного отделения – куда подарил немало вещей из собственной коллекции. Работ Головкина сохранилось немного, в Москву приехал его «Последний снег» (и если не сказать, что это работа дилетанта без специального образования, то никто, в общем-то, и  не подумает). 

 

Но движемся дальше, к рубежу веков. Вот Виктор Борисов-Мусатов.

 

Совсем неожиданный, без привычных ярких красок, Борис Кустодиев с «Портретом монахини».

 

Оба брата Васнецовых – Виктор с «Пересветом и Челубеем» и  Аполлинарий с «Старой Москвой».

 

Ощутимо уже влияние импрессионизма – вот Константин Коровин.

 

Или «сезаннист» Петр Кончаловский.

 

Не остался Самарский музей и без представителей «Голубых роз», «Бубновых валетов» и процветших в начале ХХ века многочисленных «измов». Вот Аристарх Лентулов.

 

Ольга Розанова.

 

Супрематист и соратник Малевича Михаил Меньков.

 

Давид Бурлюк. 

 

Василий Рождественский.

 

Николай Ульянов.

 

Самуил Адливанкин.

 

Есть и в этом разделе некие «неизвестные», но вполне любопытные авангардисты – не исключено, что ученики существовавшего в начале 1920-х годов Самарского ВХУТЕМАСа.

 

Вот и натюрморт Николая Фешина – это 1920 год, то есть незадолго до его эмиграции.

 

Между тем новое время уже требовало новых подходов в  изобразительном искусстве. И прекрасное изображение группы крестьян работы уроженца Самарской губернии Никиты Краснова получает идейно выдержанное название «Ударники колхоза им. XVI партсъезда».

 

Вот как выглядят теперь парадные портреты (работа Павла Корина).

 

Аркадий Пластов уходит в воспроизведение сельской жизни.

 

Николай Плеханов (еще один уроженец Самары) изображает своих колхозниц в манере требуемого советского монументального академизма.

 

Затронут чуть-чуть на выставке и «суровый стиль». Вот работа Игоря Обросова.

 

Ну, а закончим обзор работой еще одного самарца – Валентина Пурыгина (которого, похоже, в Самаре особо уважают еще и за то, что после окончания московского Суриковского института художник вернулся в родной город). В Самарский музей было передано значительное наследие художника. В нем немало работ экспрессионистического толка, но москвичам для первого знакомства все-таки привезли достаточно традиционный пейзаж 1955 года – «За Волгой».

 

Выставку эту в «Рабочем и колхознице» уже один раз продлили. Посмотреть теперь можно по 21 апреля.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире