В  галерее «Даев, 33» открылась выставка «Юлий Юльевич Клевер».

Собственно, имеется в виду Юлий Юльевич Клевер-старший (что требуется указать, поскольку такое же имя носил один из его сыновей, тоже художник – а всего художниками стали трое из детей героя данной выставки).

Между тем, сам старший Юлий Клевер (Юлиус фон Клевер, если угодно) происходил вовсе не из артистической среды: отец – профессор химии, мать из семьи заведующего дворцовой аптекой. Сын, однако, увлекся искусством – что привело сначала к  поступлению в Академию художеств на архитектурный факультет (по настоянию родителей, как на все-таки что-то более серьезное), затем к переходу в  пейзажный класс живописного отделения. Учился у людей тогда известных, Сократа Воробьева и Михаила Клодта (оба – академисты, правда, не без романтических мотивов). Учился успешно, даже получал серебряные медали – но курс при этом так и не закончил. Не исключено, что на это повлияли первые успехи Клевера на  выставках и, таким образом, начало достаточно благополучной карьеры. Звание классного художника, а затем и академика ему позже присвоят и без завершения курса.

Что мы, собственно, видим на выставке? Видим очень и очень добротные пейзажи во  вполне классической манере. Это работы начиная с 1880-х годов и кончая 1910-ми. Работы и правда достаточно академического толка – но без отработанных эффектов в жанре Куинджи, с одной стороны, и без строгой, почти наукообразной, графичности Шишкина с другой. В поздних работах находим почти импрессионистические приемы – правда, стоит помнить, что создавались эти полотна, когда вокруг уже бушевали авангардные «измы».

Но давайте посмотрим по хронологии. В экспозиции есть несколько работ, датированных 1880-ми годами (время, когда художник уже достаточно был известен и имел успех). Как-то так получается, что больше всего здесь – зимних мотивов, причем закатных либо вечерних. Лесные заросли, затерянные избушки – словом, вариант северного романтизма напрашивается.  

 

1890-е годы – и все больше внимания передаче атмосферных явлений.

 

Любовь к эффектам продолжается и в 1910-е годы. Однако здесь появляются и более «бытовые» сюжеты.

 

Интересны работы позднего периода – 1910-х годов. Кисть становится явно более свободной, а колорит – менее искусственным.

 

Самая поздняя из представленных работ датирована 1919 годом.

 

Словом, это выставка автора, который был на рубеже XIX-XX веков очень и очень популярен. В советское время (от которого сам он захватил только начало 1920-х годов, и в это время его еще не трогали и не запрещали преподавать, а до наступления соцреализма художник не дожил) был постепенно отодвинут на задний план и окрещен автором «салонным» (в чем, конечно, есть доля правды, но и преувеличивать тут не стоит – тот же Куинджи был салонен куда в большей степени). Хотя какое-то число работ Юлия Клевера в постоянных экспозициях больших музеев все же, как правило, присутствует.

В  данном же случае у нас имеются два десятка работ из частных собраний Москвы и  Санкт-Петербурга. Посмотреть же можно будет до конца мая.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире