Нет, понятно, что во всех музеях, галереях, выставочных залах установлены сейчас елки. Причем самые разнообразные – от представляющих, так сказать, «контемпорари арт» до гламурно-дизайнерских.

 

Но наверно, самое время вспомнить о выставках не вообще, а чисто новогодней тематики.

Начала бы я с экспозиции «Новогодняя история. Традиции празднования», открывшейся в Российской государственной библиотеке по искусству.

 

Как видим, уже в конце XIX века появились не только рождественские, но и новогодние открытки. А издание «Московский листок» публикует в 1899 году изображение новогоднего бала (тогда это, в отличие от Рождества, было празднование не домашнее, а скорее публичное – как по-прежнему происходит в большинстве европейских стран).

 

Тогда же появились советы по изготовлению елочных украшений и карнавальных костюмов.

 

Что плавно перетекло и в советы в советской (простите за тавтологию!) печати – не сразу, разумеется, а только после того, как в середине 30-х годов было принято решение развернуть широко празднование Нового года, чтобы вытеснить окончательно Рождество.

 

Официальный характер приняли и детские елки – особенно проводившиеся под эгидой высоких официальных учреждений.

]

 

Главное, чем выделяется данная выставка в ряду прочих тематических – это не так сказать, «предметный ряд», а множество печатных изданий, в которых отыскалось связанное с Новым годом. Это и советы по изготовлению елочных игрушек, и рассказы о новогодних-святочных гаданиях, и (самое забавное) советы по заполнению праздничного стола. Сопоставление «Журнала для хозяек» 1913 года с советами по правильному выбору поросенка (»…рождественский гусь и поросенок не являются для многих неосуществимой мечтой. Даже самые бедные люди в состоянии их приобрести.») и советского журнала «Работница» (с описанием изготовления фаршированных яиц с селедкой) впечатляет.   

 

Отмечу, что вход в выставочный зал библиотеки свободный, наличия читательского билета не требуется. Естественно, открыто в часы работы самой библиотеки.

 

Идем дальше. Неподалеку, в Столешниковом, в Центре Гиляровского, открыта выставка «История новогодней игрушки».

 

Это довольно компактная, но очень внятная экспозиция. Состоит из полудюжины елок, оформленных в стиле разных эпох: от «до 1917 года» до нашего XXI века, то есть от рождественской символики в сочетании с конфетами-баранками через идеологизированные игрушки 30-х – 50-х годов к относительно нейтральным более поздним. Плюс, естественно, витрины с игрушками тех же времен. Плюс весьма толковые сопровождающие тексты. 

 

В зале Московского союза художников на Кузнецком мосту, 20 под Новый год уже не в первый раз, а вполне традиционно открывается выставка мастеров декоративно-прикладного искусства. Что мы имеем и сейчас. Разумеется, многое среди представленного относится к новогодней или вообще зимней тематике.

 

Напомню и о галерее «Роза Азора» на Никитском бульваре. Тут тоже своя предновогодняя традиция – коллективная выставка, в которой неизменно солирует художница из Петербурга Дина Хайченко со светящимися объектами и авторскими игрушками из папье-маше. Ну, и прочих авторов тоже немало.

 

Выставочный зал «Беляево» (расположен, как нетрудно догадаться, у одноименной станции метро). Здесь – «Ёлка у Ивановых», и это вовсе не имитация семейного праздника, а отсылка к пьесе поэта-обэриута Александра Введенского. Причем в экспозиции представлены как работы взрослых авторов, так и произведения участников детской творческой мастерской студии «Изопарк». Все вместе выглядит карнавально, но и насыщено визуальными цитатами из эпохи авангарда.

 

Ну, и закончу цитатой с выставки Дамира Муратова, о которой рассказывала здесь

 

И всех с наступающим! :)

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире