Если на вопрос о проходящей сейчас в московском Манеже выставке «Сокровища музеев России» попытаться ответить очень коротко, то проще всего привести статистику от самих организаторов.

 

Если чуть шире, то это практически аналог постоянной экспозиции больших национальных музеев – хоть Третьяковки, хоть Русского, – выстроенный по хронологии. Разница, однако, существенная: увидеть все это вместе удается не часто, а объехать все полсотни музеев-участников и вовсе затруднительно.

Так что пробежимся кратенько по экспозиции. Начинается – что логично – с иконописи. Начинается она тут века с XVII (для более древнего в Манеже все-таки не те условия климатизации). Наличествуют некоторые интересные варианты иконографии. Вот, например, работа начала XVIII века с  изображением Соловков (к тому же подписная, автор – иконописец Иван Марков из  Вологды) из Вологодского музея.   

 

Внушительный центральный зал отдан пейзажу как собирательному образу России (пейзажей, впрочем, хватает и в прочих разделах). Поговорить об эволюции пейзажного жанра на этом материале было бы  небезынтересно – но формат блога вряд ли позволит. Так что вот вам несколько из  представленных экспонатов. Классический городской пейзаж-ведута: вид Петербурга начала XIX века, Федор Алексеев («русский Каналетто», а как же) – а  работа из Ивановского художественного музея.

 

Пейзаж в соединении с жанровой сценой – еще один вариант «Бурлаков на Волге», только от Алексея Корина (Ростово-Ярославский музей-заповедник). Ну, передвижник, конечно. 

 

Красивая зима от Василия Поленова из Ярославского художественного музея.

 

Неожиданно «ботанический» Левитан приехал из Нижнего Новгорода.

 

Философический, несмотря на бытовой вроде бы сюжет «Сенокоса», Михаил Нестеров. Ивановский областной художественный музей.

 

Неожиданно яркий по колориту Аполлинарий Нестеров. Из  Астраханской картинной галереи.

 

Ну, вот вам, пожалуй, еще Аркадий Рылов. 1917 год, из  Смоленского музея.

 

Остановлюсь, пожалуй, с пейзажной темой, а то ни на что другое места не хватит. :)

 

XVIII век – это прежде всего портрет. И тут, право, стоит не  задерживаться на официальных портретах официальных персон – здесь все уже вписано в профессиональную академическую традицию. Нет, самое лучшее здесь – ранние портреты-парсуны и не столь ранние, но сохранившие «парсунную» манеру портреты провинциальные.

Ну, вот, к примеру, портрет патриарха Филарета (папеньки царя Михаила Федоровича, ага). Написан, правда, уже в XVIII веке, то  есть не прижизненный. Автор неизвестен. Но зато понятно, о какой манере идет речь. А приехал портрет из Архангельска, из музея «Художественная культура Русского Севера».  

 

Вот тоже неизвестный автор, а портрет, второй половины XVII века, изображает «торгового гостя Гаврилу Мартыновича Фетиева». Из Вологды. Хорош невероятно. 

 

Имя автора, который изобразил светскую даму середины XVIII века Фелицату Афанасьевну Алябьеву, до нас не дошло. Но как ощущается живописная стилистика времени! Вновь Ростово-Ярославский музей. 

 

Иван Тарханов считается «типичным провинциальным живописцем». Жил и работал в Угличе, а эти парные купеческие портреты прибыли из  Рыбинска.   

 

Вот уже начало XIX века. Парный детский портрет из музея Переславля-Залесского. Где и работал автор, Павел Колендас.

 

Академичный портрет XIX века, при всем мастерстве авторов, на  этом чудном фоне начинает проигрывать. Автор другого детского портрета, из  Ярославского художественного музея, явно прошел классическую школу – и ребенок, и собака анатомически правильны. Но при всей красивости скучноваты.  

 

Натюрморты выпускника Академии Фомы Торопова (данный – из  Национального музея Чеченской республики) – несомненная отсылка к старым мастерам. И он здесь такой далеко не один.

 

Вот еще «правильный» портрет – и кружева, и прочее выписаны до точности. Александр Варнек не только закончил Академию художеств, но и сам позже стал в ней профессором. А работа – из Волгограда.

 

Появляется, между тем, любовь к бытовым, жанровым сценкам. Николай Загорский – а работа прибыла из Иванова.

 

«Молебен во время засухи» Григория Мясоедова (Омский областной музей изобразительных искусств).

 

И любовь к «историзму» – «Боярышня за чаем» Константина Маковского. Ульяновск. 

 

В исторической теме – интересная работа Николая Ге, «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы Петровны». По большому счету Екатерина в этот момент еще никак не «Вторая» – но явно к этому уже морально готова. Новгородский объединенный музей-заповедник.

 

А рубеж XIX-XX веков уже ведет нас от историзма к авангарду.

 

«Девушки» Кузьмы Петрова-Водкина приехали из Саратова.

 

Невероятной красоты врубелевские «Розы» из Омска – так недаром Омский областной музей изобразительный искусств носит имя Врубеля, там его работ вообще немало.

 

Илья Машков из Серпуховского музея.

 

Работа Бориса Григорьева из цикла «Расея». Псковский музей-заповедник. 

 

И «Московская зима» Наталии Гончаровой (из раннего, 1910 год) из Ульяновского областного художественного музея.

 

Авангарда, на радость зрителю, немало. Но пора перебираться в советскую эпоху – и вот бубновалетовец Александр Куприн уже изображает чугунолитейный цех (Ярославский художественный музей).

 

Юрий Пименов – «Работницы в ложе театра» (sic!). Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

 

Вхутемасовец Борис Голополосов еще не исключен в 20-х годах за «формализм» из Союза художников. Ничего, исключат – а пока вот его «Демонстрация у мавзолея» 1926 года. Архангельск.

 

Оттуда же – Александр Лабас с «Октябрем 17-го».

 

Петров-Водкин переходит с девушек на красных командиров. Работа из Волгоградского музея.

 

Александр Самохвалов пишет «Метростроевку у бетоньерки» (не «бутоньерка», тут нет опечатки!). 1937 год.

 

А впереди уже маячит самый-самый правильный соцреализм. Как, к примеру, «Мастера урожая» Тараса Гапоненко из Вятского художественного музея.

 

Ну, давайте на этом остановимся. Теперь что касается организационной стороны дела: выставка продлится по 25 ноября. Вход в Манеж свободный, то есть бесплатный. Приятно, но не спешите так уж радоваться – это всегда означает возрастание очереди. :)

Но есть и второй момент. Соорганизатором экспозиции выступила патриархия. И доставила на выставку икону из Псково-Печерского монастыря – уже не как экспонат, а как объект для поклонения. Что, в свою очередь, привлекло в очередь (простите за тавтологию!) еще долю посетителей, которые на саму выставку, возможно, и не пошли бы.

 

Это я, собственно, к чему? К тому, что одеваться по нынешней погоде для стояния в очереди на выставку стоит потеплее. И старайтесь, если уж  соберетесь, по возможности поймать момент, когда очередь меньше. Впрочем, тут уж как повезет.

 

Комментарии

8

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

curhatuy6 17 ноября 2018 | 10:18

Спасибо! Раритеты из "закромов":)))


tatiana_pelipeiko Татьяна Пелипейко 17 ноября 2018 | 15:57

curhatuy6:
Нет, ну многое из этого в своих музеях не в фондах, а в экспозиции. От себя, можно сказать, оторвали. :)


post_v 17 ноября 2018 | 14:13

Организаторам надо было с самого начала сделать отдельный вход в отдельный зал для желающих целовать икону

Или кто-то скажет, что не только для этого организовывали церковно-общественную выставку-форум «Православная Русь ― ко Дню народного единства»?


tatiana_pelipeiko Татьяна Пелипейко 17 ноября 2018 | 16:00

post_v:
Вашими бы устами... :))
Проблема в том, что раньше на подобные же предпраздничные выставки действительно приходилось публику зазывать, поскольку там только вывешивали и выставляли стенды с околоисторической информацией. И с очередями как-то обходилось. А тут выставка художественная, есть немало действительно интересного, да и в любом случае по всем, особенно дальним, городам не наездишься. Вот и столкнулись две линии интересантов в одной очереди.


post_v 17 ноября 2018 | 16:47

tatiana_pelipeiko:
================
Уважаемая Татьяна,
"раньше" для меня - это несколько иной период.
В 1960-е - 1970-е каждый год в Манеже к ноябрьским праздникам устраивали художественные выставки. Там были картины, скульптурные и архитектурные проекты, фарфор разных заводов СССР, и никаких икон. Там был отнюдь не только соцреализм. И посетителей на таких выставках было много.

Некоторые из тех очень достойных картин сейчас можно в Москве увидеть, например, в ИРРИ.

Понятно, что времена изменились, и теперь музеи иногда просто боятся посылать свои экспонаты куда-либо.
Например, очень любопытная картина Александра Лактионова "Герой Советского Союза М.В. Юдин в гостях у танкистов, 1938 г." переданная в начале 2015 года из музея Академии Художеств в Санкт-Петербурге на выставку "Романтический реализм" (в московском Манеже), посвященной советскому изобразительному искусству 1920 - 1945 годов, обратно в Музей Академии (по состоянию на сентябрь 2018 года) не вернулась

Но завтра пораньше всей семьей пойдем на выставку в Манеж


tatiana_pelipeiko Татьяна Пелипейко 17 ноября 2018 | 19:20

post_v:
И тот Манеж был, и позже "Арт-Манеж" (до пожара) был. Но иконы выставлялись только к выставкам последних лет, приуроченным к 4 ноября - я об этом, собственно. :)


post_v 17 ноября 2018 | 20:13

tatiana_pelipeiko:
================
Татьяна,
если бы только иконы...

еще в 2012 и 2013 году студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества выполняли задания по проектированию православных храмов РПЦ для украинского Мариуполя.
Два таких проекта были представлены на выставке "Ступени мастерства" в июле 2014 года. Но тогда на это никто не обратил внимания


nikolaitschi 17 ноября 2018 | 22:25

Таня, пожалуйста, напишите о Стефановском Иване Петровиче. Счастье быть его соотечественником, горе следить за забвением таланта! Видел его картину не то в Нижнем, не то в Уфе, не то в Курске лет двадцать назад. Потрясен. Этот ливень накрыл меня! Не могу найти времени обрести его снова. Жизнь коротка...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире