Чем, собственно, и занимается Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря – и действительно уже как раз сто лет. По такому случаю здесь открыта выставка «Век ради вечного». Название несколько пафосное, но, в общем-то, соответствующее действительности. А собраны на  выставку реставрировавшиеся в разное время в «Грабарях» произведения из доброй полусотни российских музеев.

 

Конечно, интерес подобных экспозиций – в показе не только  результата реставрации, но и ее процесса. На этот счет есть, разумеется, фотоматериалы и мультимедийные презентации, а также подробные описания. А чтоб стало совсем понятно – показано и несколько произведений, еще только ожидающих реставрации.

 

Ни один профессионал реставрационного дела не станет браться за все подряд. Даже в живописи специалисты разделены на реставраторов живописи темперной и живописи масляной. А поскольку темперная живопись – это часто написанные на дереве иконы, то к работе привлекаются и специалисты по дереву.

В разделе религиозной живописи выделяется, конечно, икона XIII века – «Богоматерь Одигитрия» из Псковского музея-заповедника. На раскрытие древней авторской живописи здесь потребовалось несколько лет.

 

XIII век – понятно, редкость, но и в целом, с более поздними произведениями, иконный раздел достаточно внушителен.

 

Еще один очень заметный экспонат здесь – деревянные «небеса» из часовни в Кенозерском национальном парке. Выполнены в 1790 году, серьезно повреждены в советское время – сначала побелкой, потом неумелой попыткой реставрации. Восстановление потребовало двух лет работы и усилий целой команды специалистов.

 

По ходу реставрации масляной живописи случались и новинки атрибуции. Так, для двух работ из частного собрания после рентгенографического и других технологических исследований было подтверждено авторство Алексея Боголюбова – обнаружено сходство с основными признаками его бесспорных работ, в  том числе с построением красочного слоя и консистенцией краски.

 

А вот студенческая (времен учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества) работа Наталии Гончаровой. В состоянии была весьма плохом – и технология художницей, вероятно, не очень соблюдалась по  молодости лет, и условия хранения вызывают вопрос (холст был поражен плесенью – и с таким реставраторам приходится сталкиваться не так уж редко). Но помимо собственно работы над красочным слоем реставраторы выдвинули гипотезу относительно одного из изображенных персонажей. По их мнению, это молодой Михаил Ларионов (тогда тоже учащийся МУЖВЗ, а в дальнейшем – спутник жизни Гончаровой).

 

Графика. То есть бумага. Вот в каком состоянии, между прочим, может поступать в реставрацию – коробление, заломы, разрывы, посторонние загрязнения, следы клея от наклеивания в альбомы…

 

А вот среди результатов – врубелевский «Демон», иллюстрация Валентина Серова к басне Крылова и графическая работа Марка Шагала.

 

Но ведь документы на бумаге нередко требуют комплексной реставрации. Вот средневековые грамоты – тут и шнур (нужен специалист по  тканям), и печать…

 

А где книга – идет работа не только над страницами, но и над переплетом.

 

Ткань – тоже непростой объект для реставраторов. Тут и старинные вышивки, и одежда.

 

Кожа – перед нами предметы «служебного инвентаря» шамана, изготовленные за  15 веков до нашей эры. Такое может сохраниться – зависит от природных условий и  характера почвы. Но для дальнейшего экспонирования и тут нужна работа реставраторов.

 

Такие находки археологов, как берестяные грамоты, представьте, надо развернуть – и находки тоже попадают для этого в руки реставраторов.

 

Стекло, фарфор, кость – трудно поверить, что многое из  представленного восстановлено из осколков и обломков. Но фотографии прилагаются.

 

Мебель и вообще дерево – здесь тоже нередко приходится восполнять утраты (не только дерева, причем, но и прочих составляющих элементов). Вот «охотничий» шкаф XIX века.

 

Но случаются в жизни реставраторов истории уж совсем экзотические. Вот, к примеру, панно, поступившее из музея-заповедника Кусково. Оно наборное – из раковин, кусочков перламутра, камешков и бог знает чего еще. Вот и попробуй подобрать нужное для восполнения утрат – но все-таки сделали.


Что и говорить, героические люди – у немногих из нас хватило бы терпения на столь кропотливую работу. 

Выставка запланирована до конца ноября. Но внимание: посещение по сеансам. За подробностями – на сайт Центра Грабаря

И еще: в воскресенье, 11 ноября, представители ВХНРЦ будут в  эфире «Эха Москвы». Слушайте в прямом эфире после 10 часов по московскому времени или позже на сайте «Эха».

 

(Часть изображений любезно предоставлена пресс-службой ВХНРЦ.)

 

Комментарии

2

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

patajhara 11 ноября 2018 | 01:45

Очень красиво, а впечатляет как!, даже фото. Реставраторы - волшебники. Ожившие скульптуры из дерева, Небеса, Врубель, стекло, фарфор, кость - так не бывает


tatiana_pelipeiko Татьяна Пелипейко 11 ноября 2018 | 15:54

patajhara:
Да это действительно что-то, согласитесь, почти героическое. :)
Доводилось немного быват в реставрационных мастерских. С одной стороны, рентген, съемка всякая в инфракрасных и ультрафиолетовых, микроскопы, химия... А с другой - надо ручками, да осторожно, да по миллиметру.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире