В Третьяковской галерее открыли выставку «Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга».

Собрание, впрочем, можно сказать, что семейное – принадлежит прапраправнуку брата художника, архитектора Александра Брюллова (у самого Карла, как известно, детей не было).

 

Однако в семье хранилась лишь одна из представленных на выставке работ – «Портрет аббата» (точно личность портретируемого установить не удалось, хотя есть предположения, что это тогдашний настоятель лютеранской церкви Петра и Павла в Санкт-Петербурге. Александр Брюллов делал проект ее здания, Карл расписывал – так что и появление такого портрета вполне логично).

 

Ну вот, а уж дальше коллекционер собирал работы своего двоюродного прапрапрадеда вполне целенаправленно. И в собрании оказалось сразу два автопортрета.

Особенно интересен вот этот, начала 1830-х годов (то есть того периода, когда находившийся по линии Академии художеств в пенсионерской поездке в Италии Карл Брюллов работал там над «Последним днем Помпеи»).

 

Писать автопортреты Карл Брюллов вообще любил, их у него много, начиная даже с детских. Этот же – весьма по подаче романтичный, а-ля античная статуя. Обнаружился же в частном собрании в Англии.

 

А вот второй представленный автопортрет москвичам явно неплохо знаком.

 

Действительно – такой же (вот только я бы не стала говорить «точно такой же») висит в ГТГ в постоянной экспозиции. Только перейти в соседний зал – и вот он.

 

Вообще Карл Брюллов был человеком, что называется, «жовиальным», такое меланхоличное изображение себя самого для него не характерно. Но тут случай особый. Это портрет 1848 года. Брюллов тогда болел, и в первый же день, когда доктора позволили ему встать с постели, уселся в вольтеровское кресло, потребовал картон, палитру и мольберт, и за два часа написал автопортрет. Тот, что находится в собрании Третьяковки (и отличается как раз картоном в виде основы).

 

Как отмечал в воспоминаниях один из современников, «Брюллов очень недолго был похож на этот портрет». Но вот портрет сам по себе обрел популярность – с него делали гравюры, литографировали. У автора стали просить копии – и документально известно, что по крайней мере две такие работы были исполнены учениками Брюллова и лишь немного им самим поправлены (ныне обе – в различных музеях). А вот о существовании собственного брюлловского повторения автопортрета – уже на холсте – как-то надолго забыли.

А известно тут вот что: в конце XIX века эта работа находилась в собрании великого князя Константина Константиновича (того, который писал под псевдонимом К.Р., да), предоставлялась им для экспонирования на выставках. Не исключено, что и заказ был сделан кем-то из императорского дома – и тут уж поручать студентам не станешь.

Ну вот, а в послереволюционное время картина попала в Академию наук СССР. Которой и была обменена с частным лицом на… скульптурный бюст Ломоносова. Вот у наследников того лица и отыскал портрет нынешний владелец. И внимательно сопоставить оба автопортрета действительно стоит – разница в нюансировке колорита там очевидна и очень интересна.

 

Еще из ранних работ (1824 год) – портрет княгини Гагариной с детьми. Причем семейный портрет решен в манере жанровой сценки – на столе здесь рисовальные принадлежности (одного из детей этой семьи сам Брюллов учил рисованию).

 

Портрет долгое время существовал в Санкт-Петербурге – Петрограде – Ленинграде у потомков Гагариных, потом перешел в сторонние частные руки – ну, а сейчас в представленной в Москве коллекции.

 

Портрет великой княгини Елены Павловны, урожденной принцессы Вюртембергской (дамы, о которой Николай I говорил: «Елена – это ученый нашего семейства»). Ее Брюллов портретировал не раз, датировка данного портрета (1828-29 годы) сделана по черному платью (траур по скончавшейся вдовствующей императрице Марии Федоровне). Считается, что это было подготовительное изображение для последующей работы над ростовым портретом – впрочем, не единственное.

 

За следующим портретом («Дама у фортепиано») – предположение весьма драматичного характера.

 

Ряд искусствоведов высказывает мнение, что тут изображена жена Карла Брюллова, Эмилия Тимм. Что тут драматичного, спросите вы? А дело в том, что уже через несколько месяцев после свадьбы сорокалетнего Брюллова и восемнадцатилетней Эмилии супруги разъехались, и в дальнейшем брак был официально расторгнут. Больше Карл Брюллов с семейной жизнью не экспериментировал.

Ну, а картина нашлась в московском частном собрании.

 

А вот и конный портрет – изображен тут известный богач и меценат Анатолий Демидов, он же князь Сан-Донато. Достаточно сказать, что этот человек оплатил работу Брюллова над «Последним днем Помпеи». Но и в дальнейшем он делал художнику немало заказов – в том числе собственный конный портрет. Портрет полноразмерный остался незаконченным (тем не менее, выставляется сейчас в Палаццо Питти во Флоренции). Ну, а это – уменьшенный подготовительный вариант. 

 

Впрочем, и эта работа, считает ряд экспертов, была завершена уже после смерти Брюллова одним из его итальянских учеников. Картина переходила из рук в руки наследников Демидова, в конце же концов оказалась в частном собрании во Франции. Ну, а оттуда – в Петербург.

 

Впрочем, есть на этой выставке и одна работа, которая не принадлежит к упомянутому собранию. Портрет Авроры Демидовой, урожденной Шернваль, славившейся в Петербурге «роковой красавицы», тоже находился у наследников Демидовых. Впервые был представлен на аукционе в Лондоне в середине 1990-х. Третьяковская галерея тогда мечтала о нем – но, что называется, увы! Работа ушла в коллекцию Ростроповича-Вишневской.


Портрет Авроры Демидовой должен был вновь появиться на «Сотбис» при распродаже коллекции в 2007 году. Третьяковка опять принялась мечтать – но тут все собрание выкупил Алишер Усманов, передавший его затем в Константиновской дворец в Стрельне. Откуда, собственно, работу и выдали на временное экспонирование в Москве.

 

Вы спросите, где все это. В главном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском, в зале № 11. Буквально рядом с постоянной экспозицией третьяковских работ Брюллова – как увидите знаменитую «Всадницу», так вы уже почти пришли. :)




Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире