В Третьяковской галерее представили после реставрации картину живописца эпохи классицизма Андрея Иванова.

 

Реставрация была сложной, и реставраторам респект – а подробности процесса с фотофиксацией можно посмотреть прямо в зале в мультимедийной презентации.

Но вся прелесть истории не в этом.

Полотно попало в Третьяковку в конце 1960-х годов, а до этого находилось в Москве в частном собрании. И поступило с названием «Крещение князя Владимира в Корсуни». С тех пор, будучи в состоянии неэкспозиционном, и пребывало в фондах галереи. Пока…

Пока – года так три назад – внезапно не повысился интерес к указанному сюжету. И Третьяковской галерее дали деньги на реставрацию работы – причем деньги бюджетные, даже искать спонсоров, как в ряде других случаев, не пришлось.

Ну, а пока шла реставрационная работа, научные сотрудники картину изучали. И надо сказать, привязка ее к биографии князя Владимира стала у них вызывать сомнения.  

 

Действительно, говорят музейщики, эмоции персонажей, как и их жесты, явно не слишком соответствуют обряду крещения.

 

А вот что это действительно напоминает – так это совсем другой сюжет, хорошо известный к тому времени в западноевропейской живописи: а именно эпизод из жизни епископа Амвросия Медиоланского (IV век), не допустившего в храм римского императора Феодосия за жестокую расправу того с восставшим населением. К сюжету обращались многие, в том числе Ван Дейк и Рубенс, и в России начала XIX века (а картина датирована 1829 годом) эти работы были неплохо известны по воспроизведению в гравюрах.

 

Так что ко времени экспонирования картина получила не только первозданный вид, но и новое название: «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм».

 

Но к истории следует добавить и еще кое-какие детали. Третьяковским музейщикам удалось выяснить, по какому поводу эта картина была написана. Это была одна из восемнадцати работ, заказанных художнику во второй половине 1820-х годов для… храма православной духовной миссии в Пекине. Где, собственно, и находилась долгое время – пока в Китае в ХХ столетии не начались гонения на религию. Когда и при каких в точности обстоятельствах полотно вернулось оттуда в СССР – на данный момент неизвестно. 

 

Ну, а что касается нынешней экспозиции – зритель получил заодно возможность увидеть и еще несколько произведений Иванова-старшего (да, профессор Академии художеств Андрей Иванов – отец более известного, вероятно, широкой публике Александра Иванова) из фондов Третьяковки.

 

Во-первых, это автопортрет живописца, а также написанный им портрет супруги.

 

А также картина на античный сюжет – «Смерть Пелопида».

 

Где все это искать: в главном здании Третьяковки. Как войдете в зал с «Явлением Христа» сына Александра – так оттуда в соседний зал направо.

 

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире