Перекрестный год Россия – Греция был, вообще-то, в прошлом году, но открывшаяся в главном здании Третьяковской галереи выставка все равно относится к его программе. И показано на этот раз религиозное искусство, как византийское, так и поствизантийское, из музеев и частных собраний Греции.

 


Самый ранний экспонат здесь – серебряный процессионный крест Х века. Его стоит рассматривать внимательно, так как со всех сторон крест украшен гравировкой (для удобства публики его поместили на зеркальном фоне).

 

Весьма любопытна (прежде всего своим красным фоном) икона «Воскрешение Лазаря». Она совсем небольшая – и на самом деле это не отдельное произведение, а фрагмент так называемого «эпистилия» – горизонтальной доски с изображением двунадесятых праздников, размещавшейся в византийских храмах на предалтарной преграде. Интересно, что Эрмитаже и в одном из Афонских монастырей есть еще три фрагмента, происходивших, как предполагают специалисты, из этой же работы.

 

Двусторонняя икона XIV века. С одной стороны – «Богоматерь Одигитрия» («указующая путь» или «путеводительница» – вариант изображения, активно использовавшийся византийскими мастерами и воспринятый также русскими иконописцами).

 

Оборот этой иконы представляет собой сцену распятия с изображением Богоматери и апостола Иоанна. И в первый момент внимание привлекает прежде всего совершенно невероятный синий цвет. В складках же одеяний специалисты усматривают интерес в искусстве палеологовской эпохи к античной классике.


Но есть тут и более драматичный момент. Внимательный зритель заметит повреждение ликов на иконе.


История конкретно этой иконы не задокументирована, но искусствоведы предполагают, что повреждения были нанесены после завоевания Византии османами – такое бывало. 

 

Еще один вариант «Одигитрии», тоже XIV век – здесь на полях присутствует изображение двунадесятых праздников.

 

А вот другой иконографический тип Богоматери – «Елеуса» («умиление»). В древнерусской живописи эта позаимствованная из Византии иконография станет одной из наиболее популярных. И обратите внимание на красный тон нимба.

 

Вот еще редкие иконографические детали – здесь младенец изображен с обнаженными ножками, а мать поддерживает его за пятку. Это XIII век и, возможно, Кипр (бывший тогда византийской провинцией).

 

Еще одно изображение Богоматери с младенцем, исполненное в первой половине XV века, то есть буквально на излете византийского периода, отличается большой эмоциональностью и движением в позе младенца. (Это тип «Кардиотиса» или «сердечная» – в общем-то, вариант «Елеусы», но более эмоциональный и динамичный).


Но здесь можно отметить и совсем уже бытовую деталь – с одной из ножек младенца спадает сандалия.

 

Невероятно любопытно выглядит икона XIII века, изображающая великомученика Георгия Каппадокийского. Его фигура исполнена в горельефе, тогда как житийные клейма на полях – обычная живопись. 

Этому есть свое объяснение. Вообще-то техника резьбы по дереву не характерна для византийского искусства и заимствована, очевидно, с Запада. Именно в это время возникали мастерские крестоносцев, объединявшие византийских и западноевропейских мастеров.

 

Иконами экспозиция не ограничивается – представлено также несколько рукописных книг.

 

А вот «кацея» — разновидность кадильницы.

 

Деталь еще одной кацеи.

 

«Воздух» (покров для богослужебных сосудов) конца XIII века, золотное и лицевое шитье.

 

В экспозиции присутствует и несколько икон уже «поствизантийского» периода – второй половины XV века и начала XVI века.

В последней – изображении Иоанна Предтечи – наличествует любопытная иконографическая деталь: топор, воткнутый между ветвями дерева. Что призвано символизировать слова эсхатологического пророчества – «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». 

 

Наконец, поздневизантийская (начало XV века) «Троица».

Вообще-то если точнее, то «Гостеприимство Авраама». И вся сцена дана вполне буквалистически – и принимающие трех ангелов хозяева присутствуют, и на столе изображен настоящий гастрономический натюрморт.

 

Выставка крайне удобно расположена в главном здании Третьяковки – можно сразу отправиться затем в залы древнерусской живописи и сравнить с «Троицей» Андрея Рублева.

Ну, а византийская экспозиция запланирована по начало апреля.

 

 

(Часть изображений любезно предоставлена пресс-службой Третьяковской галереи.)



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире