Третьяковская галерея представила при большом стечении прессы результаты последних исследований «Черного квадрата» Казимира Малевича.

 

Новые исследования «Квадрата» объясняются сразу несколькими поводами. Прежде всего – грядущим (в декабре) столетием первого его представления публике на выставке «0,10» в Петрограде. Ну, а также – новыми технологическими возможностями цифровой эпохи.

Хотя тот факт, что под историческим «Квадратом» имелось какое-то иное изображение – не секрет. Краска пошла трещинками-кракелюрами, и  это было заметно невооруженным взглядом. А уж цифровому фотоаппарату или камере – заметно тем более.

 

В принципе были более-менее ясны даже цвета той, предыдущей композиции. Но вот определить ее очертания стало возможно только сейчас – Малевич, как выяснилось, пожертвовал чем-то кубофутуристическим. Очевидно, разочаровался в прежней стилистике – а что ж хорошему холсту пропадать!

И вот что проявилось на холсте (скорее всего, там даже два слоя разных композиций – эти исследования будут продолжены).

 

Проведенные химические исследования показали, что для достижения матового черного цвета Малевич смешал три пигмента. Причем весьма разнородных – органический (жженую кость), железосодержащий, а также темно-зеленый арсенит меди. Для пущего матирования был добавлен и мел. Спровоцировала ли подобная смесь вышеупомянутые кракелюры – вопрос отдельный. 

 

Однако по ходу исследования обнаружилась и еще одна любопытность. А именно – фрагмент карандашной надписи на полях картины, прочитанный в инфракрасных лучах.

 

И прочитанный как «битва негров». Что сразу отсылает нас к  другому времени и другому имени – Альфонс Алле (Alphonse Allais).

Французский писатель второй половины XIX века, сейчас уже подзабытый, а при жизни славившийся своим черным юмором. В том числе созданием идеи монохромных картин, среди которых была и «Битва негров в пещере темной ночью».

Несколько подобных работ попадали на выставки des arts incohérents (с подписью Алле, хотя приложил ли он к ним руку сам или только подал идею – неизвестно). В 1897 году Алле выпускает «Первоапрельский альбом», где наряду с лишенным единой ноты «Похоронным маршем» (привет не только Малевичу, но и Кейджу!) публикует целых семь монохромных иллюстраций с соответствующими подписями.


Так, красная «композиция» получила название «Сбор помидоров апоплексичными кардиналами на берегу Красного моря».  Синяя – «Изумление юных рекрутов, впервые увидевших лазурь Средиземного моря». Зеленая – «Сутенеры в расцвете сил пьют абсент на траве». Желтая – «Использование охры истеричными рогоносцами». Серая – «Хоровод пьяниц в тумане». Наконец, белая – «Первое причастие анемичных девиц в день снегопада». (Читающие по-французски могут ознакомиться с подробностями здесь.) 

 

Мог ли Казимир Малевич знать про Альфонса Алле и его творчество? Да в общем, почему бы и нет? Есть ли тому свидетельства? Пока не  обнаружено. Зато известно, что создав свой «Черный квадрат» Малевич вскоре приступил к целой серии «супрематических» работ (и для этой серии уже заказал новые холсты, а не закрашивал старых). Так что именно «Квадрат» стал для самого автора неким стимулом. 


 

В Третьяковской галерее к юбилею картины выйдет отдельное издание о «Черном квадрате». Ну, а в постоянной экспозиции на Крымском валу можно видеть еще ряд живописных работ художника.

 

А также один из его «архитектонов».

 

Ну, и наконец там же, на Крымском, сейчас открыта выставка «Под знаком Малевича» – это графика из собрания Третьяковки, как самого Малевича, так и его круга.

 

Часть изображений любезно предоставлена пресс-службой Третьяковской галереи, за что спасибо ей большое.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире