Третьяковская галерея представила при большом стечении прессы результаты последних исследований «Черного квадрата» Казимира Малевича.

 

Новые исследования «Квадрата» объясняются сразу несколькими поводами. Прежде всего – грядущим (в декабре) столетием первого его представления публике на выставке «0,10» в Петрограде. Ну, а также – новыми технологическими возможностями цифровой эпохи.

Хотя тот факт, что под историческим «Квадратом» имелось какое-то иное изображение – не секрет. Краска пошла трещинками-кракелюрами, и  это было заметно невооруженным взглядом. А уж цифровому фотоаппарату или камере – заметно тем более.

 

В принципе были более-менее ясны даже цвета той, предыдущей композиции. Но вот определить ее очертания стало возможно только сейчас – Малевич, как выяснилось, пожертвовал чем-то кубофутуристическим. Очевидно, разочаровался в прежней стилистике – а что ж хорошему холсту пропадать!

И вот что проявилось на холсте (скорее всего, там даже два слоя разных композиций – эти исследования будут продолжены).

 

Проведенные химические исследования показали, что для достижения матового черного цвета Малевич смешал три пигмента. Причем весьма разнородных – органический (жженую кость), железосодержащий, а также темно-зеленый арсенит меди. Для пущего матирования был добавлен и мел. Спровоцировала ли подобная смесь вышеупомянутые кракелюры – вопрос отдельный. 

 

Однако по ходу исследования обнаружилась и еще одна любопытность. А именно – фрагмент карандашной надписи на полях картины, прочитанный в инфракрасных лучах.

 

И прочитанный как «битва негров». Что сразу отсылает нас к  другому времени и другому имени – Альфонс Алле (Alphonse Allais).

Французский писатель второй половины XIX века, сейчас уже подзабытый, а при жизни славившийся своим черным юмором. В том числе созданием идеи монохромных картин, среди которых была и «Битва негров в пещере темной ночью».

Несколько подобных работ попадали на выставки des arts incohérents (с подписью Алле, хотя приложил ли он к ним руку сам или только подал идею – неизвестно). В 1897 году Алле выпускает «Первоапрельский альбом», где наряду с лишенным единой ноты «Похоронным маршем» (привет не только Малевичу, но и Кейджу!) публикует целых семь монохромных иллюстраций с соответствующими подписями.


Так, красная «композиция» получила название «Сбор помидоров апоплексичными кардиналами на берегу Красного моря».  Синяя – «Изумление юных рекрутов, впервые увидевших лазурь Средиземного моря». Зеленая – «Сутенеры в расцвете сил пьют абсент на траве». Желтая – «Использование охры истеричными рогоносцами». Серая – «Хоровод пьяниц в тумане». Наконец, белая – «Первое причастие анемичных девиц в день снегопада». (Читающие по-французски могут ознакомиться с подробностями здесь.) 

 

Мог ли Казимир Малевич знать про Альфонса Алле и его творчество? Да в общем, почему бы и нет? Есть ли тому свидетельства? Пока не  обнаружено. Зато известно, что создав свой «Черный квадрат» Малевич вскоре приступил к целой серии «супрематических» работ (и для этой серии уже заказал новые холсты, а не закрашивал старых). Так что именно «Квадрат» стал для самого автора неким стимулом. 


 

В Третьяковской галерее к юбилею картины выйдет отдельное издание о «Черном квадрате». Ну, а в постоянной экспозиции на Крымском валу можно видеть еще ряд живописных работ художника.

 

А также один из его «архитектонов».

 

Ну, и наконец там же, на Крымском, сейчас открыта выставка «Под знаком Малевича» – это графика из собрания Третьяковки, как самого Малевича, так и его круга.

 

Часть изображений любезно предоставлена пресс-службой Третьяковской галереи, за что спасибо ей большое.

Комментарии

61

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

kау 19 ноября 2015 | 19:56

Спасибо, замечательный отчет. Не знал до вашего поста о сем Альфонсе, но почему то думал, что Черным квадратом Малевич просто прикололся над публикой, ждущей чего то нового. Ну время то было похожее гламурно декадентское.
Получается что новое он пытался создать, но оно ему не понравилось и вот вам Черный квадрат. Школьники до сих пол пишут сочинения о том что это вся вселенная и стоит лишь вглядеться то увидишь ее


19 ноября 2015 | 20:03

kау: //...Не знал до вашего поста о сем Альфонсе...//
А я знал и до сих пор жду, когда же раскроется это мошенничество века? Когда же кто-то воскликнет "А король то голый!" )))


19 ноября 2015 | 21:32

duch_nic: Битва негров ! Всё таки талант и тогда знал , что ОБАМА ЧМО !


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

maximv 19 ноября 2015 | 22:20

kау: Вы ошибаетесь. Это не шутка Малевича, в отличие от Алле, но идея о высшей точке развития живописи - супрематизме. Идея Малевича заключатется в том, что современная ему техника живописи достигла пика возможностей. Эту идею удачно рассказал Сент-Экзюпери в "Маленьком принце", когда самый удачный рисунок барашка - ящик. Черный квадрат дает возможность зрителю, как маленькому принцу, представить лучшую картину. Гениальность Малевича заключается именно в этой идее, что живопись достигла своего пика и то, что теперь от фантазии зрителя зависит его восприятие живописи. Малевич был один из первых, кто подчеркнул, что задача художника не просто реалистично изображать, но заставлять думать, вовлекать зрителя в творчество художника. Попробуйте абстрагироваться от черного квадрата, но посмотреть на эту картину как этап в развитии мирового изобразительного искусства, как чистую идею.


pelga 19 ноября 2015 | 22:34

maximv: Думаю, Малевич даже не догадывался какой глубокий философский смысл увидят искусствоведы в обычной замалевке неудачной картины. Шутливая подпись автора под этим "шедевром" говорит о том, что художник "прикололся".


maximv 19 ноября 2015 | 23:57

pelga: Супрематизм - это и есть философская идея Малевича, нет здесь прикола, но ценность картины именно в этой идее автора.


(комментарий скрыт)

verynaive 20 ноября 2015 | 04:02

pelga: На мой непросвещённый взгляд, художественный и философский смысл в картине отсутствуют начисто. Это просто манифест.


kау 19 ноября 2015 | 22:43

maximv: Ну не надо, не рассказывайте мне то ,что говорил учитель рисования в 5 вроде классе советской школы. Ну я аккурат с этого времени возненавидел авангардизм. Нас этим в детстве перекормили.


maximv 20 ноября 2015 | 00:00

kау: Ложь. В советской школе не изучали Малевича. Как Вам не стыдно врать! Совести у Вас нет.


ura Юрий Белов 20 ноября 2015 | 01:38

maximv: верно. Но эти "черные негры" могли стать подсказкой некой.
По мне то, "подсказка" была иная. Смотрели из Эрмитажа на Дворцовую площадь? Это строй черных квадратов. А архитектурно она создана как "пуп Земли", центр империи в идеальном, даже кафкианском смысле, абсолюта.
Это конец , он же начало, абсолютный холод, он же порядок.
это перефраз Блока: "Умрешь, опять начнешь сначала".
Зрителям - да, "вот вам абсолютный 0, дальше сами"
Вот, ей Богу, на флаге Империи из "Звездных войн" должен быть он -Черный квадрат.


maximv 20 ноября 2015 | 08:14

ura: Да, согласен. Черный квадрат - знамя новой эпохи в живописи, когда передача реальной картинки не так важна, как передача идеи.


(комментарий скрыт)

kау 20 ноября 2015 | 09:32

maximv: Давно примечаю, если человек плохо учился в школе так обязательно демократ. Демократия это видимо повод отрицать то что плохо слушал или не услышал.


maximv 20 ноября 2015 | 09:52

kау: Вы лжец и подлец.


kау 20 ноября 2015 | 10:09

maximv: Двоешник прекратите истерику.


maximv 20 ноября 2015 | 10:30

kау: Нет истерики. Есть Ваша ложь.


maximv 20 ноября 2015 | 10:46

kау: Учебное издание Изобразительное искусство в школе. Издательство "Просвещение", Москва. Составитель Г.Г. Виноградова. 1990 год. Никакого Малевича там нет. Есть только Ваша подлость.


kау 20 ноября 2015 | 16:47

maximv: Вот и я говорю странный вы какой то Евгений Онегин вечно бормочите - тройка ,семерка, туз.

Вы еще скажите что у вас не было лекции по модернизму авангардизму и абстракции?

Вот сюрреализм в изобразительном искусстве в школе не изучали, его изучают на лекциях по психиатрии.


maximv 20 ноября 2015 | 17:48

kау: У меня в школе не было ни лекций, ни уроков по модернизму авангардизму и абстракции. В СССР в школах это не преподавали.


kау 20 ноября 2015 | 18:32

maximv: Это и неудивительно, вы учились не в СССР и после 90го года. Да и за все(школы) как демократ не говорите.

Мы проходили и таскали нас за родительские деньги в худ музей и худ фонд на выставки разных кубистов и шаристов.

Нас, даже на выставку Ильи Глазунова в СССР полуподпольного водили.

Так что учитесь клеветать двоешник.


maximv 21 ноября 2015 | 09:43

kау: Вы бессовестный подлец. Я специально сослался на постперестроечный учебник позднего СССР, где тоже не было Малевича. А в мои годы учебы в 70-е-80-е годы тем более. То, что были выставки Глазунова ничего не говорит об авангардизме. Вы - слабак, который не способен признать свой проигрыш.


kау 21 ноября 2015 | 10:29

maximv: Завилял демократик, ну ну как одно связано с другим где логика в огороде бузина а в киеве недостойный Поросяка.

До вам не дходит простой мысли что в СССР изучали авангадизм, модернизм и абстракционихс с критической точки зрения как тупик в изобразительном искусстве.

Потому что вы просто брехло убегавшее с уроков и обеднившее себя. У вас нет базы чтоб оценивать Малевича. Вместо него пустые модные слова.

Брешите брешите вечный студент, вы меня повеселили.


(комментарий скрыт)

maximv 20 ноября 2015 | 14:13

klotick: Изучение культурного наследия человечества - это единственное, что делает возможным существование нашей цивилизации. Как только люди начинают разрушать древние храмы, они превращаются в дикарей.


(комментарий скрыт)

maximv 21 ноября 2015 | 09:46

klotick: Я всё считаю искусством и бессмертные произведения Пикассо и Репина.


(комментарий скрыт)

maximv 20 ноября 2015 | 13:34

klotick: Малевич художник и философ. Если Вы не понимаете суть идеи Малевича, это не значит, что его идея неверна. Речь и не идёт о таланте Малевича с точки зрения точности передачи реалистичности изображения, но о идеях Малевича, которые предопределили путь развития современного изобразительного искусства. Кант, например, не был писателем, но был философом. Поэтому оценивать его надо как философа. Точно также и Малевича нельзя оценивать по уровню мастерства, но за его философский вклад в искусство.


ura Юрий Белов 20 ноября 2015 | 18:40

maximv: для тех, кто считает Малевича бессмвсленнвм, есть отличный аргумент . Именно он придамал оранжевый жилет для заметности человеаа в опасных ситуациях. Так что он спас нп одну жизнь , даже тех, кто его не любит и нп понимает ))).


maximv 21 ноября 2015 | 09:50

ura: Мне кажется, люди, не понимающие авангард, не обладают абстрактным мышлением.


19 ноября 2015 | 22:24

В Третьяковской галерее к юбилею картины выйдет отдельное
издание о «Черном квадрате»
======================================
О как!
Издааание...
Ребяты! Расскажите мне, сирому- што в этой картине крутого?
Ну чем он так хорош, этот квадрат?
На пальцах только объясните, штобы без понтов, но понятно, А?


rybkin_goga 20 ноября 2015 | 01:53

rousllanis4e: К раввину приходят два еврея. Один из них спрашивает:
— Равви, скажи, белый — это цвет?
— Да, цвет.
— А чёрный — это цвет?
— Тоже цвет.
Еврей поворачивается к другому:
— Я же говорил, что продал тебе цветной телевизор.


antiboh 19 ноября 2015 | 20:04

Интересно.Спасибо ,Татьяна..


diana_fetisova 19 ноября 2015 | 20:16

Подтверждается поговорка, неважно что, важно как это продать


19 ноября 2015 | 20:22

Не получилась картина вот он и замалевал ей черной краской!!!


19 ноября 2015 | 20:54

спасибо!


wowagera 19 ноября 2015 | 21:20

Очень познавательно и интересно..


(комментарий скрыт)

vlaantvomulg 19 ноября 2015 | 22:18

klotick: Вы ваять не пробовали? Отлейте из гипса куб и намажьте его кузбасслаком. Чем чёрт не шутит, может прокатит?


vlaantvomulg 19 ноября 2015 | 22:21

vlaantvomulg: Глупец я, глупец! И зачем я такую идею огласил!? Грызу от досады вены на руках...


(комментарий скрыт)

verynaive 20 ноября 2015 | 04:05

klotick: Как опять же рабби говорил по поводу смерти последней курицы:
'Ай-яй-яй, а у меня ещё было столько идей!'


(комментарий скрыт)

pelga 19 ноября 2015 | 22:36

klotick: Не берут, потому как - вторично. Сам Малевич вовремя подсуетился и все это намалевал (зачеркнуто) гениально изобразил.


19 ноября 2015 | 22:06

Спасибо, но никогда не нравился Малевич , и теперь не в восторге, хотя он МАСТЕР, но видимо я до него не дорос?!?!


(комментарий скрыт)

rybkin_goga 19 ноября 2015 | 22:26

История знаменитой судьбы "Черного квадрата" самим Казимиром не предполагалась, поскольку на выставку художников-передвижников в маленьком провинциальном городишке он представлял триптих - квадрат, треугольник и круг. Банальные формы совершенства т.с. их философия и простота содержания. Бросив не представляющих хлам в галерее он забыл о нем и думать.
Круг с треугольником затерялись, а квадрат зажил своей, отдельной от философии жизнью.
Перед нами, без смысла и содержания, что и предполагалось автором, одна из уцелевших геометрических фигур триптиха.
Галерист создал историю, продал, купил и снова продал, но уже дороже.
Безусловно, для искусствоведов обнаруженная находка представляет огромный интерес, значительнее самого квадрата.
Очень познавательно. Огромное вам Татьяна спасибо.


pelga 19 ноября 2015 | 22:48

rybkin_goga: Круг с треугольником затерялись
По-моему, лет 7-8 назад все это выставлялось в галерее на Крымском валу. Или другие вариации на эту же тему, сейчас точно не вспомню.


rybkin_goga 20 ноября 2015 | 00:36

pelga: Впервые историю с квадратом я услышал лет 50 назад в Ленинграде. В одном из старых 3-5 эт. зданий на Фонтанке размещался ХФ Лен.отд.СХ. На крыше этого здания в пристроенном мезонине располагалась просторная комната ведомственной гостиницы. Там я и услыхал от "старичков" эту историю.
Дело в том Галина, что талантливому, с хорошей школой Казимиру необходимо было попасть в престижный по именитым мастерам каталог выставки. Понимая всю нелепость экспозиции украшенную триптихом Малевича, галерист с согласия Казимира вывесил его шедевр в узком проходе к залам. Вот с этого прохода толпы и идет речь лишь о чудом не затоптанном квадрате брошенном неизвестным публике Малевичем. Повествований о прижизненной судьбе триптиха от автора и из печати я не встречал. Думается, что воспроизведение полной копии первоначального варианта могло лечь в основу демонстрационной репродукции.
Мы с вами знаем, что галерист по крови предложит и неизвестный подлинник "Полумесяца Малевича".


ura Юрий Белов 20 ноября 2015 | 01:50

rybkin_goga: треугольника не было - пересекающиеся плоскости (крест). Самих квадратов сохрарилось авторских 4, было больше еще.


rybkin_goga 20 ноября 2015 | 03:58

ura: Юрий я сейчас зашел на Вику по Малевичу. Дважды проверял себя о ком идет речь. Узнавая новое о творчестве Казимира, убеждаясь в уникальности прорыва или фальсификации истории искусства. Пропала спантанность создания, минутный порыв воплощения на первом попавшемся под руку холсте. Я понимаю, что художественные работы со временем обрастают собственными легендами, домыслами но не до такой же степени. Да, мастер работая с красками часто пишет несколько вариантов добиваясь желаемого. Я лишь поведал о том, что услышал от профессионалов и поделился их рассказом с вами.
Современное, интерпретированное творчество Малевича, несомненно поднимает оценочную планку "квадрата," оставляя все же осадочное чувство банальной реалии услышанной в далеком прошлом. Но это мое мнение.


ura Юрий Белов 20 ноября 2015 | 18:50

rybkin_goga: а Вы замените "спонтанность" "озарением". Ведь Архимед "Эврика" не спортанно закричал. Это результат его размышлений, образоаания, опыта. Так и Квадрат - результат многолетней внутренней работы.


rybkin_goga 20 ноября 2015 | 22:08

ura: Юрий. Спонтанность имеет широкое место прибывать в воображениях мастеров. "После дождя" Герасимов написал за три часа, вдохновленный видом мокрой террасы, "После дождя. Плес" Левитан написал за четыре часа от спонтанного чувства очаровавших его туч в олове волжских вод. Схоластическая философия предполагает, что при наличии школы, спонтанность присуща всякому мастеру и Каземир здесь не исключение. Тараканов в головах людей от искусства предпочтительнее не будить.


ura Юрий Белов 20 ноября 2015 | 22:51

rybkin_goga: да, если под "школой" у Малевича понимать не чисто живописное умение, а более широко, мировозренчески.


saamov Григорий Сомов 20 ноября 2015 | 00:23

Знаменитый режиссёр Андрон Кончаловский как-то высказал такую математически точную мысль: «Картину Рембрандта может написать только Рембрандт, а чёрный квадрат может нарисовать кто угодно». Но есть одно «но». Дело в том, что «Чёрный квадрат» Малевича ценится в денежном выражении почти так же, как и шедевры Рембрандта, не представляя при этом никакой художественной ценности. Почему? Потому что Рембрандт был гениальным живописцем, но и Малевич был гениальным пиарщиком, сумевшим кляксе на холсте придать образ выдающегося произведения, которое многие и вправду принимают за шедевр.
Так и хочется крикнуть: «А квадрат-то голый!»


(комментарий скрыт)

vlaantvomulg 20 ноября 2015 | 09:46

Разговор дамы с Пикассоо.
- Пабло, что изображено на вашей картине?
- Пятьсот тысяч долларов.


oldmen56 20 ноября 2015 | 12:57

Все художники хотят
Оставить миру свой квадрат
Но, блин, не получается!
Малевич улыбается.


mrweed57 20 ноября 2015 | 14:21

бросается в глаза, что шедевры мирового искусства в новой третьяковке, не должным образом охраняются и поданы. учиться нужно у европы.


mrweed57 20 ноября 2015 | 14:27

почитал комментарии, все сходиться. как мы живем 90% так и к искусству относимся.
70 лет совдепии не прошли даром. люди идут в музеях мимо искусства 20 века.
мимо "мазни" к 18 веку (как на фотографии)

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире