ГМИИ им. Пушкина преподносит публике второй блокбастер подряд. На этот раз здесь открылась выставка, прибывшая из города Бергамо на севере Италии – из Академии Каррара.

Речь о музее, возникшем — и в дальнейшем преимущественно пополнявшемся — за счет частных даров. Инициатором стал в конце XVIII века житель города по имени Джакомо Каррара, собиратель искусства эпохи Возрождения. В XIX веке музею были завещаны еще две крупных коллекции, да и позже он нередко пополнялся благодаря дарам.

В Москву прибыло более 50 живописных работ. Тут, надо сказать, повезло: в самом Бергамо здание музея находится на реконструкции, что и сделало возможным мировое турне его коллекций. Ну, а ГМИИ им. Пушкина не упустил возможности поучаствовать – зрителю на радость. В результате мы имеем возможность проследить эволюцию техник и стилей от раннего Возрождения, еще окрашенного отголосками готики с ее стилизацией форм, до конца Ренессанса.

Итак, Кватроченто. Вот, к примеру, работы автора середины XV века, известного как «Маэстро деи Картеллини» — четыре части большого разрозненного полиптиха. Две изображают святых Петра и Павла, еще две – ангелов с орудиями страстей. Ни одна гипотеза относительно авторства пока не нашла подтверждения, но специалисты считают несомненным влияние венецианской школы. Кстати, обратите внимание на любопытные рельефные детали картин.

 

Следующая работа, напротив, имеет автора – Антонио Пизано, известного как Пизанелло. Известен и изображенный – правитель Феррары Лионелло д’Эсте, и даже примерная дата создания – 1441 год. И вообще этот небольшой портрет — одна из самых знаменитых работ раннего итальянского Возрождения.

 

Вот еще одна переходная фигура – Якопо Беллини (да, это старший представитель знаменитой семьи живописцев). Его «Мадонна с младенцем» написана около 1440 года.

 

Две работы Скьявоне – святой Иероним и святой Алессио – характеризуются не только подробной детализацией (вплоть до футляра для очков на поясе у святого Иеронима), но и перспективным построением арок архитектурного фона.

 

Винченцо Фоппа из Брешии. В его ранней работе «Три креста» уже хорошо заметен этот новый подход к решению пространства, к свету и пейзажу. Это примерно 1450 год.

 

А вот для сравнения его же более поздний – написанный три-четыре десятилетия спустя – «Святой Иероним». Изображение совершенно натуралистическое.

 

Козимо Тура из Феррары. Его «Мадонну с младенцем» датируют 1470 годом. Есть предположение, что это была центральная часть триптиха. Золотой фон был в XIX века написан заново, так что о нем судить трудно.

 

А вот как раз сохранившийся полиптих. Бартоломео Виварини, 1488 год. Правда, несколько пострадала и эта работа – реставраторы обнаружили, что верхняя доска была обрезана. Есть предположения, что она соответствовала полукруглому или треугольному тимпану.

 

Этот портрет атрибутирован как работа Франческо Бонсиньори. Интересно, что в XIX веке на работу была нанесена монограмма, намекающая на возможное авторство Андреа Мантеньи – увы, недобросовестные торговцы находились всегда. Однако при очередной реставрации выяснилось, что монограмма оказалась нанесена поверх более раннего реставрационного восполнения красочного слоя.

Изображенный же, как предполагается – Джан Франческо Гонзага. Тогда, исходя из возраста персонажа, работу датируют приблизительно 1475 годом.

 

Джованни Беллини (сравните его «Мадонну» с приведенной выше работой отца Якопо – между ними примерно тридцать лет разницы). А решение фигуры младенца тут вообще единственное в своем роде.

 

Следующая работа также имеет подпись – Япопо ди Антонелло или Якобелло, то есть сын Антонелло да Мессина. Однако недавние исследования позволили предположить, что начинал тут работу как раз отец – во всяком случае, в том, что касается предварительного рисунка (выражение лица младенца оказалось смягчено по сравнению с ним). Антонелло же специалисты склонны приписывать и написание лица Мадонны. По такой версии сын завершил работу отца после его ухода из жизни в 1479 году.

 

Сандро Боттичелли и мастерская. Так обозначено в экспозиции сразу несколько работ. О степени участия самого маэстро и его учеников исследователи продолжают спорить.

Портрет Джулиано де Медичи.

И «Благословляющий спаситель».

[

 

А вот «Рождество Христово», исполненное в мастерской Пьетро Перуджино. Интересно, что сцена представлена на фоне пейзажа (который, в свою очередь написан с соблюдением всех ренессансных правил перспективы). Предположительно это отработка монументального варианта фрески (последних, с некоторыми изменениями, известно три). Некоторые специалисты считают, что, в отличие от фресок, малоформатная картина полностью написана лично Перуджино. И это уже самое начало XVI века, Чинквеченто – 1504 год. И кстати – не темпера, а масло.                                                                                                             

[

 

Очень любопытная работа Джироламо Дженги – «Святой Августин совершает таинство крещения над оглашенными». Тут не только четкое построение перспективы помещения, но и явное знакомство с микеланджеловскими фресками в решении обнаженных фигур. А создавалась работа по заказу церкви августинцев – это часть алтарного комплекса, который оказался разрозненным во время наполеоновских войн.

 

Витторе Карпаччо и мастерская – «Рождество богоматери». Полотно относится к циклу, объединяющему шесть сцен из жизни богоматери. Именно полотно, кстати — это уже холст-масло.

Многочисленные бытовые подробности и использование анфиладного построения сцен наводят на мысль о знакомстве автора с искусством Нидерландов. Ну, и очень симпатичны внедренные в композицию кролики.  :)

 

Лоренцо Лотто – стоящий особняком автор, Здесь ощутимо северное влияние и знакомство с произведениями Дюрера.

Вот драматизированное почти до театральности «Положение во гроб».

 

Начинает меняться и подход к портретной живописи.

Вот «портрет дворянина» работы Альтобелло Мелоне (по поводу изображенного персонажа существует множество версий, вплоть до самых фантастических). Романтический грозовой фон, рука, положенная на рукоять кинжала. Написан портрет в начале XVI столетия.

 

А вот примерно полвека спустя – работы кисти Джован Баттиста Морони. Это уже почти психологический портрет, знакомый нам по более позднему времени.

 

Выставка открылась в главном здании ГМИИ им. Пушкина и продлится до конца июля.

 

 

 

 

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире