В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Голландский групповой портрет из собрания Амстердамского музея».

На первой фотографии — «Групповой портрет стрелков роты капитана Якоба Питерса Хогхамера и лейтенанта Питера Якобса ван Рейна». Работа живописца Якоба Лиона, 1628 год. Но кроме столь подробных названий голландским музейщикам, как правило, известны и имена всех изображенных — это конкретные люди. Речь тут не об абстрактной символике, а именно групповом, «корпоративном» портрете.

Так что портретное сходство здесь обязательно. Ровно потому же очень точно обозначена масса деталей, связанных с профессиональной или общественной деятельностью изображенных.

Это XVII век — время, когда такой жанр стал весьма распространенным. Причем речь тут не о семейном портрете и не о случайной компании. Нет, особенность жанра в том, что на полотнах предстают сочлены одной корпорации, сослуживцы по воинской части, представители какого-либо общественного объединения вроде попечительских советов.

Военных сюжетов, кстати, в этом жанре довольно много. Дело в том, что все горожане-мужчины, от 18 до 60 лет, входили в городскую гвардию — своеобразную гражданскую милицию, которая была призвана обеспечивать покой и безопасность жителей (кстати, знаменитый «Ночной дозор» Рембрандта — из этой же серии «корпоративных» портретов). При этом для большинства из них это была не основная карьера, а именно общественная обязанность.

Автор этой работы — «Семнадцать стрелков роты F» — к сожалению, остался неизвестным. А между тем в его работе ярко проявились многие черты раннего группового портреты — и разделение композиции по горизонтали на два яруса, чтобы показать всех «на равных», и большое количество «говорящих» деталей. В центре капитан — и он держит в руке пистолет с только появившимся тогда колесным замком (читай: у нашей роты новейшее вооружение!). Перо в руках у персонажа справа обозначает писаря. Слева, с перевязью — лейтенант.

А вот «рота Е», изображенная Дирком Якобсом, выбрала для себя более вольный стиль изображения. (Насчет обозначений рот, наверно, надо пояснить — всего в Амстердаме таких рот было 12, объединенных с XVI столетия в три корпорации — лучников, арбалетчиков и аркебузиров.) Здесь наши герои — за праздничным столом.

Еще очень интересный пример такого портрета — «Стрелки роты капитана Йохана Хейдекопера и лейтенанта Франса ванн Ваверена» работы Говерта Флинка. Дело в том, что сохранился эскизный вариант картины — скорее всего, такие эскизы художники представляли заказчикам на утверждение (эскиз прелестен живописно — пожалуй, лучше самой пятиметровой картины).

Тут специалистам из Амстердамского музея (его периодически называют также Амстердамским историческим, и он посвящен истории города во всех ее аспектах) известны практически все изображенные. Ясен даже фон — этот тот квартал Амстердама, где и жили члены этой роты корпорации арбалетчиков.

Как же сохранилась столь подробная информация? А дело в том, что групповые портреты заказывались самими корпорациями, причем не для частных домов, а для залов заседаний своих общественных объединений. Именно там они находились на протяжении еще трех столетий, пока не перешли наконец в музейное ведение. И конечно, потому и сохранялась вся информация — для корпораций она была значимой.

Особо полюбившийся зрителям портрет работы Гербранда ван ден Экхаута изображает членов правления гильдии бондарей и сборщиков винных налогов.

О, тут масса значимых деталей. Во-первых, гильдия бондарей занималась не только производством, но и контролем объема производимых сосудов (что, как вы понимаете, важно). И тут речь не только о винных бочках, но и, например, о таре для сельди — обмана и обвеса быть не должно было быть нигде.

А скульптура в центральной нише — это святой Матфий, покровитель бондарей и столяров.

И не надо думать, что на таких портретах оказывались изображены только мужчины. Нет, вот и дамы — «Групповой портрет регентов и регентш женского работного дома» работы Бартоломеуса ван ден Хелста.

Здесь также интересно, что члены правления изображены не парадно, не фронтально, а в живой сцене — если так можно назвать, разумеется, деловое собрание.

Вообще, стоит отметить и еще один момент — в любой работе такого рода все персонажи изображены «на равных» — приблизительно в одном размере, с одинаковой степенью сходства, с равной символической детализацией. А этому тоже есть свое объяснение. Дело в том, что каждый изображаемый платил художнику за свой портрет самостоятельно — и лишь потом они все вместе дарили коллективное изображение своей корпорации. Так что каждый имел право потребовать равного с другими внимания за свои деньги.

(Насчет присутствующей собачки ничего сказать не могу. То ли это «оживляж» от художника, то ли кто-то из героев отдельно доплатил за своего любимца. :) )

Всего в экспозиции десяток таких портретов разного формата. (В зависимости от желания — ну, или возможностей — заказчиков такой портрет может быть как относительно камерным (метра так на полтора), так и до пяти с лишним метров в длину.)

Но есть и еще любопытное дополнение. Музей изобразительных искусств одолжил для амстердамской выставки у Музеев Кремля голландское оружие того же XVII века — и тут интересно не только оружие как таковое, но и его оформление (ну жутко красиво!). Впрочем, это сюжет для отдельного разговора.

Где искать: под экспозицию полностью занят один из традиционных «голландских» залов первого этажа основного здания ГМИИ.

Комментарии

47

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

06 октября 2013 | 13:36

так вот они какие, активисты гринпис, гроза российского правосудия!:)


06 октября 2013 | 14:47

А чего курят?


(комментарий скрыт)

exprompt 06 октября 2013 | 22:04

У них ещё царь Пётр учился корабли строить...
Сейчас другие времена, мы у французов учимся корабель строить )))


06 октября 2013 | 13:51

Спасибо, Татьяна!
В июле посчастливилось быть проездом в Питере и попасть на эту выставку. Потом обошел весь Эрмитаж и еле нашел каталог. Жаль, что они издаются маленькими тиражами.
Бондари и сборщики винных налогов тоже для меня стали главной картиной выставки. Даже вставил этот сюжет в свою работу...


tatiana_pelipeiko Татьяна Пелипейко 06 октября 2013 | 13:58

=== еле нашел каталог ===

Так в Москве его вообще нет!


06 октября 2013 | 18:19

А в Казани теперь есть. У меня


07 октября 2013 | 12:19

Для меня лучшей картиной всех времён и народов является
Охотники на снегу, Питера Брейгеля Старшего
1565. Чтобы её увидеть, специально ездил в Вену. Не разочаровался.
Вообще, голландцы - великие


antiboh 06 октября 2013 | 14:01

На втором фото трое из четырех очень похожи..может родственники?


tatiana_pelipeiko Татьяна Пелипейко 06 октября 2013 | 14:03

Запросто.
Эти роты объединяли людей по месту жительства.


tatiana_pelipeiko Татьяна Пелипейко 06 октября 2013 | 14:02

И каьаьи - а своего, эрмитажного Якобса, парного к этой работе, они рядом повесили?


antiboh 06 октября 2013 | 14:11

Кстати?..)))


tatiana_pelipeiko Татьяна Пелипейко 06 октября 2013 | 15:41

О да. Спасибо за исправление очепятки. :)


06 октября 2013 | 14:10

А Вы про голландцев вообще можете порассказывать, как их история сделала их одним из самых счастливых, свободных и состоятельных народов на свете? Спасибо. Юрий


06 октября 2013 | 15:15

Могу высказать свое предположение: после освобождения от испанской короны и провозглашения демократических свобод Нидерланды стали Первым Государстом с горизонтальной системой управления (в противовес сегоднящней российской вертикали, которую так старательно строит Путин уже 13 лет!). Все мужчины - граждане (рабов-крепостных нет!). Все мужчины - вооружены и охраняют "ночной покой в ночном дозоре" в свободное от основной работы время! Каждый имеет возможность заниматься любым промыслом. Выборность исполнительной власти на всех уровнях - нет назначенных сверху чиновников, сидящих "на кормлении". Нет аристократии со своими феодальными правами - отбирать по праву рождения и по праву владения территорией... Протестанская вера - самая прогрессивная, без паразитического аппарата священников и монахов. Грамотность.
Ну и так далее...
Вот и разгадеа экономического чуда Нидерландов 17-18 веков!
Малюсенькая страна захватили колонии, превыщающие ее собственную площадь в сотни раз!


06 октября 2013 | 17:17

Прямо Израиль какой-то!И вообще стало ясно,откуда появились ковбои и хасиды.А где кольты,циркули и молотки?.


06 октября 2013 | 14:24

Интересно и познаватель. Спасибо!


sergey53 06 октября 2013 | 15:34

Жаль не привезли "superstar" нидерландского группового портрета - "De Nachtwacht" Рембрандта ван Рейна из Rijksmuseum.


tatiana_pelipeiko Татьяна Пелипейко 06 октября 2013 | 15:40

Нет. Но это выставка из одного музея - городского исторического.


06 октября 2013 | 15:41

Групповые портреты людей, которые знают себе цену. Возможно ли такое было в России в XVII веке?


(комментарий скрыт)

wowagera 06 октября 2013 | 15:52

Голландцы-прелесть. Оружие-прелесть. Летом ходил с племянником в Артиллерийский музей .И впервые смотрел мелкое оружие-в здании-обычно ограничивался пушками и ракетами-снаружи.Какая красота!
И еще. Когда разглядывал голландцев,подумал-ведь это семнадцатый век,а они гораздо цивилизованней,патриотичней,толерантней нас,теперешних. Их потомки стали бурами в Южной Африке,сражались с англичанами.


tatiana_pelipeiko Татьяна Пелипейко 06 октября 2013 | 15:59

О, действительно красотища!
Фотографии с оружием с этой выставки я все-таки не удержалась и отправила в блог на сайте журнала "Дилетант". Когда его редакторы раскачаются и повесят, могу дать ссылку. :)


wowagera 06 октября 2013 | 16:24

Я немного охотник-у меня тоже ружо. А захотелось из их оружия пострелять-отдача,запах черного пороха,пули величиной с сливу.


tatiana_pelipeiko Татьяна Пелипейко 06 октября 2013 | 17:16

Ну вот, повесили. Держите ссылочку:
http://www.diletant.ru/blogs/2154/6916/


wowagera 06 октября 2013 | 17:37

Спасибо!


06 октября 2013 | 17:46

В том то и дело...и обидно до соплей, что голландцы 17 века более цивилизованные, чем россияне 21 века! Систему управления, которую голландцы построили уже в 17 веке россиянам еще только предстоить построить в 21 веке. Если получится...


alal 06 октября 2013 | 18:48

metalag: "... голландцы 17 века более цивилизованные, чем россияне 21 века!"

Не надо преувеличивать. Голландские торговцы Вест-Индской компании, образованной на 150 лет раньше такой же английской, мало того, что отжали Цейлон, Индонезию и острова Пряностей как губку, их каперы в широчайшем масштабе практиковали морской разбой. Многие из почтенных бюргеров на заказных корпоративных картинах были свирепыми головорезами.


alal 06 октября 2013 | 19:07

alal : "Не надо преувеличивать..."
Прошу прощения: Ост-Индской компании...


06 октября 2013 | 19:13

Я и Вы понятие "цивилизованность" воспринимаем по разному. То, что голландские, английские торговцы-завоеватели, испанские конкистадоры и русские казаки в методах не различались (убивали непокорных все!) - это однозначно. Ермак Тимофеевич мало отличался от Кортеса по методам завоевания! Иначе бы не дошли за 100 лет от Урала до Тихого океана!
Но... В Нидерландах в 17 веке существовало самоуправление на всех уровнях и не было "посаженых на кормление" воевод. Люди были свободными гражданами, а не холопами царя-батюшки. И рабов-крепостных у голланцев не было. И так далее...
Вот именно ЭТО я и подразумевал под понятием "цивилизованность"!


alal 06 октября 2013 | 20:51

metalag:"...под понятием "цивилизованность". Под этим, видимо, следует понимать не столько вид государственности, сколько наличие модернизированной инфраструктуры. В смысле плотности последней Россия отстала от Европы и США, по моему мнению, БЕЗНАДЁЖНО. Разве что будущая модернизация отменит автомобили, дороги и поезда, оставив только вертолёты, самолёты и нечто такое, что ещё не придумано.
Что же касается государственности, то сегодня она вполне на уровне российской инфраструктуры.


denis_06 06 октября 2013 | 18:58

Компактная приморская страна, в специфических природных условиях, в окружении близких по культуре, немецких государств. В результате и получилась такая эффективная система. В условиях, реалиях и размерах тогдашней России создать подобное было врядли возможно, хотя в Новгородской республике было много схожего, но в итоге Россия пошла по другому пути, и возможна ли была альтернатива, сказать трудно.


alal 06 октября 2013 | 20:34

denis_06:" Компактная приморская страна..."

Вот именно. В новое время Голландия, Испания, Португалия, Англия и Франция развивалась на пути завоевания ЗАМОРСКИХ колоний, а Россия завоёвывала колонии ВНУТРЕННИЕ. Разница существенная и - с точки зрения создания инфраструктуры - КРИТИЧЕСКАЯ. Слабая, отсталая, архаичная инфраструктура у европейских стран господствовала где-то далеко, за морем, в Африке, Азии, Австралии, Юж. Америке, а в России - внутри страны, да ещё и поддерживалась в этом виде всеми российскими правительствами, превратившими завоёванные колонии в места ссылок и каторги.


nikita_troitsk 06 октября 2013 | 23:35

"На компактную приморскую страну" окрестные монархи зарились по-черному и чудо, что республике удалось продержаться почти сто лет (1588-1672). За это время им удалось то, что называется "золотой век Нидерландов". Люди впервые на себя работали.


(комментарий скрыт)

alal 06 октября 2013 | 18:36

wowagera :"Их потомки стали бурами в Южной Африке..."

Вряд ли коренные южноафриканцы были в большом восторге от этих самых буров, которые отличались расизмом и создали системы сегрегации и апартеида.
Вообще, в тогдашнем колониальном мире голландцы после немцев в Камеруне считались самыми жестокими и беспощадными колонизаторами-эксплоататорами. В то время протестантизм как-то больше располагал к расизму, чем другие ветви христианства.


06 октября 2013 | 15:54

СОХРАНИЛ. Не эти ли стрелки и в "ДОЗОРАХ" БЫЛИ?


tatiana_pelipeiko Татьяна Пелипейко 06 октября 2013 | 16:03

Их соседи. :)


curhatuy6 06 октября 2013 | 18:14

Татьяна! Меня в голландцев "втравил" сначала Прадо, а потом Вайль в "Гении места". Думалось, что выставка будет шире по тематике. Будет и 16 век и 15. Спасибо за рассказ!


and_gol_ 06 октября 2013 | 16:12

Интересно, что на картинах нет ни одной сколь-нибудь не повернутой головы, отклонены даже находящиеся в центре композиции.


elenabay 06 октября 2013 | 17:30

Татьяна, спасибо!
Не случайно государи российские в 18 в., начиная с Петра Великого, так ценили голладскую живопись. Может, смутно чувствовали, что маленькие Нидерланды дают образец прогрессивного развития для просыпающиейся Российской империи?


gbb 06 октября 2013 | 18:48

Реклама алкоголя. Где Милонов с Мизулиной?


lugesno 06 октября 2013 | 21:29

Чего тут обсуждать.
Большое спасибо.


druschina 06 октября 2013 | 22:33

Какая интересная выставка. Как бы попасть! времени никогда не хватает!


07 октября 2013 | 00:20

голландцы прирожденные мастера-живописцы любых жанров, основатели многих школ и направлений, изумительное искусство, прекрасные полотна


zaps 07 октября 2013 | 01:19

Секира в руках св. Матфия - это не инструмент бондаря или столяра,
а, видимо, инструмент устрашения: не должно быть "обмана и обвеса"!
Требуйте долива пива после отстоя пены!

Уже этим выставка великолепна


snowdrop1988 07 октября 2013 | 07:43

Лица особого энтузиазма не вызвали. В подавляющем большинстве красно и толсто щекие мужики ни капли интеллекта, любви к прекрасному. Прагматики и реалисты даже больше натуралисты. Два лица отличаются некоей тонкостью. Но может быть это просто какое-то заболевание желудка.


alal 06 октября 2013 | 19:01

Этим летом я провёл неделю в Лейдене. Очень милый городок, населённый приветливыми, доброжелательными и очень свободными людьми. Много каналов, музеев, старинный университет - одно из родовых гнёзд европейской науки, всюду следы старинного быта и ремёсел.

Но история страны достаточно кровава, на голландцах, как и на всех жителях Земли,
лежит немало злых и позорных деяний.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире