Cухогруз Arctic Sea с российским экипажем исчез в Атлантике, предположительно, у побережья Португалии 28 июля. Сухогруз должен был прибыть в алжирский порт Беджайя 4 августа, но и к 11 августа даже не вышел на связь. СМИ подчеркивали, что судно было оснащено новейшими системами навигации и связи. Я расскажу об одной из них, именно такая и была использована на судне.

Навигационная система на современных кораблях представляет собой станцию АИС. АИС –многофункциональная информационно техническая система, оборудование которой устанавливается на судах и в береговых службах в целях обеспечения безопасности мореплавания и автоматизации обмена навигационной информацией.

В состав АИС входят следующие основные компоненты:
— мобильные станции (транспондеры), устанавливаемые на судах, а также на других объектах (поисково спасательные летательные аппараты, средства навигационного оборудования СНО).
— радиоканал АИС, обеспечивающий обмен информацией между мобильными и береговыми станциями АИС.
— цепь береговых станций АИС, включающая базовые станции, симплексные и дуплексные репитеры.
— информационная сеть АИС, связывающая базовые станции АИС с береговыми службами.
— оборудование АИС, устанавливаемое в береговых службах (СУДС, системы судовых сообщений, береговая охрана, портовый контроль, МСКЦ, гидрографическая служба и другие).
Установка оборудования АИС на судах осуществляется в соответствии с Правилом V/19 Конвенции SOLAS (Международной конвенции по охране человеческой жизни на море) и связанными с ним резолюциями IMO (Международной Морской Организации).

Для судов, эксплуатируемых исключительно во внутренних морских водах прибрежных государств; для судов местного плавания, эксплуатируемых в районах, где интенсивность судоходства не требует установки АИС; для судов валовой вместимостью менее 500 т, не совершающих международные рейсы, но выходящих за пределы внутренних морских вод, а также для рыболовных судов морские Администрации государств должны установить национальные требования к установке оборудования АИС. В отсутствии таких требований на данные типы судов распространяются общие требования Конвенции SOLAS.

Цепь станций АИС, информационная сеть и оборудование, устанавливаемое в береговых службах, объединяются понятием береговой сегмент АИС.
АИС обеспечивает:
— автоматическую и регулярную передачу судном другим судам и береговым службам информации, включающей сведения о судне, координаты, курс, скорость и другие данные;
— автоматический прием, обработку и отображение аналогичной информации от других судов и береговых служб;
— автоматическое сопровождение (прокладку движения) судов, оборудованных АИС, в целях предупреждения столкновений, а также контроля и регулирования судоходства;
— автоматизированный обмен сообщениями, связанными с безопасностью мореплавания, между судами и береговыми службами.

В современных АИС используются технологии GPS, т.е. приборы корабля автоматически передают сигналы о местонахождении на спутник. Координаты доступны всем ближайшим кораблям, кроме того, их можно отследить через интернет. Поэтому в европейских водах корабли не могут потеряться.

Такая система навигации была установлена и на пропавшем сухогрузе Arctic Sea.
По мнению специалистов, «исчезнуть» судно с такой системой навигации могло лишь в том случае, если АИС была выключена вручную.

Специалисты предполагают, что систему идентификации (AIS) пропавшего Arctic Sea могли переставить на другое судно. Как сообщает «Морской бюллетень-Совфрахт», судно могли захватить и спрятать в водах Балтики, а вместо него запустить по маршруту другой корабль.
А вот следующий скриншот это подтверждает.




Данный скрин сделан с помошью GoogleMaps. Система позволяет отслеживать местоположение судов если вы знаете его данный в системе АИС. Обратите внимание на дату – 15 августа. Именно это подтверждает, что оборудование АИС с пропавшего сухогруза стоит на другом судне. Поверьте, в столь сильно загруженных водах остаться незамеченным судну, которое ищут всем миром – просто невозможно, тем более – что соседние суда – видят и название судна в системе АИС и имеют с ним визуальный контакт и контакт по радиосвязи.




На втором скриншоте видно все суда с установленной системой АИС в акватории. Цвет – указывает на тип судна. Дата – та же с интервалом в несколько минут. Но сигнал АИС с Arctic Sea (или скорее всего с клона) пропал так же внезапно, как и появился. Я пытался созвониться с соседними судами, однако мне это не удалось.

А вот это скриншот с системы которая либо показывает фактическое местоположение судна, либо указывает его последнюю позицию в системе АИС. Обратите внимание на дату, то есть позднее судно не появлялось «в сети».




«По поводу демонтажа блоков системы АИС судна могу сказать, что соответствующий специалист сделает это минут за 40 (спокойно и не торопясь) — это если антенные кабели не трогать», — заявил эксперт издания «Морской бюллетень-Совфрахт» , добавив, что «смонтировать и подключить все это на другом судне — тоже не больше часа займет».

«А можно даже и не демонтировать, а просто выключить его, а потом взять любой другой судовой транспондер и вбить туда MMSI и прочие данные с выключенного. Различить их при этом будет невозможно. Сделать это может любой хоть как-то соображающий в технике человек, никакого специального оборудования кроме собственно транспондера для этого не нужно», — предполагает другой источник.

Естественно на судне имеются и другие системы радиосвязи, как я могу предположить, они так же либо отключены, либо ими не дают пользоваться экипажу судна, если вообще судном управляет его «родной» экипаж. В бортовой комплект радиосвязи Arctic Sea входила так же система из УКВ радиостанции двухсторонней связи (переносная, спасательная), УКВ радиостанция с ЦИВ (на судне стояла FURUNO FM-8500 — это экономичная моноблочная морская УКВ радио-система, состоящая из УКВ радиотелефонной радиостанции мощностью 25 Вт, ЦИВ модема и дежурного приемника на 70 каналов УКВ), радиолокационный ответчик, приемник системы Навтекс . Вероятнее всего был и спутниковый телефон, а так же мобильные телефоны членов экипажа, но мобильные аппараты не применимы в открытом море.

Создается впечатление, что все эти манипуляции с появлениями-пропаданиями судна в системе АИС — просто плохо сделанный спектакль, в котором зрители – все мы, а вот кто режиссер? Вероятно, этого мы никогда не узнаем.


Андрей Михайлов, автор блога «Связемания» на «Эхо Москвы»


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире