За восемь лет учебы моего старшего сына в школе мне ни разу не встретились полностью довольные нашей системой образования родители. Кто-то ругает нагрузки, кто-то содержание учебников и программу, организацию учебного процесса, компетентность педагогов, а кто-то ничего и никого не ругает, пытается активно участвовать в жизни школы и класса, сидит с ребенком над домашними заданиями и вздыхает об усталости. Для меня самый серьёзный вопрос к нашей системе образования заключается в её влиянии на здоровье детей.

Об этом уже говорилось и будет говориться ещё, судя по тому, что ничего не меняется. А, учитывая количество гневных родительских постов с появлением «дистанционки», и участившиеся обращения к специалистам по вопросам детского здоровья (включая психическое), связанные с дистанционным обучением, ещё и ухудшается. Пять илет назад главный психиатр России Зураб Ильич Кекелидзе заявил о том, что 70% школьников имеют психоэмоциональные расстройства и аномалии развития. Уточню, что речь шла не о психиатрических диагнозах, а о дисфункциях психики и расстройствах адаптации. Тогда это заявление вызвало бурную негативную реакцию со стороны Минздрава. Оно и понятно, ведь такие цифры портят статистику и ставят под сомнение выполнение конституционных гарантий по охране здоровья.

На сегодня у 80% школьников проявились неблагополучные психические реакции на фоне самоизоляции и дистанционного обучения — это следует из опроса НМИЦ здоровья детей Минздрава. Подростки стали меньше гулять и больше выполнять домашних заданий. На самом деле никакая статистика и опросы здесь не нужны, достаточно посмотреть возрастные нормы нагрузки, утвержденные для детей школьного возраста и их реальные нагрузки, включая время перед экраном монитора. В среднем 6-7 уроков, почти по каждому дается домашнее задание, на которое у всех уходит разное количество времени, но в среднем говорят о трех часах. Сюда же псевдотворческая деятельность в виде многочисленных проектов и презентаций, которые массово скачиваются из интернета и видоизменяются под нужную тему большинством подростков. Не потому, что они сами не могут, а потому, что такие задания, как правило, имеют четкие рамки и требования, простор для фантазии не велик, интереса и желания нет. Никакому творческому развитию это не способствует, а помогает бодро отчитаться. Ну и если кто пользуется услугами репетиторов, то приплюсуйте ещё и время на это.

Сегодняшняя система образования больше напоминает не обучение, а «напихивание» информацией и битву за баллы, в которой главными предводителями являются взрослые — учителя и родители. В результате чего у детей в связи с естественной возрастной незрелостью психики начинается защитное торможение . От избыточного количества самой разной информации и требований запоминание снижено, а говорить о сохранности знаний приходится едва ли.

Обучение в средней и старшей школе ориентировано на успешную сдачу тестов ГИА и ЕГЭ. Но те результаты, которые содержатся в аттестатах и сертификатах ЕГЭ далеко не всегда соответствуют полученным знаниям. Оценка никак не коррелирует с качеством знаний и способностями конкретного ребенка. Огромную часть времени детей в современной средней и старшей школе учат правильному заполнению бланков тестирования и соблюдению требований. Не с той клеточки начал — ошибка, поставил галочку вместо крестика — ошибка. И, конечно, постоянные сами тестирования. Система натаскивания на решение тестов не обучает. Тесты позволяют контролировать понятийный уровень знаний — знакомо ли в принципе ребенку определение, понятие, формулировка, система исчисления. Невозможно оценить тестами ни уровень мышления, ни способность к творческому мышлению, ни уровень способности к дальнейшему обучению. Такое натаскивание не является практическим обучением, не учит работать с информацией, находить причинно-следственные связи.

Мой сын неоднократно писал тренировочные проверочные тесты, результаты которых остались неизвестными. Их нельзя получить: «Всë узнаете потом». А почему? Потому что с результатом можно сделать что угодно для поправки статистики и рейтинга. И многие подростки это прекрасно понимают. Всё это тяжелая психическая нагрузка. Это не только не дает знаний, но и разрушает потребность к познавательной деятельности вообще. Потому что теряется смысл такой деятельности. Вместо действительного усвоения знаний, возможности самовыражения и применения нестандартных решений — контроль. От ребенка нужны баллы и больше ничего. Это обесценивает смысл деятельности и стараний ребенка, приводит к психоэмоциальным расстройствам. Сверхценность оценочного подхода мы наблюдаем ежегодно в виде суицидов школьников в период ГИА и ЕГЭ, а также в эпизодах массшутинга и агрессии к учителям за низкие баллы. Всё это работает в совокупности с отношениями в семье ребенка, как личными, так и отношением родителей к школьным требованиям и оценкам.

В целом дети более менее адаптируются к таким нагрузкам, но это не проходит бесследно. На выходе из школы мы имеем огромное число больных детей и детей с психоэмоциональными расстройствами. От проблем со зрением, пищеварением, опорно-двигательным аппаратом до астенических расстройств и депрессий. Большая ошибка думать, что соматические заболевания никак не связаны с психоэмоциональным состоянием. Дисфункции в психике вполне могут приводить к нарушениям в работе организма. Школьные врачи с легкой руки направляют детей в психоневрологические диспансеры, хотя логичнее делать всё, чтобы дети туда не попадали.

На подходе 2021-й год, мне искренне не понятно, почему всё до сих пор так. Конечно, школа дает развитие социальных навыков и коммуникации. Но наша система образования стара и больна. И это надо признать и менять. Наше образование находится в процессе постоянной реформы, но это похоже на апгрейд старых жигулей, они от этого лучше не поедут. Здоровой системой образования я считаю финскую. Почитать о ней можно в интернете. Отмечу лишь то, что меня радует больше всего в их подходе: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Жаль, что российские педагоги прямо сейчас не имеют возможности сделать такой выбор. Но этот выбор могут сделать родители, снизив свой уровень тревожности и сверхзначимое отношение к школьным оценкам, начав ориентироваться на личность ребенка, его самостоятельность, поиск и развитие его реальных способностей, поддержку психического здоровья.

Оригинал



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире