Самая уязвимая категория детей — это воспитанники интернатов и детских домов, беспризорники, дети из неблагополучных семей. К таким детям проще получить доступ, им может быть некому пожаловаться, они не знают, где получить поддержку, их легче «купить» или заболтать. Дети из полных и благополучных семей тоже становятся жертвами педофилов. Вопрос лишь в том, кто этот «детолюбец», насколько приближен к ребенку и «что там вообще родители». Большая часть преступлений против половой неприкосновенности детей совершается в их близком окружении — кровные родители, отчимы и мачехи, старшие братья и сестры, дедушки и бабушки, тети и дяди, друзья и соседи.

Вопреки различным собирательным образам от психиатров и психологов, я считаю, что точного психологического портрета педофила не существует. Такого, чтобы превентивно разослать всем и сказать «смотрите, педофил — он вот, примерно, такой!». Он может быть и не такой, а вообще другой, да к тому же женщиной. Чтобы защитить ребенка, надо понимать собственные недочеты и крутить головой во все стороны, а не засовывать её в песок, аки страус.

Где можно встретить педофилов? Они могут выбирать место работы ближе к детям — детские сады и школы, спортивные секции, кружки, уход и присмотр, «детские» услуги. Но это не обязательно. Педофил может работать где угодно или не работать вообще и быть недееспособным. Нередко эти люди выбирают наиболее влиятельные сферы деятельности. Осознавая недопустимость и общественное порицание, они будто бы хотят «подстраховаться» на случай обличения. И идут в чиновники, священнослужители, известные общественные и творческие деятели. В общем те, на кого сходу не подумать и те, кому проще «отмазаться». Это не значит, что все педагоги, чиновники и попы — педофилы, это значит, что существует тенденция.

Чаще всего жертвами педофилов становится ребенок, чья личность обесценивается значимым взрослым. Этот ребенок слышит по отношению к себе: «Замолчи, твое мнение не спрашивали», «Вырастешь, будешь своё мнение иметь», «Потому что я так сказала, я старше тебя», «Закрой рот», «Ты должен слушать старших», «Замолчи, не кричи, не смей кричать, не смей повышать свой голос», «Уйди, не мешай» и т.п.

Это может подкрепляться и собственными установками родителей о важности для них чужого мнения. В таких случаях ребенка не защищают и не отстаивают при конфликтах с другими взрослыми — «Старший всегда прав», «Стыдно спорить с учителем». Семья при этом может выглядеть вполне благополучной, то есть родители в целом заботятся о ребенке, чтобы был сыт, одет, выучен, обеспечен. Или быть неблагополучной, где дети подвержены педагогической запущенности или жестокому обращению — оскорблениям и побоям.

Вместе с отсутствием эмоциональной вовлеченности родителей в жизнь ребенка, с отсутствием времени и внимания на него, все эти обесценивающие слова становятся благодатной почвой для стирания личности. Ребенок как будто теряет себя, не понимает, кто он и какое значение имеет для окружающих, не может сказать, чего он хочет, не умеет сопротивляться. Такие дети остро нуждаются во внимании и в том, чтобы быть кому-то нужными, быть для кого-то особенными.

И этот «кто-то» вполне может оказаться педофилом. Существует мнение, что такие дети сами тянутся к истинным педофилам и оно в чем-то оправдано. Только дети тянутся к ним не за сексуальными играми, а за вниманием и заботой. Как я уже писала в прошлой статье, «чистые» педофилы — это своего рода «добрые волшебники» в восприятии ребенка, который потерялся в жизненном ориентировании. Почитать можно здесь.

Встречая такого педофила, ребенок чувствует интерес к себе, получает похвалу и одобрение, ласковые прикосновения, ощущает свою значимость. Его маленькое сердечко трепещет — наконец, он кому-то нужен! И он соглашается «поиграть» и сохранить это в секрете. Одна подэкспертная восьми лет, подвергшаяся действиям тренера-педофила объясняла это так: «Он сказал, что я особенная девочка, а другие девочки не такие, как я. Когда мне стало больно, он потом купил мне Пинки-Пай (игрушечная фигурка пони из мультика*), это потому что я — самая сильная и даже смогла потерпеть. Это наш секретик».

Если ребенок, который привык слышать «Закрой рот», сталкивается с агрессивным педофилом, ориентированным на насилие, он впадает в ступор. Ведь, у него «нет своего мнения», кричать нельзя, а слушать старших — надо. И вот он, старший. И делает он страшные и неприятные вещи, но ведь он — взрослый, а значит его «надо слушаться», в том числе и если он скажет никому ничего не говорить. Дети, которым запрещают кричать и визжать даже в игре, которых одергивают и стыдят за крик, как правило, в критической для них ситуации не могут закричать и замирают.

Поведение ребенка, имевшего контакт с педофилом, может меняться явно и не очень, в зависимости от формы этого контакта — насильственного или нет. На что обратить внимание? На резкое снижение или повышение настроения, на возможные следы на коже и гениталиях (трещины, потёртости), странные вопросы ребенка, несвойственные ему ранее игры, рисунки, увлечения, уединение, отказ от общения или поездок. Отрешённость, подавленность, снижение или повышения аппетита, нарушения сна, нервозность, навязчивые движения, в том числе в области половых органов, мастурбация. Усиление тактильных потребностей — «висит на маме», прикасается, обнимается (если раньше этого не наблюдалось). Проблемы с мочеиспусканием и дефекацией — стал «писаться», чаще ходить в туалет или, напротив, сдерживается. Если педофил из близкого окружения, то можно заметить изменение реакции ребенка на его присутствие — отказ от общения или радостное возбуждение. Также следует обратить внимание на внезапный отказ или несвойственное стремление посещать детское учреждение. На новые слова вроде «секретик» или новые обозначения половых органов в лексиконе ребенка — «леденец», «штучка» и т.п.

Отдельно хочу сказать, что обращать внимание надо на любую информацию, которая поступает от ребенка или третьих лиц. Дети склонны и фантазировать, но это не значит, что этим надо успокоиться или отмахнуться. Многие родители, услышав жалобу от ребенка говорят «Не выдумывай!», пропускают мимо ушей замечания педагогов и слухи о том, что новый сосед «странноват», закрывают глаза и на странности собственных супругов, друзей и родственников. Таким образом, контакты ребенка с педофилом могут происходить буквально за спиной родителей.

Как уберечь? Прежде всего, с раннего детства называть половые органы ребенка так, как они называются. Пожалуйста, не надо всех этих «пись», «пирожочков» и «перчиков». Есть вагина, пенис, анус, гениталии. Это обычные нормальные слова. Педофилов они сбивают с толку своей «взрослостью». Известен случай, как девочка пожаловалась воспитателю, что папа «ест её печеньку», на что та ответила, что нельзя быть жадиной и надо делиться. И папа продолжал несколько лет, прежде чем она смогла рассказать. У педофилов это называется «кодовые слова». Приучайте ребенка к правильным названиям во избежание недоразумений и трагедий.

Объясните, что его тело — это неприкосновенность. Заведите «правило нижнего белья»: где маечка и трусики — находится интимная зона, там никому нельзя трогать без спроса. Спрашивайте сами ребенка «Можно?» перед тем, как провести гигиенические или медицинские процедуры. Эта маленькая формальность поможет малышу усвоить, что чужие прикосновения без его согласия — это не естественно. Пожалуйста, научите ребенка кричать. И громко выражать протест. Это можно сделать в игре. Расскажите, что люди бывают очень разные и злодеи вовсе не обязательно выглядят страшно. Проиграйте ситуацию, что к ребенку подошёл незнакомец и хочет увести его. Пусть он научится выкрикивать «Я вас не знаю!», «Отпустите!», пресловутый «Пожар!» и номер вашего телефона с призывом связаться с вами. Тренируйтесь регулярно, не запугивая, а играя.

Объясняйте, что куда-то позвать ребенка может и новый знакомый-ровесник, в этом случае необходимо оповестить вас. Расскажите, что взрослые скорее обратятся за помощью к взрослым, а не к ребенку, поэтому бросаться за угол «спасать котика» с незнакомцем не нужно. Не накручивайте себя и ребенка на тему того, что «за каждым углом поджидает педофил». Просто учите детей элементарным правилам безопасности, обращать внимание на детали, говорить «нет» и быстро уходить. Демонстрируйте соблюдение этих правил и сами.

Дети все разные. Есть те, чьи возможности здоровья ограничены: кто не может видеть, слышать, говорить или убежать. Есть дети стеснительные и робкие. Есть дети, проявляющие сексуальный интерес и активность по отношению к взрослым. Всегда следует учитывать такие возрастные особенности, как личностная незрелость, повышенная внушаемость и подчиняемость, неспособность даже «созревших» подростков в полной мере осознавать совершаемые с ними действия и их последствия. В рамках одной статьи невозможно охватить всё. Здесь я привожу общие рекомендации, но если ребенок имеет особенности, делающие его более уязвимым, следует проявить к этому отдельное внимание.

Самое главное — это доверие между вами, чтобы ребенок мог рассказать вам обо всем, что с ним происходит, что ему не понравилось или испугало. Чтобы не стеснялся и не боялся задать любой вопрос и знал, что получит ответ и поддержку. Не обесценивайте, не высмеивайте, не отмахивайтесь, проверяйте информацию. Обращайте внимание на изменения в настроении и поведении, на маршруты и новых друзей ребенка, соцсети подростков. Не проходите, пожалуйста, мимо чужих детей если вас что-то насторожило. Лучше проявить излишнюю бдительность, чем бездействие. Помните, как в песне у Слепакова — «А что, блин, если — да?»

Оригинал



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире