19:56 , 16 декабря 2013

Третий пересадочный контур (ТПК) метро: через Преображенку, не через Сокольники

Хочу пригласить уважаемых коллег-журналистов, особенно тех, кто разбирается в градостроительной тематике, к обсуждению трассировки северной части третьего пересадочного контура метро (ТПК).Чем раньше мы это сможем обсудить, тем больше вероятность, что к нам прислушаются. Мнение жителей я считаю обязательно надо учитывать при строительстве метро, пока этого не происходит. 

А кто готов поддержать нас — голосуйте за петицию на Change.org 

Самое важное кратко

Московское правительство, в нарушение генплана 2010 года, разработало проект строительства третьего пересадочного контура метро (ТПК), согласно которому северная часть кольца будет проходить через станции Савеловская, Рижская, Сокольники, Электрозаводская. Идея строительства ТПК понятна — надо разгрузить существующую кольцевую линию (планируют, что пассажиропоток на кольцевой линии уменьшится на 25%), а также третье транспортное кольцо (ТТК). Собственно против самого строительства ТПК вряд ли кто-то может быть против: метро в Москве одно из самых загруженных в мире.

Однако текущая реализация проекта весьма сомнительна: северный участок ТПК проходит слишком близко от существующей кольцевой линии и людям из окраин все равно придется ехать практически в центр города для пересадки.

К тому же на линии не создается никаких новых станций: линия просто «пронизывает» существующие радиальные станции и все.  http://stroi.mos.ru/metro (официальный сайт Московского правительства)

Однако совершенно недалеко от мест строительства новой ветки ТПК есть районы, где потребность в метро очень острая. Например это Богородское (там строится большой комплекс Дон-Строя «Лосиный остров», который еще ухудшит ситуацию), откуда не выехать ни на трамвае, ни на машине почти круглый день, пересечение ул. Галушкина и Космонавтов, Соколиная гора.

Несмотря на активные протесты жителей Сокольников (последний митинг 7 декабря 2013 года собрал более 200 человек) и просьбы жителей Богородского провести линию через Преображенку, власти все равно твердят про Сокольники и «Испанский» («Мадридский») проект, который, якобы, позволит сделать чудо и не слушают жителей.

Но ведь именно жителям города решать, как и где проводить линии, а не строителям,. Почему не происходит открытого обсуждения проекта с общественностью?  Разве власти города после выборов не декларировали цель на открытость и прозрачность? Почему не устроить открытое обсуждение проекта с оценкой всех плюсов и минусов, причем не с точки зрения «где проще строить», но прежде всего с точки зрения «зачем строить именно здесь»? Почему бы не привлечь к проекту экспертов по транспорту, независимых архитекторов? И всем вместе учесть не только районные проблемы, которое решает метро, но понять как повлияет та или иная трассировка линий на транспортные потоки в городском масштабе.

Только 44% жителей Сокольников на выборах мэра Москвы поддержали Собянина. Зачем, с учетом этих факторов, поднимать новую волну недовольства?

Теперь подробнее

Если посмотреть на схему, очевидна диспропорция: новое кольцо на юге Москвы проходит существенно дальше от кольцевой линии метро, чем его северная часть. А ведь это и есть его главная задача: как можно раньше «оттянуть» транспортные потоки, которые движутся каждый день из области и из спальных районов на периферии Москвы, от центральных районов Москвы.

Всем аргументам трассировки ТПК через Сокольники, Рижскую и Савеловскую можно противопоставить следующие:

1. Чем раньше оттянуть транспортные потоки из спальных районов и из области, тем лучше. Поэтому ВДНХ, Преображенская площадь и Петровско-Разумовская лучше чем Рижская, Сокольники и Савеловская.

2. Есть такой аргумент в трассировке ТПК ближе к кольцевой линии метро: мы запустим в эксплуатацию МКЖД  (Московскую кольцевую железную дорогу, на северо-востоке она проходит через метро Черкизовская), а строить ветку метро близко к МКЖД (Преображенская площадь VS Черкизовская) нерационально ибо возникает «конкуренция». Однако этот аргумент полностью несостоятелен, ибо на юге Москвы ТПК проходит существенно южнее чем МКЖД. МКЖД имеет свои минусы и не все побегут на нее пересаживаться. Во-первых, пересадки от метро на МКЖД не будут такими удобными (все-таки расстояние для перехода, выход на улицу). Во-вторых, зимой пассажирам придется стоять в ожидании поезда на холодных платформах как минимум 5 минут (заявленный интервал движения поездов). При температуре минус 20 это мало кому понравится.  

3. Трассировка ТПК через Петровско-Разумовскую и ВДНХ окончательно «убьет» монорельсовую дорогу. Это верно, но этот аргумент надо обсудить с теми, кто затеял этот глупый футуристический проект, который никогда не станет экономически выгодным. По сути, он пригоден разве что для экскурсий, ибо для поездок в район телецентра трамвай, который следует прямо под монорельсом и значительно с меньшими интервалами, на порядок более удобен.

4. В северо-восточной части Москвы хватает районов, в которые очень надо провести метро. Например: Богородское, пересечение улицы Галушкина и Космонавтов, Соколиная гора, телецентр. Проведение северной части ТПК через ВДНХ  и Преображенскую площадь позволит эти проблемы  решить. Жители этих районов ждут новые станции метро, так как без метро добраться из Богородского до, например, Преображенской площади можно только на трамвае, который постоянно стоит в пробках (трамвайные линии идут в центре весьма узкой автомобильной дороги). Поездка на маршрутке не лучше. Выбраться оттуда через Ростокинскую развязку к ВДНХ еще сложнее: это одна из самых «пробочных» развязок во всем ВАО.

Вообще строить новую линию и не создавать на ней новых станций (пересадочные станции сложно назвать «новыми») представляется предельно нерациональным.

5. Станции надо строить там, где скапливаются мощные пассажиропотоки, которые представляют собой мощные наземные пересадочные узлы. ВДНХ и Преображенская площадь, а также Петровско-Разумовская (куда можно направить ветку дальше, до ее пересечения с Полежаевской, где уже ведется строительство метро) представляют собой мощные пересадочные узлы общественного транспорта, в отличие от Рижской (несмотря на вокзал, потоки там весьма слабые, все выходят на ВДНХ) или Савеловской (Савеловский вокзал вообще много раз хотели закрыть и сейчас он по сути просто памятник архитектуры, а не транспортный узел).

Другое дело ВДНХ: там выходят все пассажиры с автобусов из Мытищ, Ивантеевки, Королева, Пушкино, Сергиева Посада (а также с монорельса). Или Петровско-Разумовская: мощный пересадочный узел для Дмитровского направления (там еще есть и станция жд + монорельс).

6. Ярославская железная дорога (пригородные поезда) не имеет ни одной платформы, которая была бы близка к станциям метро, в отличие от других направлений (Казанский вокзал: Выхино; Курский вокзал: Серп и Молот, Текстильщики; Павелецкий вокзал: Тульская, Нагатинская, Варшавская, Ленинградский вокзал: Петровско-Разумовская, Рижский вокзал: Дмитровская, Тушинская). Во многом именно поэтому так перегружен Ярославский вокзал и обе станции Комсомольская. Трассировка ТПК через Преображенскую площадь и ВДНХ позволит сделать станцию в районе платформ Маленковская или Яуза, и одновременно разгрузить вокзал и дать людям возможность приехать на отдых в Сокольники или Лосиный остров не только через весьма перегруженную в выходные станцию Сокольники. 

7. В Сокольниках находится уникальный парк, около метро — историческая липовая аллея, которая будет уничтожена при строительстве («Испанский» проект предполагает пересадку и сохранение лип, но кто поверит что наши власти будут так бережно относится к 50-летним деревьям?) В районе предполагаемого строительства весьма плотная застройка, включая «Дом в Сокольниках» Дон-Строя, Храм Воскресения Христова — единственный в Москве, который после революции не закрывался (благодаря чему сохранил многие реликвии, среди них список Иверской иконы, привезённый с Афона царю Алексею Михайловичу. В 1945 году в храме проходил Поместный собор, избравший Патриархом Московским и всея Руси Алексия I. Все эти объекты могут пострадать при строительстве, потому что находятся в опасной близи от многих памятников истории и культуры (по нормативам должно быть не менее 50 м, а стройка очень близка к этим границам).

8. Строительство метро в Сокольниках особенно критично с учетом сложных геологических условий: район находится на территориях с опасными геологическими процессами. 

9. Текущий генплан города Москвы, Закон от 05.05.2010 N17 «О Генеральном плане города Москвы», предусматривает две кольцевые линии: одну — через Рижскую,  Красносельскую и Бауманскую, и вторую — через ВДНХ, Преображенскую площадь и Семеновскую. Однако в нарушение данного закона и без принятия нового генплана департамент строительства руководствуется Постановлением Правительства Москвы от 04.05.2012 N 194-ПП  (ред. от 24.09.2013) «Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2020 гг., где не указано конкретной трассировки линий ТПК, а дано только указание о начальной и конечной станции конкретного участка: Северо-Восточный участок Третьего — 10,1 км , 5 станций. В то же время как в генплане есть четкая трассировка и заложены все те идеи по созданию на ТПК новых станций, в частности — в Богородском и около Ярославской железной дороги. Поскольку генплан уже принят и возможно есть и более детальная документация, какие такие секретные данные получили власти Москвы, чтобы обосновать отклонение от этого генплана и обосновать перетрассировку ТПК с районов, которые в метро нуждаются на районы, которые в новом метро не нуждаются? Неужели причиной строительства в Сокольниках являются только интересы и возможности фирмы «Бустрен-РМ», которую продвигают столичные власти?

10. На митинге жителей района Сокольники, который прошел на липовой аллее 7 декабря 2013 года (собралось около 200 человек, митинг был разрешенным), жители однозначно высказались против новой ветки в Сокольниках и за возврат и идее генплана Москвы 2010 года вести линию через Преображенскую площадь. Тем более, что площадка для строительства есть: это территория НИИ «ДАР», которая полностью расчищена под строительную площадку будущего жилого комплекса. Строительство там станции метро не затронет никаких исторически строений и не нанесет никакого вреда природе.

В общем, со всех точек зрения и с позиции города в целом трассировка северной части ТПК будет правильнее через ВДНХ и Преображенскую площадь. Задача оттягивания транспортных потоков от центра будет решена, а одновременно можно будет построить станции в новых районах (Богородское, Соколиная гора, ул. Галушкина). Конкуренции с МКЖД не  будет: люди должны иметь выбор как им ехать: по верху или под землей, к тому же если какая-то из этих магистралей будет перегружена или выйдет из строя, будет  проще перегруппировать потоки.

Более подробно — ссылки, фотографии, мнения — в нашей группе против метро в Сокольниках и за метро через Преображенскую площадь.

 

Комментарии

22

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


gregk 16 декабря 2013 | 20:04

тем больше вероятность, что к нам прислушаются//
Ох сомневаюсь


solnceokonce 17 декабря 2013 | 05:48

На встрече депутатов ВАО в апреле С.С. Собянин, услышав консолидированное мнение всех сокольнических депутатов - вести Третий контур через Сокольники не целесообразно с градостроительной, социальной точек зрения, надо вести его в соответствии с Генпланом - дал указание М.Ш. Хуснуллину организовать совещание с рабочей группой по Третьему контуру через Сокольники. Но вице-мэр до сих пор не сдержал своё обещание провести совещание.
Летом анонсировалась встреча префекта ВАО В.А. Тимофеева и вице-мэра М.Ш. Хуснуллина с населением ВАО. И снова у М.Ш. не нашлось на неё времени. На этой встрече с префектом было заявлено: в связи с массовыми письмами жителей Сокольников против планов строительства Третьего контура в районе и тем, что префектура жителей поддержала, Москомархитектура готовит к ноябрю проект прохождения трассы ТПК, минуя Сокольники.
Прошли выборы мэра.
И в ноябре нескольким местным депутатам кулуарно, даже без приглашения профессионалов, в частности, члена рабочей группы архитектора-градостроителя Харитоновой З.В., проектировавшей районы Восточного округа, был показан проект всё того же самого прохождения Третьего контура через Сокольники со строительством станции открытым котлованом "испанским методом".
Так ведут себя сегодня представители городской власти. Когда нужно, чтобы не было протестного голосования, жителей успокаивают.
А затем снова ведут свою линию на обслуживание корпоративных, ведомственных, не гос. интересов - строить дешевле за счёт игнорирования интересов москвичей в Восточном округе, которых лишают новых станций и новой кольцевой линии, собираясь вести Третий контур у границ Центрального округа.


constantin_sergeevich 16 декабря 2013 | 20:24

ИМХО: нынешний проект ТПК (там, где один-два-три пергона от Кольцевой линии и там, где почти дублируется Р/Ж/Д) это маразм!
Кольцевая линия ведь не потому загружена, что нет ТПК через "Сокольники" и "Марьину Рощу", а потому что она тяготеет к вокзалам и Садовому Кольцу.
Нужно полноценное, запланированное ещё в 70-е Большое Метрокольцо, частично подземное (как минимум от "Войковской" до "Каховской" + перегон от "Черкизовской" до "Улицы Подбельского") и частично наземное (с использованием северных, северо-восточных и восточных участков МК МЖД), которое можно закрыть "коробами"/ "тубусами".
А западные, юго-западные, южные и юго-восточные участки МК МЖД следует отдать хордовым линиям сквозной электрички (типа S-Bahn) для соединения противолежащих пригородов (в т.ч. аэропортов) через околоцентральные и окраинные районы Москвы (в т.ч. нынешние станции метро), минуя тупиковые вокзалы.


constantin_sergeevich 16 декабря 2013 | 20:28

Только 44% жителей Сокольников на выборах мэра Москвы поддержали Собянина.
==============================================
Это из пришедших на выборы? Или у вас явка была с чеченским счётом?


constantin_sergeevich 16 декабря 2013 | 20:36

3. Трассировка ТПК через Петровско-Разумовскую и ВДНХ окончательно "убьет" монорельсовую дорогу. Это верно, но этот аргумент надо обсудить с теми, кто затеял этот глупый футуристический проект, который никогда не станет экономически выгодным. По сути, он пригоден разве что для экскурсий, ибо для поездок в район телецентра трамвай, который следует прямо под монорельсом и значительно с меньшими интервалами, на порядок более удобен.
=================================================
Сооружения под лужковскую заново изобретённую монохрень (где кабинки и впрямь для экскурсий только годятся) можно и даже нужно интегрировать с трамвайной сетью.


oqpant 16 декабря 2013 | 20:43

В целом смысл статьи поддерживаю,но п.4 лукавый - автор не упомянул,что из центра Богородского также можно доехать и до м.Ул.Подбельского, не дальше,чем до Преображенки.


sturko Сергей Турко 16 декабря 2013 | 20:59

Можно доехать до Подбельского, верно. но если уж строить новое кольцо, то Богородское хорошо бы учесть


sturko Сергей Турко 16 декабря 2013 | 22:10

Спасибо!!!


viktormotovilov Виктор Мотовилов 16 декабря 2013 | 22:16

Есть проект развития метро до 2100 года, в котором есть великолепный третий пересадочный контур, который проходит по спальным районам, соединяет пригородное сообщение и метро. Не нужно изобретать велосипед. Приспосабливать МКЖД для перевозки пассажиров, дорого, гарантированы большие убытки, неудобно для пассажиров, например метро «Войковская» находится от МКЖД на расстоянии 800 метров, платформа «Северянин» - 800 м по промзоне, метро «Партизанская» - 400 метров, метро «Воробьевы горы» больше километра и так далее. Маршрут МКЖД уже проложен, пригородные поезда тоже уже ходят по проложенным рельсам, станции метро, в большинстве случаев, тоже построены устройство удобных пересадочных пунктов, или вообще не возможно, или будет связано со значительными расстояниями, увязать в единую удобную транспортную систему будет не возможно, в любом случае это будет какой то компромисс. Выходить из метро, покупать билет на скоростной поезд МКЖД, ехать несколько остановок, снова спускаться в метро и покупать новый билет не выгодно, и люди будут стараться добраться до нужного места просто на метро. Пассажирские перевозки прекращены в 1934 году, потому что были не востребованы. Не электрифицированная МКЖД проходит по промзоне, пассажиров там нет. Утопический проект реконструкции МКЖД будет стоить налогоплательщикам огромных денег, примерно 250 млрд. рублей и вряд ли будет рентабельным.


constantin_sergeevich 16 декабря 2013 | 23:48

viktormotovilov,
вы так рассуждаете, как будто не в курсе, что:

1) Вблизи МК МЖД реорганизуемые промзоны, вместо которых уже возникают (и планируются активно возникать) комплексы с офисами и апартаментами;

2) Расстояния между станциями на МК МЖД и станциями нынешнего метро (которые не расположены впритирку (или над), как "Кутузовская" или "Ленинский Проспект") можно задействовать под вместительные паркинги и торговые/сервисные центры.

3) Часть Большого Метрокольца может быть под землёй и необязательно совпадать с МК МЖД (в отдалении от станций метро).

4) Западный, юго-западный, южный и юго-восточный участки МК МЖД можно приспособить не для нового кольцевого(прежде всего), а для сквозного межпригородного сообщения.

5) Используя МК МЖД + радиальные направления (Аэропорт Шереметьево-Аэропорт Домодедово, Аэропорт Внуково - Раменское, Звёздный Городок - Климовск, Дедовск-Купавна, Зеленоград - Одинцово) можно существенно разгрузить нынешние линии метро, создав если не альтернативу, то серьёзное подспорье нынешнему метро. Которое позволит многим вообще не пользоваться метрополитеном или свести к минимуму его посещение.


kukuruzo 16 декабря 2013 | 22:21

/Разве власти города после выборов не декларировали цель на открытость и прозрачность? /
Вроде автор статьи взрослый дяденька а в сказки все верит.
Не будет открытости, не будет прозрачности. Будет дорого и плохо.


alexandro111 16 декабря 2013 | 22:30

Сергей! С Вашей идеей ("северный участок ТПК проходит слишком близко от существующей кольцевой линии") полностью согласен, но увы уже поздно! Посмотрите на участке Динамо-Савеловской уже сделали существенную часть работ на расстоянии 1(одной) станции от кольца. Конечно логично было делать не ближе Войковской-Петровско-Разумовской.


constantin_sergeevich 17 декабря 2013 | 00:02

но увы уже поздно! Посмотрите на участке Динамо-Савеловской уже сделали существенную часть работ
=============================
Этот участок (который с пересадками на м.Динамо и м.Савёловская) может быть подземным участком (пусть и с верхним токосъёмом) хордовой, в основном наземной линии, которая может соединить аэропорт Домодедово - город Домодедово - Видное - Бирюлёво - Варшавскую - Нагатинскую - Ленинский проспект- Спортивную - Кутузовскую - Сити с аэропортом Шереметьево (через Тимирязевскую, Дегунино, Долгопрудную).
Главное - остановить бессмысленную затею с проведением ТПК через "Марьину Рощу" и "Сокольники" (в одном-двух перегонах от Кольцевой).


watercress 17 декабря 2013 | 00:48

пожалуйста, поддержите соблюдение закона и здравый смысл!
надо когда-то начинать.


kom__ 17 декабря 2013 | 11:10

Подписал.


sturko Сергей Турко 18 декабря 2013 | 20:39

Ну я просто про Электрозаводскую не в курсе, вариант Генплана Москвы планировал пройти через Семеновскую. ВАм рекомендую узнать детали, касающиеся вашего района и разбираться с муниципальными депутатами, писать в электронную приемную департамента транспорта и поднимать общественность, включая журналистов. Чем нас больше, тем лучше.


sturko Сергей Турко 16 декабря 2013 | 21:00

у нас в Сокольниках явка на выборы была далеко не чеченская - пороюсь, найду. это из проголосовавших, естественно


16 декабря 2013 | 21:17

Всю жизнь прожила в Сокольниках, сейчас - на Преображенке.
Технически, с учетом многоэтажной застройки, конечно, Сокольники- худший вариант.
А голосование в Сокольниках всегда было самым прогрессивным по Москве.


kom__ 16 декабря 2013 | 23:11

О, да мы - земляки :)
Как житель Сокольников с более, чем четвертьвековым стажем полностью согласен с аргументацией. А на первое место поставил бы слабость грунтов.


sturko Сергей Турко 16 декабря 2013 | 21:01

Константин, тогда поделитесь плиз статьей, я на для себя стараюсь а для общего дела


constantin_sergeevich 16 декабря 2013 | 21:37

Сергей,
кому интересно и кто рядом с Сокольниками - тому направлю точно. )


coool.ok 17 декабря 2013 | 11:11

Почему-то ни разу в блоге не написано про "Электрозаводскую", а она тоже становится пересадочной. Судя по всему вырубят сквер на набережной, а до МКЖД метров 200. До пересадочной "Курской" одна остановка. Про грунты я вообще молчу в этом месте (всё в Яузу стекает). Логики в прокладке северной части кольца нет вообще. Начиная от "Полежаевской", заканчивая "Авиамоторной" всё хочется "оттянуть" вверх.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире