sturko

Сергей Турко

31 января 2014

F

Вчера, 30 января, мы с женой были на встрече руководства ВАО с жителями округа. Объявление об этом собрании было опубликовано в газете «Восточный округ», это была встреча заммэра П.П. Бирюкова и префекта В.А. Тимофеева с жителями, тема: «О реализации программы комплексного развития территории ВАО в 2013 и планах на 2014 год». Начало встречи было намечено на 19:00.

Думали, может, что-то узнаем про новое метро, строительство которого в Сокольниках нас так беспокоит. Увидели же куда более удивительные вещи. Самое главное, что мы поняли: на встречах властей с жителями города сами жители не нужны. Нужны лояльные, тихие «зрители», связанные с управами, которые не задают неудобных вопросов. Ну и полиции побольше, человек 30, и желательно, чтобы среди них один был обязательно сурьезный, в папахе. И обязательно МЧС, без них никак не провести встречу с префектом. И тогда все будет хорошо, можно поставить галочку, что «встреча прошла успешно». Самое ужасное, что те, кто не видел, как подобные встречи происходят в реальности, могут действительно поверить, что встречи с жителями проходят, люди высказываются и — на удивление — поддерживают все решения властей.

Когда мы пришли к 19:00 к дворцу творчества «Преображенский», что на Большой Черкизовской, 15, двери в зал собраний уже были закрыты и оба входа охраняла полиция: «Зал вмещает 350 человек, он полностью заполнен, мест нет». Пропускать отказывалась, даже чтобы «просто постоять». Оказывается, полиция нас бережет и заботится о нашем здоровье: как бы мы не заработали плоскостопие. Странно, что в церкви на праздники стоять можно аж по четыре часа и охраняющая храмы полиция подобной заботы о прихожанах не проявляет. Надо будет проверить, действительно ли по технике безопасности, на которую ссылаются блюстители плоскостопия, слушать префекта стоя опасно для здоровья.    

В фойе таких, как мы, осталось еще человек сто, все в крайнем возмущении, что их не пускают. В основном это пенсионеры, хотя попадались и люди нашего возраста. Собравшиеся мне рассказали, что двери в зал закрыты аж с шести вечера. То есть «правильные» люди, которых по-настоящему заботит судьба родного округа, приехали как минимум за час до начала собрания, а то и раньше. И приехали не просто так: их привезли на автобусах. Видимо, они настолько все «правильные», что решили не создавать толпу на входе, а пройти одной стройной колонной, быстро и уверенно, чтобы внимать и записывать. А автобусы, на которых они подъезжали, они арендовали сами, скинувшись своими скромными пенсиями.

Вот что говорят сами жители по этому поводу.

Светлана Чибисова, член общественного совета парка «Сокольники», жительница ВАО: «Подошедшие за полчаса до начала и раньше люди сказали, что на автобусах подвозили сотрудников управ, других районных и окружных организаций, их пропускали в зал. А жителей, пришедших на встречу, оттеснили за живой коридор и не впустили в зал».

Яна Ильменская, житель района Сокольники: «Присутствовать на встрече префекта Восточного округа Тимофеева В.А. и заммэра Бирюкова П.П. с населением ВАО не удалось по тем причинам, что пришедших на встречу просто не пропустили в зал заседаний. Объясняя жителям, толпившимся у дверей, что зал полностью заполнен. Те, кто пришел раньше, утверждают, что в зал заседаний проходили люди по специально созданному коридору из полицейских. Жителей оттеснили, и уже в 18:15 в зал никому из жителей пройти не удалось, хотя встреча была назначена на 19:00. Однозначно, что органы местного самоуправления, действуя таким образом, нарушают права граждан на их право высказать свое мнение».

Михаил Тимонов, координатор сообщества «Гражданин ВАО»: «Полицейский пазик с гостеприимно распахнутыми дверями, перекрывший ворота Дворца, и заставляющий желающих пропихиваться бочком — отменное первое впечатление! Задающее настрой так сказать… На подступах и внутри более двадцати полицейских и зачем-то МЧС. Внутрь можно было попасть, если приехали за час до мероприятия. Примерно треть зала было наполнено работниками управ и провластными мундепами. Например, заполнение первых рядов сотрудниками мэрии и префектуры контролировал мундеп Преображенского от ЕР Артем Киселев.»

Впрочем, сказать, что нас совершенно отрубили от информации, нельзя: в фойе висел огромный телевизор, где можно было видеть серьезных дядек за столом (не помню, был ли там графин), которые зачитывали заготовленные записки и даже давали возможность задать вопросы из зала. Некоторым «чужим» людям, читай — жителям округа, удалось-таки просочиться в зал: они знали, что дежурить у входа надо примерно с обеда.

Например, заслуженный архитектор и житель нашего района Зоя Васильевна Харитонова задала-таки вопрос про метро, почему его строят, невзирая на недовольство жителей? Почему так скоропалительно было принято решение о прокладке еще одного метрокольца вблизи Кольцевой линии метро, в частности через станции «Электрозаводская» — «Сокольники» — «Рижская». И это при том, что по закону о Генеральном плане Москвы Третий пересадочный контур метро (новое кольцо) должен прокладываться на расстоянии в 2 раза дальше от кольцевой линии: через Соколиную Гору, Преображенскую площадь, Богородское. По Генплану несколько районов в ВАО получили бы новые станции метро в пешей доступности. Жители Восточного округа чрезвычайно нуждаются в скоростном транспорте в не охваченных метро районах. С этими вопросами жители района Сокольники, которых не устраивает, что ради строительства метрокольца будет снесена липовая аллея у метро, что метротоннель пройдет под парком, вблизи от памятников истории и культуры, не раз обращались к руководству города. Не получен ответ на обращение-резолюцию митинга против строительства Третьего контура через Сокольники, за строительство метрокольца по Генплану через Преображенскую площадь и Богородское от мэра города. Вице-мэр М.Ш. Хуснуллин не выполнил обещание встретиться с рабочей группой по метро при муниципальном образовании Сокольники.

В ответ на это П.П. Бирюков заявил, что он дает обещание ответить на обращение жителей, что решения по строительству Третьего контура принимаются с учетом интересов жителей… Но если власти так наплевали на жителей на этом собрании, просто не пустив их в зал, то я вполне себе представляю, как они будут отвечать на вопросы письменно. Никак.

Присутствие просочившихся активистов довольно эффективно нейтрализовалось методикой проведения встречи. Сначала Бирюков минут сорок делал доклад про успехи московского правительства в освоении бюджета (например — про развитие ГБУ и украшение деревьев в центре гирляндами). А в оставшееся время — ответы на записки (как стало понятно по ходу — тщательно отфильтрованных так, чтобы остались вопросы либо смешные, либо частные, либо позволяющие проявить царскую щедрость, пообещав наказать нерадивых, и привести квартиру в порядок). 

— По запискам работаем? 

— НЕТ!!! — ревет зал, но треть кричит  — ДА!!! КОНЕЧНО!!! 

— Ну, я рад, что у нас такое единодушие. Значит по запискам.

Цирк, в общем.

Несолоно хлебавши, идем обратно, проходим мимо полицейского «пазика». Около багажного отсека колупается молодой полисмен. Спрашиваю его, зачем столько полиции, народ ведь мирный собрался, пенсионеры в основном. «Сам удивляюсь», — ответил он. И добавил, что у них здесь в «пазике» 15 человек, ну и еще примерно столько же приехало «местных», в сумме полиции где-то человек 25-30.

В общем, уважаемые жители города, если вы хотите присутствовать на подобных встречах, занимайте места с утра, контролируйте все входы и выходы, прорывайтесь в первые ряды, снимайте и записывайте все, что происходит. Так хотя бы ваши потомки узнают, как прекрасно управляется наш город и как мелкие чиновники, подобные вышеописанным товарищам, к вам относятся: как к быдлу, с которым даже говорить не пристало. Печально.

Фото здесь. Качество поганое, прошу прощения. В след. раз возьму профессиональную технику. 

Оригинал

Хочу пригласить уважаемых коллег-журналистов, особенно тех, кто разбирается в градостроительной тематике, к обсуждению трассировки северной части третьего пересадочного контура метро (ТПК).Чем раньше мы это сможем обсудить, тем больше вероятность, что к нам прислушаются. Мнение жителей я считаю обязательно надо учитывать при строительстве метро, пока этого не происходит. 

А кто готов поддержать нас — голосуйте за петицию на Change.org 

Самое важное кратко

Московское правительство, в нарушение генплана 2010 года, разработало проект строительства третьего пересадочного контура метро (ТПК), согласно которому северная часть кольца будет проходить через станции Савеловская, Рижская, Сокольники, Электрозаводская. Идея строительства ТПК понятна — надо разгрузить существующую кольцевую линию (планируют, что пассажиропоток на кольцевой линии уменьшится на 25%), а также третье транспортное кольцо (ТТК). Собственно против самого строительства ТПК вряд ли кто-то может быть против: метро в Москве одно из самых загруженных в мире.

Однако текущая реализация проекта весьма сомнительна: северный участок ТПК проходит слишком близко от существующей кольцевой линии и людям из окраин все равно придется ехать практически в центр города для пересадки.

К тому же на линии не создается никаких новых станций: линия просто «пронизывает» существующие радиальные станции и все.  http://stroi.mos.ru/metro (официальный сайт Московского правительства)

Однако совершенно недалеко от мест строительства новой ветки ТПК есть районы, где потребность в метро очень острая. Например это Богородское (там строится большой комплекс Дон-Строя «Лосиный остров», который еще ухудшит ситуацию), откуда не выехать ни на трамвае, ни на машине почти круглый день, пересечение ул. Галушкина и Космонавтов, Соколиная гора.

Несмотря на активные протесты жителей Сокольников (последний митинг 7 декабря 2013 года собрал более 200 человек) и просьбы жителей Богородского провести линию через Преображенку, власти все равно твердят про Сокольники и «Испанский» («Мадридский») проект, который, якобы, позволит сделать чудо и не слушают жителей.

Но ведь именно жителям города решать, как и где проводить линии, а не строителям,. Почему не происходит открытого обсуждения проекта с общественностью?  Разве власти города после выборов не декларировали цель на открытость и прозрачность? Почему не устроить открытое обсуждение проекта с оценкой всех плюсов и минусов, причем не с точки зрения «где проще строить», но прежде всего с точки зрения «зачем строить именно здесь»? Почему бы не привлечь к проекту экспертов по транспорту, независимых архитекторов? И всем вместе учесть не только районные проблемы, которое решает метро, но понять как повлияет та или иная трассировка линий на транспортные потоки в городском масштабе.

Только 44% жителей Сокольников на выборах мэра Москвы поддержали Собянина. Зачем, с учетом этих факторов, поднимать новую волну недовольства?

Теперь подробнее

Если посмотреть на схему, очевидна диспропорция: новое кольцо на юге Москвы проходит существенно дальше от кольцевой линии метро, чем его северная часть. А ведь это и есть его главная задача: как можно раньше «оттянуть» транспортные потоки, которые движутся каждый день из области и из спальных районов на периферии Москвы, от центральных районов Москвы.

Всем аргументам трассировки ТПК через Сокольники, Рижскую и Савеловскую можно противопоставить следующие:

1. Чем раньше оттянуть транспортные потоки из спальных районов и из области, тем лучше. Поэтому ВДНХ, Преображенская площадь и Петровско-Разумовская лучше чем Рижская, Сокольники и Савеловская.

2. Есть такой аргумент в трассировке ТПК ближе к кольцевой линии метро: мы запустим в эксплуатацию МКЖД  (Московскую кольцевую железную дорогу, на северо-востоке она проходит через метро Черкизовская), а строить ветку метро близко к МКЖД (Преображенская площадь VS Черкизовская) нерационально ибо возникает «конкуренция». Однако этот аргумент полностью несостоятелен, ибо на юге Москвы ТПК проходит существенно южнее чем МКЖД. МКЖД имеет свои минусы и не все побегут на нее пересаживаться. Во-первых, пересадки от метро на МКЖД не будут такими удобными (все-таки расстояние для перехода, выход на улицу). Во-вторых, зимой пассажирам придется стоять в ожидании поезда на холодных платформах как минимум 5 минут (заявленный интервал движения поездов). При температуре минус 20 это мало кому понравится.  

3. Трассировка ТПК через Петровско-Разумовскую и ВДНХ окончательно «убьет» монорельсовую дорогу. Это верно, но этот аргумент надо обсудить с теми, кто затеял этот глупый футуристический проект, который никогда не станет экономически выгодным. По сути, он пригоден разве что для экскурсий, ибо для поездок в район телецентра трамвай, который следует прямо под монорельсом и значительно с меньшими интервалами, на порядок более удобен.

4. В северо-восточной части Москвы хватает районов, в которые очень надо провести метро. Например: Богородское, пересечение улицы Галушкина и Космонавтов, Соколиная гора, телецентр. Проведение северной части ТПК через ВДНХ  и Преображенскую площадь позволит эти проблемы  решить. Жители этих районов ждут новые станции метро, так как без метро добраться из Богородского до, например, Преображенской площади можно только на трамвае, который постоянно стоит в пробках (трамвайные линии идут в центре весьма узкой автомобильной дороги). Поездка на маршрутке не лучше. Выбраться оттуда через Ростокинскую развязку к ВДНХ еще сложнее: это одна из самых «пробочных» развязок во всем ВАО.

Вообще строить новую линию и не создавать на ней новых станций (пересадочные станции сложно назвать «новыми») представляется предельно нерациональным.

5. Станции надо строить там, где скапливаются мощные пассажиропотоки, которые представляют собой мощные наземные пересадочные узлы. ВДНХ и Преображенская площадь, а также Петровско-Разумовская (куда можно направить ветку дальше, до ее пересечения с Полежаевской, где уже ведется строительство метро) представляют собой мощные пересадочные узлы общественного транспорта, в отличие от Рижской (несмотря на вокзал, потоки там весьма слабые, все выходят на ВДНХ) или Савеловской (Савеловский вокзал вообще много раз хотели закрыть и сейчас он по сути просто памятник архитектуры, а не транспортный узел).

Другое дело ВДНХ: там выходят все пассажиры с автобусов из Мытищ, Ивантеевки, Королева, Пушкино, Сергиева Посада (а также с монорельса). Или Петровско-Разумовская: мощный пересадочный узел для Дмитровского направления (там еще есть и станция жд + монорельс).

6. Ярославская железная дорога (пригородные поезда) не имеет ни одной платформы, которая была бы близка к станциям метро, в отличие от других направлений (Казанский вокзал: Выхино; Курский вокзал: Серп и Молот, Текстильщики; Павелецкий вокзал: Тульская, Нагатинская, Варшавская, Ленинградский вокзал: Петровско-Разумовская, Рижский вокзал: Дмитровская, Тушинская). Во многом именно поэтому так перегружен Ярославский вокзал и обе станции Комсомольская. Трассировка ТПК через Преображенскую площадь и ВДНХ позволит сделать станцию в районе платформ Маленковская или Яуза, и одновременно разгрузить вокзал и дать людям возможность приехать на отдых в Сокольники или Лосиный остров не только через весьма перегруженную в выходные станцию Сокольники. 

7. В Сокольниках находится уникальный парк, около метро — историческая липовая аллея, которая будет уничтожена при строительстве («Испанский» проект предполагает пересадку и сохранение лип, но кто поверит что наши власти будут так бережно относится к 50-летним деревьям?) В районе предполагаемого строительства весьма плотная застройка, включая «Дом в Сокольниках» Дон-Строя, Храм Воскресения Христова — единственный в Москве, который после революции не закрывался (благодаря чему сохранил многие реликвии, среди них список Иверской иконы, привезённый с Афона царю Алексею Михайловичу. В 1945 году в храме проходил Поместный собор, избравший Патриархом Московским и всея Руси Алексия I. Все эти объекты могут пострадать при строительстве, потому что находятся в опасной близи от многих памятников истории и культуры (по нормативам должно быть не менее 50 м, а стройка очень близка к этим границам).

8. Строительство метро в Сокольниках особенно критично с учетом сложных геологических условий: район находится на территориях с опасными геологическими процессами. 

9. Текущий генплан города Москвы, Закон от 05.05.2010 N17 «О Генеральном плане города Москвы», предусматривает две кольцевые линии: одну — через Рижскую,  Красносельскую и Бауманскую, и вторую — через ВДНХ, Преображенскую площадь и Семеновскую. Однако в нарушение данного закона и без принятия нового генплана департамент строительства руководствуется Постановлением Правительства Москвы от 04.05.2012 N 194-ПП  (ред. от 24.09.2013) «Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2020 гг., где не указано конкретной трассировки линий ТПК, а дано только указание о начальной и конечной станции конкретного участка: Северо-Восточный участок Третьего — 10,1 км , 5 станций. В то же время как в генплане есть четкая трассировка и заложены все те идеи по созданию на ТПК новых станций, в частности — в Богородском и около Ярославской железной дороги. Поскольку генплан уже принят и возможно есть и более детальная документация, какие такие секретные данные получили власти Москвы, чтобы обосновать отклонение от этого генплана и обосновать перетрассировку ТПК с районов, которые в метро нуждаются на районы, которые в новом метро не нуждаются? Неужели причиной строительства в Сокольниках являются только интересы и возможности фирмы «Бустрен-РМ», которую продвигают столичные власти?

10. На митинге жителей района Сокольники, который прошел на липовой аллее 7 декабря 2013 года (собралось около 200 человек, митинг был разрешенным), жители однозначно высказались против новой ветки в Сокольниках и за возврат и идее генплана Москвы 2010 года вести линию через Преображенскую площадь. Тем более, что площадка для строительства есть: это территория НИИ «ДАР», которая полностью расчищена под строительную площадку будущего жилого комплекса. Строительство там станции метро не затронет никаких исторически строений и не нанесет никакого вреда природе.

В общем, со всех точек зрения и с позиции города в целом трассировка северной части ТПК будет правильнее через ВДНХ и Преображенскую площадь. Задача оттягивания транспортных потоков от центра будет решена, а одновременно можно будет построить станции в новых районах (Богородское, Соколиная гора, ул. Галушкина). Конкуренции с МКЖД не  будет: люди должны иметь выбор как им ехать: по верху или под землей, к тому же если какая-то из этих магистралей будет перегружена или выйдет из строя, будет  проще перегруппировать потоки.

Более подробно — ссылки, фотографии, мнения — в нашей группе против метро в Сокольниках и за метро через Преображенскую площадь.

 

Вспоминаю, что я вчера на «Дожде» говорил про ликвидацию Российской книжной палаты и про передачу ее в ведение ИТАР-ТАСС. Что-то про процессный менеджмент, про профессиональное руководство рассказывал. Как я был наивен! Спасибо Михаилу Васянину, он напомнил в комментариях моего поста про особнячок. Теперь все стало понятно. 

Зачем России профессиональный менеджмент? У нас есть ресурсы: нефть, газ, металлы В Москве нефти и газа нет, но есть здания и сооружения. Вот где надо искать ответ на вопрос, почему инициируются любые реформы, что РАН, что Российской книжной палаты. Палате ведь принадлежит отличный особняк на Кремлевской  набережной, дом 1. 

Думаю, события могут развиваться так: ИТАР-ТАСС худо-бедно интегрирует ее функции, сократит численность персонала Палаты, признает нецелесообразным использование здания в центре Москвы под ее функции, выделит оставшимся сотрудникам Палаты пару комнат где-нибудь в Химках, а особняк на Кремлевской набережной продадут. Навальный напишет пост (с документами и фотографиями) о том, кто и сколько на этом заработал. Мы это будем жарко обсуждать. А потом, через месяц, все забудем. 

Страна большая, и зданий в ней очень много. А потому, нам стоит ждать все новых и новых реформ. 

07 декабря 2013

Бьем тревогу

В Сокольниках собираются строить станцию метро третьего пересадочного контура.

С жителями района никто не посоветовался. Власти никак не обосновали, почему линия метро должна пройти именно через Сокольники, а не через более удобную станцию «Преображенская Площадь». Ведь цель строительства новой линии метро — разгрузить центр! Почему же новую ветку строят рядом с этим центром, хотя логично как раз оттянуть контур в сторону периферии?

Открытого обсуждения проекта с общественностью не проходит. Почему? Разве власти города после выборов не декларировали цель на открытость и прозрачность? Почему не устроить открытое обсуждение проекта с оценкой всех плюсов и минусов? Зачем проект продолжают реализовывать «втихаря», никак не объясняя жителям района проект в целом?

Есть и локальные причины, по которым стоит оставить Сокольники в покое. Здесь находится уникальный парк, около метро — историческая липовая аллея. В районе предполагаемого строительства — весьма плотная застройка, включая «Дом в Сокольниках» Дон-строя. Тут же — Храм Воскресения Христова, единственный в Москве, который после революции не закрывался ни разу и именно здесь избирали Патриарха Московского и всея Руси Алексия I.

Все эти объекты могут пострадать при строительстве, потому что они находятся в опасной близи от зоны строительства. Строительство метро в Сокольниках особенно критично с учетом сложных геологических условий: район находится на территориях с опасными геологическими карстово-суффизионными процессами (именно поэтому так долго не могли принять в эксплуатацию гостиницу Holiday Inn., что напротив метро)

Все это — предмет для гласного и предметного обсуждения. Мы приглашаем жителей района Сокольники на сегодняшний митинг, который состоится с 13-00 до 15-00 на Сокольнической аллее, — и, разумеется, приглашаем туда представителей мэрии.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире